Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Дореформенная прокуратура от Петра I до 1864 года.
Прокурор от латинского «procurare» - волнуюсь, отвечаю, обеспечиваю.
В период царствования Алексея Михайловича зародились предпосылки для создания прокуратуры, но практически они были реализованы только Петром I.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по прокурорскому надзору кроме 60 и еще.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Протест в порядке  надзора может быть принесен в  течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Если последующие судебные постановления  не отменяют (изменяют) судебного постановления, которым спор (дело) разрешен по существу, срок принесения протеста исчисляется с даты вступления в силу этого судебного постановления.

Срок для  принесения протеста в порядке надзора  восстанавливается, если жалоба была подана с соблюдением установленного срока ее подачи, но решение по ней не было принято. Восстановление срока для принесения протеста в порядке надзора должно быть в протесте оговорено.

Лицо, принесшее  протест, а также лица, участвующие  в деле, вправе участвовать в заседании  хозяйственного суда надзорной инстанции. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в хозяйственном суде надзорной инстанции.

Лица, участвующие  в деле, если они были извещены о  времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела.

После выступлений  лиц, участвующих в деле, и лиц, присутствующих в судебном заседании, хозяйственный суд надзорной  инстанции принимает постановление  в закрытом заседании.

Результат рассмотрения протеста объявляется публично.

 

Билет № 54 Надзор прокурора за законностью судебных актов по хозяйственным делам в прядке надзора.

 

Согласно ст. 312 ХПК хозяйственный суд надзорной  инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании протеста, принесенного в соответствии со ст. 310 ХПК. Протест в пор. надз. должен содержать: наименование хоз. суда, принявшего опротестовываемое судебное постановление, номер дела, дату принятия судебного постановления, краткое его содержание; данные о других судебных постановлениях, принятых по этому делу; основания для направления дела для рассмотрения в хоз. суд надз. инст., предусмотренные статьей 314 ХПК (основание для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора: если установлено, что судебные постановления хоз. судов существенно нарушают нормы материального и процессуального права).

Протесты включаются в повестку дня хоз. суда надз. инст. в порядке очередности их поступления. Хоз. суд надз. инст. не вправе рассматривать  в судебном заседании дела, не включенные в повестку дня.

Прокурор, принесший протест, а также лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании хоз. суда надз. инст. Неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению дела в хоз суде надз. инст.

Лица, участвующие  в деле, если они были извещены о  времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе дать объяснения после доклада дела. После выступлений лиц, участвующих в деле, и лиц, присутствующих в судебном заседании, хоз. суд надз. инст. принимает постановление в закрытом заседании.

Хоз. суд надз. инст. по результатам рассмотрения дела выносит постановление, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 317 ХПК:

« В постановлении  хоз. суда надз. инст. по результатам  рассмотрения дела должны быть указаны:

- номер дела, дата и место принятия судебного постановления; состав суда, фамилии и инициалы лиц, присутствовавших в заседании, с указанием их полномочий;

-полное имя  лица, подавшего жалобу в порядке  надзора;

- полные имена  лиц участвовавших в деле;

-доводы, изложенные  в жалобе (протесте) в порядке надзора;

-ссылки на  законодательные и иные норм. прав. акты, которыми руководствовался  суд;

-выводы по  результатам рассмотрения протеста.

При заключении сторонами мирового соглашения в  процессе рассмотрения протеста хоз. суд  надз. инст. принимает постановление об отмене постановлений хоз. судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и прекращении производства  по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 55 Участие прокурора в пересмотре судом хозяйственных дел по вновь открывшимся обстоятельствам (далее по вновь откр. обст.)

В соответствии со ст. 319 ХПК судебные постановления, вступившие в законную силу, могут  быть пересмотрены принявшим их хоз. судом по вновь откр. обст. по основаниям, указанным в этой статье, например, обстоятельства, опровергающие выводы хоз. суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хоз. суду, установленные судом заведомо ложные показания свидетеля, ложное заключение специалиста и т.д, признание Конст. Судом РБ законодательных актов, примененных хоз. судом в деле, не соответствующими Конституции РБ.

В ст. 320 ХПК указано, что производство о возобновлении  дела по вновь откр. обст. может быть начато по представлению должностных  лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. Статья 301 поясняет, каких лиц: Ген. прокурора РБ и его заместителей.

Согласно ст. 322 ХПК представление о возобновлении  дела по вновь откр. обст. в целях  отмены судебного постановления  хоз., суда первой инстанции рассматривается хоз. судом, принявшим это постановление, при условии, что хоз. суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанций не вносили в него изменений. Представление о возобновлении дела по вновь откр. обст. в целях отмены судебных постановлений хоз. судов апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций, которыми изменено или принято новое судебное постановление, рассматривается хоз. судом той инстанции, в которой изменено или принято новое судебное постановление.

В соответствии со ст. 323 ХПК заявление (представление) о возобновлении дела по вновь откр. обст. рассматривается в судебном заседании в срок не более одного месяца со дня его поступления в хоз. суд. Заявитель, должностное лицо, внесшие представление, и другие лица, участвующие в деле, извещаются хоз. судом о времени и месте проведения судебного заседания заказным письмом с уведомлением о вручении. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению представления.

Представление о возобновлении дела по вновь  откр. обст. рассматривается по правилам, установленным ХПК, в том числе  с учетом правил, установленных для  рассмотрения дел в хоз. суде первой инстанции, а также с учетом сущности производства о возобновлении дела по вновь откр. обст.

Хоз. суд после  рассмотрения представления о возобновлении  дела по вновь откр. обст. вправе удовлетворить  заявление (представление), отменить судебные постановления, ранее принятые по делу, и возобновить дело по вновь откр. обст.; отказать в возобновлении дела по вновь откр. обст.

Прокурору предоставлено  право на опротестование постановления  судебного исполнителя, а также  его действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа хозяйственного суда независимо от того, принимал ли он участие в рассмотрении дела, судебное постановление по которому подлежит исполнению. Право принесения такого протеста принадлежит Ген. Прокурору и его заместителям, а также прокурорам областей и г. Минска и их заместителям. Протесты на постановление судебного исполнителя могут быть принесены прокурором в течение 10 дней со дня объявления постановления в случае его вынесения с участием прокурора или со дня получения стороной исполнительного производства копии постановления, а действия судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть опротестованы прокурором в течение 10 дней со дня их совершения либо со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действий, стало о них известно. Протесты на постановления, действия или бездействия судебного исполнителя рассматриваются в судебном заседании с обязательным извещением прокурора, неявка которого не препятствует рассмотрению протеста. Определения хозяйственных судов областей и г. Минска по результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление или действия судебного исполнителя могут быть опротестованы в порядке, установленном ХПК для апелляционного опротестования решений хозяйственного суда, а определение Высшего Хозяйственного суда – в порядке, установленном ХПК для кассационного опротестования.

 

 

Билет №56

 

Предметом надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера являются соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, законодательств, а также прав осужденных и выполнение ими своих обязанностей.

Объектами данной отрасли прокурорского надзора выступают, прежде всего органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. К ним относятся: уголовно-исполнительные инспекции; судебные исполнители; исправительные учреждения открытого типа; дисциплинарные воинские части; гарнизонные гауптвахты; арестные дома; исправительные учреждения (исправительные колонии, следственные изоляторы и др.. Исправительные колонии подразделяют на колонии-поселения. Колонии для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, колонии для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, колонии особого режима. К учреждениям, исполняющим принудительные меры безопасности и лечения, относятся, в том числе психиатрические больницы с различными условиями режима и др.).

Особенности данной отрасли прокурорского надзора:

- в этих местах  должны содержаться лишь лица, водворенные на законном основании, соблюдаться их права. а в отношении осужденных -- уклонно применяться все меры, предусмотренные приговорами суда;

- прокурор выступает  в качестве одного из гарантов  осуществления прав и законных  интересов этих лиц;

- предупредительный характер полномочий прокурора;

- проверки проводятся  независимо от сигналов (носят  систематический характер);

-нарушение законов   этих местах устраняются немедленно  по их обнаружению в ходе  проверки.

Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав лицами, содержащимися в органах, и учреждениях, исполняющих наказание и важность объема и характера полномочий прокурора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 57. Полномочия прокурора при осуществлении  надзора за исполнением законов в учреждениях, исполняющих уголовное наказание и иные меры принудительного характера.

 

При осуществлении  надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

1)-посещать в  любое время без личного досмотра  органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности учреждения, исполняющие принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, места содержания под стражей и лечебно-трудовые профилактории. В соответствии с приказами Ген. прокурора Белорусский военный прокурор, прокуроры областей систематически, не реже 1 раза в квартал, должны организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, арестных домах, соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая внимание на законность содержания в них лиц, а также режим отбывания наказания, борьбу с преступностью, трудовое использование, исправление осужденных, возмещение ими имущественного вреда. Кроме того, прокуроры второго звена в целях обеспечения законности и обоснованности содержания граждан в местах предварительного заключения и соблюдения, установленных законом сроков содержания их под стражей не менее 1 раза в месяц должны осуществлять проверки следственных изоляторов и гарнизонных гауптвахт, проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа не менее 2 раза в год.

Прокурорам  областей, г. Минска, межрайгорпрокурорам  не менее 2 раз в год необходимо организовывать проверки соблюдения законности в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

2) –знакомиться  с документами, на основании которых лица содержатся под стражей в лечебно-трудовых профилакториях, осуждены, подвергнуты принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера. В необходимых случаях прокурор опрашивает указанных лиц.

3) –проверять  соответствие законодательству  постановлений, приказов и распоряжений должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.

4) – требовать  письменные объяснения от должностных  лиц и иных граждан по фактам  выявленных нарушений законодательства.

5) –требовать  от должностных лиц устранения нарушений прав лиц содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерм безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера.

6) –в случаях,  предусмотренных законодательными актами, санкционировать осуществление действий или давать согласие на их осуществление должностными лицами органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждений, исполняющих принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администраций мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев.

Билет 58. Формы реагирования прокурора  на выявленные нарушения при осуществлении надзора за исполнением законов в учреждениях, исполняющих уголовное наказание и иные меры принудительного характера.

При установлении нарушений законодательства в зависимости  от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает  следующие меры прокурорского реагирования:

  1. Отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, пожизненного заключения, а также на лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры, карцера.
  2. Отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения.
  3. В установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими организациями, должностными лицами и иными гражданами.
  4. Составляет протоколы об административных правонарушениях.
  5. Выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или привлечении к материальной ответственности.
  6. Выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

Информация о работе Прокурорский надзор