Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 09:34, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами.
Согласно ст. 129 Конституции
РФ прокуратура – это единая федеральная
система территориальных и специализированных
(военных, природоохранных и др.) прокуратур,
подчиняющихся единому центру – Генеральной
прокуратуре РФ.
Принцип централизации характеризует организацию
системы прокуратуры.
Централизация прокуратуры
вызвана необходимостью обеспечения и
соблюдения единой законности на всей
территории страны, единых требований
осуществления прокурорского надзора
во всех административно-территориальных
единицах.
Централизация системы прокуратуры
выражается в подчинении нижестоящих
прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров
– Генеральному прокурору РФ, возглавляющему
систему прокуратуры.
Организация прокуратуры на
основе принципа централизации включает
и установленный порядок назначения прокуроров
на должность.
При осуществлении своей деятельности
прокурор любого звена может быть заменен
другим прокурором, кроме случаев, специально
отмеченных законодателем. В частности,
председателем коллегии Генеральной прокуратуры
РФ является Генеральный прокурор РФ,
а ежегодный доклад о состоянии законности
и правопорядка в РФ и о проделанной работе
по их укреплению Совету Федерации Федерального
Собрания РФ представляет Генеральный
прокурор РФ лично на заседании палаты.
Реализация этого принципа
находит проявление и в сочетании единого
руководства с инициативой прокуроров
на местах.
Содержание принципа централизации
включает также ответственность вышестоящего
прокурора за эффективную организацию
работы подчиненных ему прокуроров.
Принцип единства означает общность целей и задач
осуществления надзора в стране, выражается
в единстве форм и методов организации
и деятельности прокуратуры, правовых
средств прокурорского реагирования на
выявленные нарушения закона, а также
принятия мер по предупреждению и пресечению
правонарушений. Единство предполагает
наделение прокуроров едиными полномочиями
и правовыми средствами их осуществления
в пределах установленной законом компетенции.
Принцип единства означает
и то, что действующие на территории РФ
территориальные и специализированные
прокуратуры составляют единую систему
органов, организация и деятельность которых
осуществляется на основе единого для
всех звеньев прокуратуры законодательства.
Реализация принципа единства
обусловлена единоличным разрешением
прокурором вопросов и проблем, связанных
с осуществлением прокурорского надзора,
а также обязательным характером для нижестоящих
прокуроров приказов и указаний вышестоящего
прокурора, которые принимаются им лично.
Кроме единоличного разрешения
вопросов, в системе прокуратуры предусмотрено
и коллегиальное их обсуждение и решение.
В этих целях в Генеральной прокуратуре
РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных
к ним специализированных прокуратурах,
а также в Следственном комитете при прокуратуре
РФ созданы и действуют коллегии для обсуждения
наиболее важных вопросов деятельности.
7. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ.
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ
Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре
прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления,
иных органов и общественных объединений
и руководствуется законами и изданными
в соответствии с ними приказами и указаниями
Генерального прокурора РФ. Реализация
принципа независимости прокуратуры обеспечивается:
организационным построением; установленным
порядком назначения прокуроров на должность;
определенной законом системой подчиненности
и подотчетности прокурорских работников;
порядком материально-технического обеспечения
(финансирование органов и учреждений
прокуратуры осуществляется за счет средств
федерального бюджета независимо от бюджета
местных органов); материальным и социальным
обеспечением работников прокуратуры.
Недопустимо вмешательство в осуществление
деятельности прокуратуры.
Обеспечивается государственная
защита прокуроров, осуществляющих прокурорский
надзор, выполняющих функции, реализация
которых может быть сопряжена с посягательствами
на их безопасность. Порядок и условия
осуществления государственной защиты
прокуроров и следователей Следственного
комитета при прокуратуре РФ определяются
ФЗ «О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов».
Признаком принципа независимости
является политическая независимость
прокурора и следователя Следственного
комитета при прокуратуре РФ. Прокурорские
работники не могут быть членами общественных
объединений, преследующих политические
цели, и принимать участие в их деятельности,
что исключает возможность влияния со
стороны этих объединений на прокурора
и на решения, принимаемые им в процессе
осуществления прокурорского надзора.
Также не допускается создание
и деятельность в органах и учреждениях
прокуратуры общественных объединений,
преследующих политические цели.
Прокурорские работники не
вправе совмещать свою основную деятельность
с иной оплачиваемой или безвозмездной
деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой. Принцип гласности
закреплен в Законе о прокуратуре и означает,
что прокуратура действует гласно в той
мере, в какой это не противоречит требованиям
законодательства РФ об охране прав и
свобод граждан, а также законодательства
РФ о государственной и иной охраняемой
законом тайне.
Реализация принципа гласности обеспечивается:
сообщением в печати о назначении и освобождении
прокурора от должности; информированием
федеральных органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и населения о состоянии законности; ежегодным
представлением Генеральным прокурором
РФ палатам Федерального Собрания РФ и
Президенту РФ доклада о состоянии законности
и правопорядка в РФ и отчета о проделанной
работе по их укреплению; созданием в органах
прокуратуры специальных структурных
подразделений или помощников прокурора,
отвечающих за связь со средствами массовой
информации, организующих эту работу на
местах. Не допускается
предание гласности информации о работе
прокуратуры по конкретным делам и материалам,
если это может причинить вред интересам
личности, общества и государства.
8. ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ
Зональный (территориальный)
принцип предусматривает организацию
деятельности прокуратуры посредством
распределения работы структурных подразделений
между работниками по определенным территориям
(территориальным зонам). Например, в Генеральной
прокуратуре РФ в зависимости от объема
работы в состав зоны включаются прокуратуры
одного или нескольких субъектов Федерации.
Закрепление за прокурором
определенной территории наделяет его
компетенцией контролировать соблюдение
и исполнение законов, приказов и указаний
Генерального прокурора РФ на этой территории.
В этих целях он изучает и анализирует
состояние законности и организацию деятельности
органов прокуратуры зоны путем систематического
ознакомления со статистическими данными,
текущими и перспективными планами работы,
обобщениями и обзорами практики; непосредственного
участия в осуществлении проверок деятельности
прокуратур зоны, оказания практической
помощи прокурорам на местах.
В процессе осуществления своей
деятельности зональный прокурор оформляет
соответствующее производство, в котором
содержатся документы, находящиеся на
исполнении; отражаются недочеты и ошибки,
допущенные прокурором зоны; отмечаются
сведения о положительном опыте работы.
Предметный принцип связан с предметом прокурорского
надзора и характеризуется распределением
обязанностей между прокурорами по различным
направлениям правового регулирования.
Организация работы по предметному принципу
обусловлена необходимостью решения важнейших,
приоритетных задач, стоящих перед органами
прокуратуры.
В соответствии с предметным
принципом за прокурором закрепляется
определенное, конкретное направление
деятельности, относящееся к предмету
его ведения. Организация работы по предметному
принципу обязывает прокурора обобщать
относящиеся к предмету ведения статистические
и другие данные прокуратуры об исполнении
законов; анализировать соответствующие
материалы (доклады, решения коллегии,
обзоры и др.); участвовать в подготовке
документов о реализации результатов
обобщений; подготавливать материалы
для рассмотрения на коллегии, координационном
совещании и т.д.
В прокуратуре для организации
работы используется предметно-зональный
принцип, означающий закрепление за
зональными прокурорами еще и определенных
сфер правового регулирования (предметов
ведения).
Вопрос о распределении обязанностей
в прокуратуре в соответствии с зональным
и предметным принципами реализуется
прокурором – руководителем и оформляется
письменным распоряжением (приказом).
9. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРАТУРЫ РФ
Система прокуратуры
РФ – возглавляемая Генеральным
прокурором РФ единая централизованная
совокупность федеральных органов и учреждений,
выполняющих взаимосвязанные задачи и
функции, направленные на обеспечение
единой законности, правопорядка, федеральной
государственности России, построенная
на единых принципах, с учетом федеративного
устройства и административно-территориального
деления государства.
Система прокуратуры закреплена
в Законе о прокуратуре и делится на территориальные
и специализированные
прокуратуры.
Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура
РФ, в состав которой входит Главная
военная прокуратура, возглавляющая систему
органов военной прокуратуры.
К территориальным
прокуратурам относятся: прокуратуры
субъектов РФ (республик в составе РФ,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области, автономных округов);
прокуратуры городов и районов, иные территориальные
прокуратуры (межрайонные).
Специализированные прокуратуры действуют на правах
областных и районных прокуратур и подразделяются
на военные и иные специализированные
прокуратуры.
Военные прокуратуры: Главная военная
прокуратура; прокуратуры военных округов,
флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры
соединений, гарнизонов.
Иные специализированные прокуратуры: природоохранные;
по надзору за исполнением законов на
особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных
образованиях (ЗАТО); по надзору за исполнением
законов в исправительных учреждениях;
иные специализированные прокуратуры.
Приказом Генерального прокурора
РФ от 12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации
надзора за исполнением законов на транспорте
и в таможенных органах» транспортные прокуратуры,
действовавшие на правах прокуратур субъектов
РФ, были ликвидированы, а их полномочия
переданы территориальным прокуратурам.
Транспортные прокуратуры (на
правах районных и городских) подчинены
территориальным прокуратурам субъектов
РФ и осуществляют надзор за исполнением
законов на транспорте и в таможенных
органах в соответствии с ранее установленной
компетенцией.
В систему прокуратуры
также входят Следственный комитет при
прокуратуре РФ, научные и образовательные
учреждения (НИИ проблем укрепления законности
и правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ, Академия Генеральной прокуратуры
РФ и др.) и редакции печатных изданий прокуратуры
(журнал «Законность»).
Создание и деятельность на
территории РФ органов и учреждений прокуратуры,
не входящих в единую систему прокуратуры,
не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).
10. СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ
ПРОКУРАТУРЫ РФ
В целях осуществления руководства
органами и учреждениями прокуратуры
действует возглавляемая Генеральным
прокурором РФ Генеральная прокуратура
РФ (ГП). ГП – высшее звено системы прокуратуры.
Структуру ГП составляют главные управления,
управления и отделы (на правах управлений,
в составе управлений), возглавляемые
начальниками – старшими помощниками
Генерального прокурора РФ. Заместитель
начальника – помощник Генерального прокурора
РФ. Начальник и заместитель назначаются
и освобождаются от должности Генеральным
прокурором РФ. В этих подразделениях
работают старшие прокуроры и прокуроры.
Генеральный прокурор РФ имеет
также советников, старших помощников
и старших помощников по особым поручениям,
статус которых соответствует статусу
начальников управлений; помощников и
помощников по особым поручениям, статус
которых соответствует статусу заместителей
начальников управлений.
Состав ГП входят: Главное организационно-инспекторское
управление; Управление кадров; Главное
управление по надзору за исполнением
федерального законодательства; Главное
управление по надзору за уголовно-процессуальной
и оперативно-розыскной деятельностью;
Управление криминалистики; Управление
по надзору за исполнением законов о федеральной
безопасности; Управление по обеспечению
участия прокуроров в рассмотрении уголовных
дел судами; Управление по обеспечению
участия прокуроров в гражданском и арбитражном
процессе; Управление по надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний; Управление
правового обеспечения; Главное управление
по надзору за следствием; Управление
по надзору за производством дознания
и оперативно-розыскной деятельностью;
Управление по надзору за расследованием
уголовных дел в центральных аппаратах
Следственного комитета при прокуратуре
РФ, Следственного комитета при МВД России,
ФСКН России, ФССП России и ФТС России
и др., а также на правах структурного подразделения
– Главная военная прокуратура.