Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности в стране, обеспечения охраны жизни и здоровья людей, других прав и свобод человека и гражданина, собственности, вещественного порядка и общественной безопасности от преступных посягательств, важное место принадлежит исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы РК, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, готовить их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы.
Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями. Научная разработка данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных.
Актуальность данной проблемы обусловливается и в значительной степени сменой социально-экономических ориентиров казахстанского общества, новыми общественными отношениями, применением международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы.
Современная правовая политика государства положила начало реальному изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации. Создаются более благоприятные условия в исправительных учреждениях для успешной ресоциализации осужденных.
Принятые в 2003-2011 годах законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК», направлены на гуманизацию наказаний лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также подписание Главой государства актов об амнистии к отдельным категориям осужденных, позволили снизить численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой — в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного — важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказание, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе воспитательного воздействия на лишенного свободы возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении и в тесной связи теории и практики.
И, наконец, исправление осужденных осуществляется в своеобразной субкультурной среде. Субкультура правонарушителей является, по мнению многих отечественных ученых, главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений, так как она во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания. Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного казахстанского общества, она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.
Многообразие меняющейся с освобождением жизненной ситуации сложно очертить и предвидеть заранее, однако в значительной степени определить необходимость помощи конкретному лицу с учётом многих факторов можно ещё в период отбывания им наказания в виде лишения свободы. Исследования показывают, что в целях позитивной ресоциализации и для каждого освобождаемого в той или иной мере важным является:
-бытовое устройство;
-трудовое устройство;
-восстановление и приобретение новых, положительных социальных связей;
-психологическое
-правовая подготовка. [27, -С.79]
Перечисленные элементы, как представляется, следует признать наиболее значительными элементами подготовки к освобождению в целях достижения успешной ресоциализации в гражданском обществе.
В 2002 году постановлением Правительства РК были утверждены Положение о Попечительском совете при воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы, основными функциями которого являются: [35]
1) содействие в оказании
2) оказание помощи в улучшении
коммунально-бытовых условий
3) содействие исправительным учре
4) проведение семинаров, конференций
и других мероприятий, содействующих достижению
задач Совета;
5) организация шефства над
6) привлечение к воспитательному
процессу неправительственных
7) информирование общественности
о проблемах и нуждах
8) содействие развитию
художественно-прикладного
9) организация благотворительных концертов, встреч, лекций, спортивных, просветительских и культурных мероприятий, пополнение библиотечных фондов воспитательных колоний;
10) осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству.
Проведенные опросы со слушателями ФПК и П Академии КУИ МВД РК, позволяют узнать мнение практических сотрудников УИС МВД РК на проблемы ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Опросом было охвачено 12 отраслевых подразделений УИС численностью более 250 человек. Точную цифру мы не приводим, так как отдельные респонденты, участвуя в анкетировании, по не отдельным вопросам затруднились дать ответ и их ответы не учитывались. Основной вопрос звучал: «Как совершенствовать механизм ресоциализации граждан, освобожденных из мест лишения свободы?».
Сотрудники оперативных подразделений ИУ (26%) предложили принять закон РК «О социальной защите лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Следует отметить, что ни одна категория опрошенных не осталась равнодушной к данному предложению.
Создать специализированные приюты для ранее судимых, не имеющих жилья предложило всего 20% сотрудников оперативных отделов. Старшие инспектора ИТСО (инженерно-технические средства охраны), заместители начальников ИУ по воспитательной работе и общим вопросам ни одного голоса не отдали за такое предложение. Зато эти категории опрошенных (28%) предложили совершенствовать механизм работы экспериментальных Центров реабилитации в г.Усть-Каменогорск и Чимкент.
Согласно статье 20 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции» одной из функций органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности является организация и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания.
В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2007 года № 783 в городах Усть-Каменогорск и Шымкент созданы Центры реабилитации Комитета УИС для лиц, освобожденных из мест лишения свободы (далее - Центры).
В период деятельности Центров за помощью обратилось всего лишь 89 человек, при предполагавшемся лимите наполнения 200 человек. Одной из причин малочисленности обратившихся лиц является то, что данные Центры находятся в ведении Комитета УИС и осужденные, освободившиеся из мест лишения свободы, испытывают психологический дискомфорт считая, что будут находиться под постоянным наблюдением персонала, приравненного к сотрудникам УИС.
Кроме того, открытие указанных Центров привело к дублированию их деятельности с Центрами социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, созданными постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 марта 2000 года № 408 в каждом областном центре при местных исполнительных органах, что не согласуется с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 147.
Таким образом, эксперимент создания Центров реабилитации при Комитете УИС показал свою неэффективность. При таких обстоятельствах, выделение дополнительных средств на создание Центров представляется нецелесообразным. В этой связи, Министерством юстиции в Администрацию Президента и Правительство внесено предложение о целесообразности передачи функции социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы Центрам социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства созданным при местных исполнительных органах, а действующие Центры при Комитете УИС упразднить. Данное предложение одобрено Президентом Республики Казахстан (поручение от 30 мая 2009 года № 52-9.72). Этого мнения придерживаются примерно около 20% опрошенных практических сотрудников ИУ РК.
В целях создания условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, во всех акиматах городов республиканского значения, столицы, городов областного значения, областных и районных акиматах созданы консультативно-совещательные органы по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания (далее - КСО).
Согласно утвержденным планам работ КСО периодически проводятся семинары и совещания по вопросам содействия деятельности исправительных учреждений.
В целях оценки проводимой работы в данном направлении, приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 7 июля 2009 года № 89 утверждены критерии оценки деятельности КСО, выработанные на основе предложений, данных местными исполнительными органами и основных задач КСО.
67% респондентов (начальники отрядов ИУ РК) предложили возродить институт спецкомендатур, которые ранее существовали во времена СССР в системе МВД РК. Такого мнения придерживаются примерно по 20% из остальных категорий опрошенных. Но по нашему мнению, данное предложение следует тщательно исследовать, и какие-то элементы может быть, возможно, применить и адаптировать к современным условиям.
Сотрудники оперативных подразделений (60%) УИС и руководители контролерской службы (41,7%) предложили вариант решения вопросов трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, при активном участии местных исполнительных органов. То есть решением местных акиматов уровня города, района и области определить перечень базовых предприятий, которые должны будут определять необходимое количество рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Вопросы позитивной ресоциализации осужденных местах лишения свободы все порошенные категории считают, что самое действенная мера это трудоиспользование граждан, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также строже и жестче контролировать негативные процессы, протекающие в субкультуре осужденных.
Закон РК №556 от 15.02.2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам службы пробации» сделаны попытки решить проблемные вопросы трудоиспользования ранее судимых. .[3] В Закон РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» внесли изменения и дополнения, предусматривающие разработку региональных программ по оказанию социально-правовой помощи осужденным, состоящим на учете службы пробации уголовно-исполнительной инспекции, а также обеспечение их трудоустройства.[ 36]
Теперь законом РК от 23 января 2001 года «О занятости населения» предусмотрено, что для лиц, состоящие на учете службы пробации уголовно-исполнительной инспекции должны устанавливаться квоты рабочих мест, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы.[37]
Нам представляется, что одним из источников противоправного поведения таких лиц во время нахождения в местах лишения свободы и после освобождения является постоянное общение с теми, кто совершает противоправные действия и аморальные поступки. Для исследуемой категории такое общение нежелательно вдвойне, поскольку они не только сами совершают правонарушения, но и толкают на это других лиц, нередко становятся лидерами преступных групп.
С точки зрения будущей социальной адаптации в условиях свободы сама изоляция от общества как мера наказания предполагает ряд ограничений, которые у некоторых лиц могут вызывать дезадаптацию, образовать еще большую дистанцию от среды, усугублять ее неприятие. К числу существенных ограничений следует отнести:
– во-первых, значительное сужение и ослабление контактов с родственниками или членами семьи;
– во-вторых, не возможность в достаточной мере приобщаться к духовным ценностям общества с помощью, например, литературы и искусства, получить высшее и среднее специальное образование, контактировать с трудовыми коллективами, общественными организациями;