Формирование товарных запасов на региональном уровне применительно к условиям рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Целью данной работы является обобщение различных возможных подходов к управлению товарными запасами, рассмотрение механизмов управления ими с использованием оптимизационных моделей.

Содержание

ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
1.1 Товарные запасы. Их сущность и классификация 4
1.2 Определение количественной величины товарных запасов 6
1.3 Формирование товарных запасов. Определение потребности предприятий оптовой торговли в товарных запасах 8
2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 11
2.1. Система с фиксированным размером запаса 11
2.2 Система с фиксированным интервалом времени между запасами 14
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 17
3.1 Методы оптимизации управления товарными запасами 17
3.2 Оптимизация запасов методом имитационного моделирования 20
4 РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКЛАДА ЗАГОТОВОК МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА 24
4.1 Товароведно-коммерческая характеристика товаров 24
4.2 Размещение склада на генеральном плане 27
4.3 Выбор способов хранения грузов и складской тары 27
4.4 Расчет потребности оборудования для хранения грузов 27
4.5 Расчет потребных площадей и емкости склада 29
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах 31
4.7 Технологический процесс складской грузопереработки 33
4.8 Технико-экономические показатели работы склада 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая логистика.doc

— 1.29 Мб (Скачать файл)

Вспомогательная площадь определяется размерами проходов и проездов в  складских помещениях в зависимости от габаритов хранимых на складе грузов, размера грузооборота и вида ПТМ.

Размеры проходов и проездов определяются по формуле (34) [23]:

                                                                      А = 2В + 3С, м                                                                (34)

где   В – ширина транспортного средства вилочного электропогрузчика марки ЭП-103 (0,93 м);

        С – ширина зазоров между транспортными средствами, между ними и стеллажами (штабелями) по обе стороны проезда (принимается 0,15-0,25 м, принимаем 0,2).

А = 2 0,93 + 3 0,2 = 2,46 м.

Таким образом, ширину главных проездов принимаем 3 м, а боковых – 1,5 м.

При укрупненном же расчете допускается  вспомогательная площадь, принимаемая  в размере 10…15% от полезной площади. Таким образом, вспомогательную  площадь рассчитываем по формуле (35) [23]:

                                                                 fвсп = 0,15 fпол, м2                                                               (35)

fвсп = 0,15 1357,05 = 203,56 м2.

По окончательному варианту планировки склада вспомогательная площадь в последующем уточняется.

Общую площадь склада найдем по формуле (27):

Fобщ = 1357,05 + 778,64 + 32,5 + 203,56 = 2371,75 м2.

Скорректируем площадь склада, решив  квадратное уравнение: x 2,5x = 2371,75, х = 30,8. Тогда ширину склада примем 36 м (учитывая сетку колонн 12 18 м). Значит, длина склада будет равна 90 м. Уточненная общая площадь составит Fобщ = 36 90 = 3240 м2.

 

4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах

 

Исходя из ассортимента хранимых товаров и площади склада, можно сделать вывод, что для  разгрузочно-погрузочных работ нам будет необходим вилочный погрузчик и мостовой кран.

Погрузчики - автопогрузчики, вилочные электропогрузчики, относятся к механизмам, совмещающим горизонтальное и вертикальное перемещение грузов и используемым на перегрузочно-транспортных складских работах. К ним относятся автомобильные погрузчики и электрические погрузчики — машины периодического (цикличного) действия.

На складе используется вилочный электропогрузчик ЭП-103, который  имеет следующие эксплуатационные характеристики [25]:

Таблица 11

Технико-экономическая  характеристика электропогрузчика  ЭП-103

Грузоподъемность, т

1,1

Высота максимального подъема, м

4,5

Наименьший внешний  радиус поворота, мм

1600

Ширина рабочего проезда, мм

2950

Скорость:

движения с (без) грузом, м/c

подъема с (без) грузом, м/с

опускания с (без) грузом, м/с

 

12-13

0,2-0,26

0,4 (0,26)

Габариты, мм

1800х930х1700-2150

Масса, включая батарею, т

2,4


Необходимое количество электропогрузчиков определяют по формуле (36) [23]:

                                                             n = Qс / (ПФ Т),                                                                     (36)

где   Qс – суточный грузооборот, т;

ПФ – фактическая производительность машины, т/ч;

 Т – время работы механизма за сутки, ч.

 Суточный грузооборот находится по формуле (37) [23]:

                                                           Qс = Σ Qзап / 365, т                                                                      (37)

где   Qзап – складской запас, т.

Складской запас находим по формуле (22):

Qзап = 2 (20000 + 50000 + 18000) 4 /365 = 1929 т.

Qс = 1929 / 365 = 5,3 т.

Фактическая производительность машины определяется по формуле (38) [23]:

                                                         ПФ = П Кгр Кв, т/ч                                                                (38)                                                 

где   П – теоретическая производительность машины, т/ч;

Кгр – коэффициент использования машины по грузоподъемности (Кгр = 0,6);

Кв – коэффициент использования машины по времени (Кв = 0,8).

Теоретическую производительность машины определим по формуле (39) [23]:

                                                              П = Qгр Ц, кг/ч                                                                     (39)                                                 

где   Qгр – грузоподъемность подъемно-транспортных машин, т;

Ц – количество циклов в час.

Количество циклов рассчитываем по формуле (40) [23]:

                                                                Ц = 60 / Тц, раз                                                                      (40)

где   Тц – продолжительность цикла работы подъемно-транспортного оборудования (Тц = 8 мин), мин.

Ц = 60 / 8 = 7,5 раз;

П = 1,1 7,5 = 8,25 т/ч;

ПФ = 8,25 0,6 0,8 = 3,96 т/ч;

Потребное количество вилочных электропогрузчиков определяем по формуле (36):

n = 5,3 / (3,96 16) = 0,08 шт.

Таким образом, принимаем количество вилочных погрузчиков марки ЭП-103 равным 1 шт. Цена одного вилочного электропогрузчика составляет 200000 руб.

Также на складе используется подвесной однобалочный мостовой кран. Он позволяет маневренно обслуживать оборудование и технологические процессы, поскольку длина подвесного мостового крана не зависит от пролета здания. Применение подвесных мостовых кранов позволяет освободить 25—30% объема помещения.

Используемый мостовой кран имеет  следующие эксплуатационные характеристики [24]:

Таблица 12

Технико-экономическая  характеристика подвесного однобалочного мостового крана

Грузоподъёмность, т.

5

Пролёт моста, м.

12

Высота подъёма груза, м.

18

Мощность электродвигателя, кВт

9,4

Управление

с пола

Скорость:

 передвижения моста, м/мин

 передвижения тали, м/мин

 передвижения груза, м/мин

 

20

20

8

Условия эксплуатации

в помещениях или под навесом 
на открытом воздухе


Необходимое количество кранов определяют по формуле (36).

Складской запас находим по формуле (22):

Qзап = 2 (40000 + 12000) 4 /365 = 1140 т.

Суточный грузооборот находится по формуле (37).

Qс = 1140 / 365 = 3,12 т.

Фактическая производительность машины (ПФ) определяется по формуле (38) [23] .

Теоретическую производительность машины (П) определим по формуле (39) [23].

Количество циклов рассчитываем по формуле (40):

Ц = 60 / 8 = 7,5 раз;

П = 5 7,5 = 37,5 т/ч;

ПФ = 37,5 0,6 0,8 = 18 т/ч;

Потребное количество мостовых кранов:

n = 3,12 / (18 16) = 0,01 шт.

Таким образом, принимаем количество мостовых кранов равным 1 шт. Цена одного мостового крана составляет 130000 руб.

 

4.7 Технологический процесс  складской грузопереработки

 

Операции грузопереработки реализуются  в рамках складского технологического процесса.

На складе заготовок механического  цеха станкостроительного завода этот процесс разделен на четыре основные этапа: поступление товаров; приемка товаров по количеству и качеству; складирование и хранение товаров; отпуск товаров со склада.

При поступлении товаров на склад осуществляется проверка целостности упаковки, производится первичная приемка по количеству, укладка товаров на поддоны и перемещение товаров на участок приемки. В случае обнаружения какой-либо недостачи или порчи поступившего товара, производится сплошная проверка товаров по количеству и качеству, после чего, по результатам проверки, составляется коммерческий акт.

Проверка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортной и сопровождающей документации – счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, упаковочных листов и пр. Приемка товаров по качеству заключается в выявлении качества и комплектности поступивших товаров, их соответствия требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам-эталонам.

После приемки товаров по количеству и качеству на данном складе их перемещают в зону хранения. В зоне хранения производится штабельная и стеллажная укладка товаров. При штабельной укладке следят за устойчивостью штабеля, а также за тем, чтобы расстояние между штабелями было не менее 1,5 м. Этим обеспечиваются нормальная ширина прохода, а также циркуляция воздуха.

По мере поступления потребительских  заказов осуществляется подготовка и отпуск товаров со склада. На этой последней стадии технологического процесса складской грузопереработки на складе заготовок механического цеха станкостроительного завода осуществляются следующие операции: отборка товаров из мест хранения, комплектование партии отправки, экспедирование грузов и погрузка транспортного средства.

Отборка товаров из мест хранения производится ручным или механизированным способом. После отборки товары доставляются на участок комплектования.

Комплектование партии отправки производится в соответствии с заказом. После комплектования производится укладка партии отправки в тару, ее пакетирование или пломбирование. После комплектования партии отправки перемещаются в отправочную экспедицию.

Экспедирование грузов включает в себя  планирование маршрута, заказ транспорта и помаршрутное комплектование партий отправки. По прибытии транспорта грузы перемещаются на грузовую рампу.

На заключительном этапе технологического процесса данного склада осуществляется погрузка транспортного средства. Заведующий экспедицией выдает каждому водителю маршрутный лист, в котором указывается маршрут его движения, и по три экземпляра счета-фактуры на каждую партию отправки.

 

4.8 Технико-экономические  показатели работы склада

 

Технико-экономические показатели позволяют в полной мере оценить  работу склада. Технико-экономические показатели работы склада подразделяются на следующие группы:

1. Мощность склада равна максимально возможному грузообороту в наилучших технических и организационных условиях [23]:

                                                     М = Qгруз = 280000, т                                                          (41)

2. Удельный складской грузооборот  Уср, приходящийся на 1 м2 склада представляет собой отношение среднего складского грузооборота Qср к общей площади Fобщ и определяется по формуле (42) [23]:

                                                              Уср = Qср / Fобщ, т/м2                                                                 (42)

Таким образом, Уср = ((40000 + 100000 + 36000 + 80000 + 24000) / 5) / 3240 = 17,28 т/м2.

3. Пропускная способность склада (ПСскл) характеризует то количество груза, которое может пройти через склад за период (год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения [23]:

                                                            ПСскл = (Е Т) / tхр, т                                                                (43)

где   Е – емкость склада, т;

 Т – продолжительность периода (251 дней);

 tхр – средний срок хранения грузов (4 дня).

Емкость склада определяется по формуле (44) [23]:

                                                               Е = Σ (fполi σ1i),  т                                                                                   (44)

Информация о работе Формирование товарных запасов на региональном уровне применительно к условиям рыночной экономики