Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:28, курсовая работа
Несмотря на то, что сейчас идет тенденция ускорения оборачиваемости запасов на предприятие, а, следовательно, и снижение размеров запасов, запасы по-прежнему занимают главную роль в обеспечении предприятия нормальными ритмичными условиями работы.
Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности товароматериальных запасов, их значения и роли в экономике предприятий и объединений, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ресурсов страны и задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства.
Целью данной работы является обобщение различных возможных подходов к управлению товарными запасами, рассмотрение механизмов управления ими с использованием оптимизационных моделей.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
1.1 Товарные запасы. Их сущность и классификация 4
1.2 Определение количественной величины товарных запасов 6
1.3 Формирование товарных запасов. Определение потребности предприятий оптовой торговли в товарных запасах 8
2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 11
2.1. Система с фиксированным размером запаса 11
2.2 Система с фиксированным интервалом времени между запасами 14
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 17
3.1 Методы оптимизации управления товарными запасами 17
3.2 Оптимизация запасов методом имитационного моделирования 20
4 РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКЛАДА ЗАГОТОВОК МЕХАНИЧЕСКОГО ЦЕХА СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА 24
4.1 Товароведно-коммерческая характеристика товаров 24
4.2 Размещение склада на генеральном плане 27
4.3 Выбор способов хранения грузов и складской тары 27
4.4 Расчет потребности оборудования для хранения грузов 27
4.5 Расчет потребных площадей и емкости склада 29
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах 31
4.7 Технологический процесс складской грузопереработки 33
4.8 Технико-экономические показатели работы склада 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Вспомогательная площадь определяется размерами проходов и проездов в складских помещениях в зависимости от габаритов хранимых на складе грузов, размера грузооборота и вида ПТМ.
Размеры проходов и проездов определяются по формуле (34) [23]:
где В – ширина транспортного средства вилочного электропогрузчика марки ЭП-103 (0,93 м);
С – ширина зазоров между транспортными средствами, между ними и стеллажами (штабелями) по обе стороны проезда (принимается 0,15-0,25 м, принимаем 0,2).
А = 2 0,93 + 3 0,2 = 2,46 м.
Таким образом, ширину главных проездов принимаем 3 м, а боковых – 1,5 м.
При укрупненном же расчете допускается вспомогательная площадь, принимаемая в размере 10…15% от полезной площади. Таким образом, вспомогательную площадь рассчитываем по формуле (35) [23]:
fвсп = 0,15 1357,05 = 203,56 м2.
По окончательному варианту планировки склада вспомогательная площадь в последующем уточняется.
Общую площадь склада найдем по формуле (27):
Fобщ = 1357,05 + 778,64 + 32,5 + 203,56 = 2371,75 м2.
Скорректируем площадь склада, решив квадратное уравнение: x 2,5x = 2371,75, х = 30,8. Тогда ширину склада примем 36 м (учитывая сетку колонн 12 18 м). Значит, длина склада будет равна 90 м. Уточненная общая площадь составит Fобщ = 36 90 = 3240 м2.
4.6 Расчет потребности в грузоподъемных и транспортных механизмах
Исходя из ассортимента хранимых товаров и площади склада, можно сделать вывод, что для разгрузочно-погрузочных работ нам будет необходим вилочный погрузчик и мостовой кран.
Погрузчики - автопогрузчики, вилочные электропогрузчики, относятся к механизмам, совмещающим горизонтальное и вертикальное перемещение грузов и используемым на перегрузочно-транспортных складских работах. К ним относятся автомобильные погрузчики и электрические погрузчики — машины периодического (цикличного) действия.
На складе используется
вилочный электропогрузчик ЭП-103, который
имеет следующие эксплуатационн
Таблица 11
Технико-экономическая характеристика электропогрузчика ЭП-103
Грузоподъемность, т |
1,1 |
Высота максимального подъема, м |
4,5 |
Наименьший внешний радиус поворота, мм |
1600 |
Ширина рабочего проезда, мм |
2950 |
Скорость: движения с (без) грузом, м/c подъема с (без) грузом, м/с опускания с (без) грузом, м/с |
12-13 0,2-0,26 0,4 (0,26) |
Габариты, мм |
1800х930х1700-2150 |
Масса, включая батарею, т |
2,4 |
Необходимое количество электропогрузчиков определяют по формуле (36) [23]:
где Qс – суточный грузооборот, т;
ПФ – фактическая производительность машины, т/ч;
Т – время работы механизма за сутки, ч.
Суточный грузооборот находится по формуле (37) [23]:
где Qзап – складской запас, т.
Складской запас находим по формуле (22):
Qзап = 2 (20000 + 50000 + 18000) 4 /365 = 1929 т.
Qс = 1929 / 365 = 5,3 т.
Фактическая производительность машины определяется по формуле (38) [23]:
где П – теоретическая производительность машины, т/ч;
Кгр – коэффициент использования машины по грузоподъемности (Кгр = 0,6);
Кв – коэффициент использования машины по времени (Кв = 0,8).
Теоретическую производительность машины определим по формуле (39) [23]:
П = Qгр
Ц, кг/ч
где Qгр – грузоподъемность подъемно-транспортных машин, т;
Ц – количество циклов в час.
Количество циклов рассчитываем по формуле (40) [23]:
где Тц – продолжительность цикла работы подъемно-транспортного оборудования (Тц = 8 мин), мин.
Ц = 60 / 8 = 7,5 раз;
П = 1,1 7,5 = 8,25 т/ч;
ПФ = 8,25 0,6 0,8 = 3,96 т/ч;
Потребное количество вилочных электропогрузчиков определяем по формуле (36):
n = 5,3 / (3,96 16) = 0,08 шт.
Таким образом, принимаем количество вилочных погрузчиков марки ЭП-103 равным 1 шт. Цена одного вилочного электропогрузчика составляет 200000 руб.
Также на складе используется подвесной однобалочный мостовой кран. Он позволяет маневренно обслуживать оборудование и технологические процессы, поскольку длина подвесного мостового крана не зависит от пролета здания. Применение подвесных мостовых кранов позволяет освободить 25—30% объема помещения.
Используемый мостовой кран имеет следующие эксплуатационные характеристики [24]:
Таблица 12
Технико-экономическая характеристика подвесного однобалочного мостового крана
Грузоподъёмность, т. |
5 |
Пролёт моста, м. |
12 |
Высота подъёма груза, м. |
18 |
Мощность электродвигателя, кВт |
9,4 |
Управление |
с пола |
Скорость: передвижения моста, м/мин передвижения тали, м/мин передвижения груза, м/мин |
20 20 8 |
Условия эксплуатации |
в помещениях или под навесом |
Необходимое количество кранов определяют по формуле (36).
Складской запас находим по формуле (22):
Qзап = 2 (40000 + 12000) 4 /365 = 1140 т.
Суточный грузооборот находится по формуле (37).
Qс = 1140 / 365 = 3,12 т.
Фактическая производительность машины (ПФ) определяется по формуле (38) [23] .
Теоретическую производительность машины (П) определим по формуле (39) [23].
Количество циклов рассчитываем по формуле (40):
Ц = 60 / 8 = 7,5 раз;
П = 5 7,5 = 37,5 т/ч;
ПФ = 37,5 0,6 0,8 = 18 т/ч;
Потребное количество мостовых кранов:
n = 3,12 / (18 16) = 0,01 шт.
Таким образом, принимаем количество мостовых кранов равным 1 шт. Цена одного мостового крана составляет 130000 руб.
4.7 Технологический процесс складской грузопереработки
Операции грузопереработки реализуются в рамках складского технологического процесса.
На складе заготовок механического цеха станкостроительного завода этот процесс разделен на четыре основные этапа: поступление товаров; приемка товаров по количеству и качеству; складирование и хранение товаров; отпуск товаров со склада.
При поступлении товаров на склад осуществляется проверка целостности упаковки, производится первичная приемка по количеству, укладка товаров на поддоны и перемещение товаров на участок приемки. В случае обнаружения какой-либо недостачи или порчи поступившего товара, производится сплошная проверка товаров по количеству и качеству, после чего, по результатам проверки, составляется коммерческий акт.
Проверка товаров по количеству
заключается в сверке фактически
поступивших товаров с показате
После приемки товаров по количеству и качеству на данном складе их перемещают в зону хранения. В зоне хранения производится штабельная и стеллажная укладка товаров. При штабельной укладке следят за устойчивостью штабеля, а также за тем, чтобы расстояние между штабелями было не менее 1,5 м. Этим обеспечиваются нормальная ширина прохода, а также циркуляция воздуха.
По мере поступления потребительских заказов осуществляется подготовка и отпуск товаров со склада. На этой последней стадии технологического процесса складской грузопереработки на складе заготовок механического цеха станкостроительного завода осуществляются следующие операции: отборка товаров из мест хранения, комплектование партии отправки, экспедирование грузов и погрузка транспортного средства.
Отборка товаров из мест хранения производится ручным или механизированным способом. После отборки товары доставляются на участок комплектования.
Комплектование партии отправки производится в соответствии с заказом. После комплектования производится укладка партии отправки в тару, ее пакетирование или пломбирование. После комплектования партии отправки перемещаются в отправочную экспедицию.
Экспедирование грузов включает в себя планирование маршрута, заказ транспорта и помаршрутное комплектование партий отправки. По прибытии транспорта грузы перемещаются на грузовую рампу.
На заключительном этапе технологического процесса данного склада осуществляется погрузка транспортного средства. Заведующий экспедицией выдает каждому водителю маршрутный лист, в котором указывается маршрут его движения, и по три экземпляра счета-фактуры на каждую партию отправки.
4.8 Технико-экономические показатели работы склада
Технико-экономические
1. Мощность склада равна максимально возможному грузообороту в наилучших технических и организационных условиях [23]:
2. Удельный складской
Таким образом, Уср = ((40000 + 100000 + 36000 + 80000 + 24000) / 5) / 3240 = 17,28 т/м2.
3. Пропускная способность склада (ПСскл) характеризует то количество груза, которое может пройти через склад за период (год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения [23]:
где Е – емкость склада, т;
Т – продолжительность периода (251 дней);
tхр – средний срок хранения грузов (4 дня).
Емкость склада определяется по формуле (44) [23]: