Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит 99 ответов на вопросы по "Уголовному процессу"

Вложенные файлы: 1 файл

Экзамен!!!.docx

— 236.83 Кб (Скачать файл)

Явка с повинной – обстоятельство, смягчающее наказание либо освобождающее  от ответственности или наказания (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 // Сборник  постановлений Пленумов по уголовным  делам. Спартак С. 504)

К числу сообщений о  преступлении, полученных из иных источников, следует относить любые письменные сообщения от любых предприятий  учреждений, организаций (в том числе  общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном  преступлении, а также факты непосредственного  обнаружения органом дознания, следователем или прокурором признаков объективной  стороны состава преступления.

В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.11 Закона об ОРД результаты ОРД могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Они представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Рапорт об обнаружении  признаков преступления - один из видов поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК.

Непосредственным  обнаружением признаков преступления - факты выявления кем-либо из компетентных должностных лиц в процессе служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку к совершению уголовно наказуемых деяний, если ранее они не располагали заявлением (сообщением) или другим источником информации о преступлении, которое можно отнести к поводам, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 140 У ПК.

В рапорте по форме, предусмотренной  приложением 1 к УПК, подробно излагаются обстоятельства совершенного деяния и  сведения об источнике получения  информации.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Сроки стадии. Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

 

  1. Протокол судебного заседания, его содержание и значение.

Весь ход и результаты судебного разбирательства отражаются в протоколе.

Протокол судебного заседания  должен быть составлен секретарем судебного  заседания, проверен председательствующим и подписан ими не позднее чем  через трое суток со дня окончания  судебного разбирательства. Отсутствие в деле протокола судебного заседания  является существенным нарушением уголовно-процессуального  закона и влечет за собой во всех случаях отмену приговора. На основании  протокола вышестоящие судебные инстанции проверяют законность действий суда и обоснованность принятых решений.

В протоколе должны быть указаны: место, дата и время проведения судебного  заседания; какое уголовное дело рассматривается; наименование и состав суда; данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, потерпевшем, гражданском истце, гражданском  ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах; данные о личности подсудимого и о  мере пресечения.

Далее отражаются действия суда в том порядке, в каком они  имели место в ходе судебного  заседания; заявления, возражения и  ходатайства участвующих в деле лиц; определения или постановления, вынесенные судом без удаления и  с удалением в совещательную  комнату; сведения о разъяснении  участникам процесса их прав, обязанностей и ответственности.

В протоколе излагается подробное  содержание показаний участников процесса, вопросы, заданные допрашиваемым, и  их ответы; результаты проведенных  в судебном заседании осмотров и  других действий по исследованию доказательств, обстоятельства, которые участники  судебного разбирательства просят занести в протокол; основное содержание судебных прений и последнего слова  подсудимого; отмечаются факты нарушений  порядка в зале судебного заседания, если они имели место, и сведения о мерах воздействия, принятых в  отношении лица, нарушившего порядок.

В конце протокола фиксируются  сведения об оглашении приговора, разъяснении  порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него, а также сведения о разъяснении оправданным и  осужденным порядка и срока обжалования  приговора и права ходатайствовать  об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Для обеспечения точного  и подробного изложения показаний  участников процесса, вопросов, заданных допрашиваемым, принятых в ходе судебного  разбирательства решений, ходатайств и прений сторон, последнего слова  подсудимого и т.д. закон допускает  при ведении протокола использование  стенографирования и технических  средств. Если в ходе судебного разбирательства  применялись фотографирование, аудио-, видеозапись или киносъемка, это  должно быть отражено в протоколе, а  фонограмма или видеопленка прилагаются  к материалам уголовного дела.

При поступлении письменного  ходатайства одной из сторон или  иных участников судебного разбирательства  председательствующий обязан обеспечить им возможность ознакомления с протоколом (частью протокола). Ознакомление участников судебного разбирательства с  проколом не должно продолжаться свыше 5 суток. В исключительных случаях, когда  кто-либо из них не успевает ознакомиться по уважительным причинам или в силу большого объема протокола, председательствующий может продлить этот срок. Если будет  установлено, что участник процесса явно затягивает ознакомление с протоколом судебного заседания председательствующий вправе своим постановлением установить для этого определенный срок.

Протокол подписывается  председательствующим и секретарем судебного заседания.

Председательствующий обязан обеспечить участникам процесса возможность  ознакомиться с протоколом. В течение 3 суток после подписания протокола  обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответчик и их представители могут  подать свои замечания на протокол.

Эти замечания рассматриваются  председательствующим, который в  необходимых случаях вправе вызвать  лиц, подавших замечания.

Рассмотрев замечания, судья  выносит мотивированное постановление  об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол и постановление судьи приобщаются  к протоколу судебного заседания.  

 

 

  1. Отказ в возбуждении уголовного дела, его основания.

Отказ в возбуждении  уголовного дела представляет собой исключение документального производства, предусмотренного УПК РФ, и совершения связанных с ним уголовно-процессуальных действий. Обстоятельства, которые влекут отказ в возбуждении уголовного дела, указаны в ст. 24 УПК РФ:

1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) при наличии данных, безусловно подтверждающих, что сообщение (информация) о содержащем признаки преступления факте, событии, деянии не соответствует действительности;

2) отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), что предполагает неподтверждение полученными в ходе доследственной проверки данными наличия основания для возбуждения уголовного дела – хотя бы какого-то признака преступления в событии;

3) истечение сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Имеются в виду сроки, установленные в ст. 78 УПКРФ, продолжительность которых зависит от категорий и некоторых иных свойств совершенных преступлений;

4) смерть лица, в отношении которого предстоит возбуждение уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Данное обстоятельство не препятствует возбуждению уголовного дела в двух случаях: когда возбуждение необходимо для реабилитации умершего или для решения вопроса о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении других лиц;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Имеются в виду случаи частного или частно-публичного обвинения;

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях лица, наделенного процессуальными привилегиями на основании п. 1, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, и (или) отсутствие согласия какого-то из органов, указанных в ч. 1 ст. 448 УПК РФ, на возбуждение уголовного дела в отношении некоторых из такого рода лиц. Данное обстоятельство (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) связано с реализацией процессуальных привилегий, установленных для некоторых категорий лиц в связи с их служебным или общественным положением, спецификой выполняемых профессиональных обязанностей (ст. 447 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного дела влечет и его прекращение, т. е. окончание предварительного расследования, которое производится в силу обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу, либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.

Прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным в п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, дает право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

 

 

  1. Основания и условия применения принудительных мер медицинского характера.

Основания применения принудительных мер медицинского характера:

1) совершение запрещенного уголовным законом деяния;

2) состояние невменяемости или психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение;

3) психическое расстройство лица, связанное с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Особенности производства, связанного с применением принудительных мер  медицинского характера, определены в  нормах гл. 51 УПК. 1. Особенность заключается в том, что по делам об общественно опасных деяниях невменяемых, а также о преступлениях лиц, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления, обязательно производство предварительного следствия. 2. При производстве предварительного следствия должны быть выяснены следующие обстоятельства: время, место, способ и другие обстоятельства совершения общественно опасного деяния; совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом; характер и размер ущерба, причиненного общественно опасным деянием; наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, душевных заболеваний в прошлом, степень и характер душевного заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени расследования дела; связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им существенного вреда. 3. Особенность касается обязательного производства экспертизы для установления психического состояния лица, наличия у него психических расстройств, когда возникают сомнения по поводу его вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. 4. Особенность связана с обязательным присутствием защитника, который допускается к участию в деле с момента назначения судебно-психиатрической экспертизы подозреваемому или обвиняемому.5. Особенность заключается в том, что если по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении него может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном ст. 154 УПК. 6. Особенность связана с окончанием предварительного следствия.

 

  1. Виды предварительного следствия.

Основной формой расследования  является предварительное следствие, что определяется следующим:

1) предварительное следствие проводится по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК РФ);

2) оно может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор.

Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц (ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Срок предварительного следствия  не должен превышать 2 месяцев со дня  его возбуждения. Он может быть продлен  прокурорами различных уровней (например, до 6 месяцев) – прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если в деле имеются обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, данный срок может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

Дознание является второй формой предварительного расследования, которая значительно отличается от предварительного следствия.

Осуществление расследования в  форме дознания возлагается на дознавателей.

Дознание производится при раскрытии  преимущественно преступлений небольшой  и средней тяжести (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). В отношении же преступлений, не упомянутых в этом перечне, дознание допустимо лишь по письменному указанию прокурора. Данная форма расследования допускается только при условии, что к моменту возбуждения уголовного дела известно конкретное лицо, совершившее преступление (ч. 1 ст. 223 УПК РФ).

Упрощенность процедуры дознания проявляется в сокращении срока  расследования до 20 суток, хотя здесь  есть 2 изъятия:

1) прокурор имеет право продлить срок дознания на 10 суток при необходимости дополнительного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ) или по иным причинам (ч. 2 ст. 223 УПК РФ);

2) при невозможности до истечения 10 суток с момента фактического заключения под стражу подозреваемого составить обвинительный акт и ознакомить его с ним и при отсутствии основания для прекращения производства по делу должно быть проведено предварительное следствие.

По итогам дознания составляется обвинительный  акт. В отличие от обвинительного заключения, составляемого по итогам предварительного следствия, он подвергается двойному контролю: сначала после  составления и подписания дознавателем он должен быть утвержден начальником  органа дознания, а затем – прокурором.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"