Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:05, курсовая работа
Актуальность исследования: В связи с введением новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в образовательной области «Физическая культура» выделена задача гармоничного физического развития ребенка через накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями, в частности бегом), а также формирование у воспитанников потребности в двигательной активности. Физическое развитие тесным образом связано с образовательной областью «Здоровье».
Введение………………………………………………………………….........
3
1. Теоретические основы формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста под влиянием сюжетных подвижных игр …………………………………………………………………………….
5
Особенности формирования навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
Методика использования сюжетных подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста для формирования навыков бега …….
5
12
2. Изучение влияния сюжетных подвижных игр на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………..
23
Выявление уровня сформированности навыков бега у детей среднего дошкольного возраста и анализ работы детского сада по использованию сюжетных подвижных игр с бегом……………………..
2.2Подборка и обоснование серии сюжетных подвижных игр, направленных на формирование навыков бега у детей среднего дошкольного возраста …………………………………………………….
23
28
Заключение…………………………………………………………………....
32
Список используемой литературы …..……………………........................
34
Приложения…………………………………………………………………
Детей среднего дошкольного возраста необходимо научить бегать быстро, легко, ритмично, с хорошей координацией движения рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразно вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия, в горку – мелким шагом, с горки – широким, в играх с ловлей и увертыванием – бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками[3, с. 28].
В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах, в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега )на скорость, в медленном темпе, бег с высоким подниманием колен), имеющим важное значение для всестороннего развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость. Также бег наиболее эффективно влияет на оздоровление организма.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 85-90 см), а темп бега становится частым (в среднем 168 – 178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает.
Обычный бег лучше всего проводить на участке, в лесу, где имеется мягкий грунт. По плотному грунту и доскам пола бегать труднее, так как приземление на твердую, неэластичную почву вызывает более сильное давление на стопу и более резкое сокращение мышц, что может привести к уплощению свода стопы[3, с. 30].
Важно также научить правильному движению руками – вперед – вверх по направлению к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (площадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колен и скорости передвижения.
Немаловажным в формировании навыков бега являются слуховой и зрительный ориентиры.
Зрительный ориентир - педагог уделяет внимание разметке во время проведения бега, ориентирам в виде флажков, мячей и т.д..
Звуковой ориентир - педагог учит детей действовать по сигналу, интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три - беги!»; «Раз - два - три - беги» и т.д. Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте при формировании навыков бега воспитатель использует следующие приемы:
Методика проведения подвижной сюжетной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные[29].
Педагогическая
Методика проведения подвижных сюжетных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В.В. Гориневского, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Опыт Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевниковой, В.И. Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения[30].
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете[30].
Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с ребенком используя следующие методы:
1. Словесный - читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.), просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
2. Наглядный - значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
3. Повторение – разученная игра повторяется несколько раз, закрепляются правила, четкость выполнения[30].
Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий.
На этом этапе педагог использует следующие приёмы:
1. Показ педагогом - игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений; фантазии и воображения малыша. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, которые стимулируют их к эмоциональному восприятию[30].
Педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших - без них). При объяснении игры педагог не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила Игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно[5, с 132].
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию[5, с 134].
2. Совместное проведение игры педагога с детьми - объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными[5, с 132].
3. Оценивание - интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям[5, с 138].
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен и т.д.
Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре. Значительное внимание он уделяет вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес ребенка к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка[5, с 138]. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П.Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие[5, с 141].
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
4. Помощь педагога - важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в средней группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре[5, с 144].
Методика проведения сюжетной подвижной игры в средней группе включает в себя следующие этапы:
1. Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу[25, с].
2. Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру. С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре[25, с].
3. Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой[25, с].
4. Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг). Все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли[25, с].