Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа
Актуальность: Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
Силовые способности, характеризующие возможность спортсмена к проявлению рабочих усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений, определяют и максимальные скоростные способности пловцов.
Возможности используемых в настоящее время средств силовой подготовки ограничены. Основным условием применения средств силовой подготовки является соответствие режиму работы, характеру распределения мышечных усилий при плавании, что ограничивает использование любых типов тренажеров на суше
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика силовых способностей в плавании………….. 5
1.1 Определение основных понятий…………………………….. 5
1.2 Теория и методика силовой подготовки пловцов…………... 8
Глава 2. Характеристика силового метода тренировок………………... 23
2.1. Современное состояние методики силовой тренировки и тенденции ее совершенствования…………………………………………... 23
2.2. Контроль силовых качеств в спортивном плавании……….. 25
Глава 3. Структура силовой подготовленности пловцов на различных этапах многолетней подготовки…………………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 35
Библиографический список…………………………
6. Определение активного
7. Биоэнергетический метод
8. Трехмерный кинематический
9. Биоэнергетический метод
Для оценки силовой выносливости спортсменов непосредственно в плавании рекомендуются тесты в плавании при нулевой скорости (на привязи). При этом силовую выносливость можно оценивать как по степени уменьшения величин тяговых усилий в фиксированном промежутке времени, так и по общей продолжительности удержания заданного сопротивления.
Силовые способности, как условие, определяющее скорость движений (перемещений) спортсменов, можно оценить по уровню максимальной скорости плавания, при которой не наблюдается снижения скорости вследствие утомления.
Установлено, что пловцы высокой квалификации умеют удерживать высокую скорость плавания более длительное время или на большем отрезке дистанции. При этом наибольшее различие в скорости плавания наблюдается между спортсменами I разряда и кандидатами в мастера спорта и между спортсменами I и II разрядов. Наибольшие различия во времени удержания максимальной скорости плавания отмечается между мастерами спорта и кандидатами в мастера спорта.
Различия в длине дистанций, в течение которой спортсмены удерживают максимальную скорость плавания, у пловцов кандидатов в мастера спорта, спортсменов I и II разрядов связаны в основном с различиями в абсолютной скорости плавания, тогда как между мастерами спорта и другими спортсменами – с увеличением времени ее удержания.
Таким образом, анализ литературных данных
показал, что в настоящее время
существует достаточно широкий круг
методов для оценки неспецифических
и специфических силовых
Анализ результатов
Приведенные выше данные позволяют выделить три основных компонента структуры силовой подготовленности пловцов. К ним относятся:
1. сила, проявляемая в неспецифических тестах на суше;
2. сила, проявляемая в специфических тестах в воде;
3. сила, проявляемая в реальных условиях плавания (силовой компонент техники плавания).
Определение информативности и надежности разработанных нами тестов для контроля и оценки силы мышц рук и ног при имитации гребковых и возвратных движений на суше показало целесообразность их применения на всех этапах подготовки, за исключением этапа спортивного совершенствования, где информативны только тесты для мышц рук. Кроме этого, анализ данных литературы показал, что в теории и методике плавания достаточно хорошо обоснованы средства и методы контроля силовых качеств пловцов на суше и в воде на различных этапах тренировки.
Однако, результаты интервьюирования специалистов плавательного спорта и аналитический обзор литературных источников указывают на необходимость экспериментального исследования средств и методов сопряженного развития силовых качеств и совершенствования техники плавания.
Так, значительное число тренеров высказались за использование штанги на различных этапах подготовки, хотя это положение вызывает сомнение в его эффективности. В первую очередь это связано с большими различиями в нервно-мышечной координации, проявляемой в плавании и при выполнении упражнений со штангой. Во-вторых, применение этого типа упражнений на начальных этапах подготовки может привести к травматизму спортсменов, что убедительно показано в специальных исследованиях. Как видим, определение адекватных средств и методов силовой подготовки для каждого этапа многолетней тренировки и в настоящее время является актуальной научной и практической задачей.
Глава 3. Структура силовой подготовленности пловцов на различных этапах многолетней подготовки
Известно, что силовая подготовленность
пловца – одна из важнейших сторон
его специальной спортивной работоспособности.
Высокий уровень силовой
В теории спорта под силовыми качествами понимают «способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия».
В биомеханике силой действия человека называется сила его воздействия на внешнее физическое окружение, передаваемая через рабочие точки своего тела.
Анализ литературы, проведенный нами, позволил выявить следующие виды силовых качеств:
1) собственно-силовые
2) максимальная сила, качественной
характеристикой которой
3) статическая сила, проявляемая
в статическом режиме и
4) абсолютная сила, определяемая
как «наибольшая величина силы,
вызываемая той или иной не
зависящей от волевых
5) динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях;
6) амортизационная сила, проявляемая в уступающих движениях;
7) взрывная сила – способность
достигать максимума
8) стартовая сила – способность
уже в начальной стадии
9) скоростно-силовые способности,
10) силовая выносливость –
11) статическая выносливость, проявляемая
в длительном удержании
12) динамическая выносливость, проявляемая
в многократном поднимании
Перечисленные выше показатели силовых качеств (с 1 по 12) являются общетеоретическими. Кроме того специалисты плавания выделяют следующие силовые качества:
13) сила тяги, тяговые усилия, зарегистрированные в различных условиях (на суше и в воде), отражающие силовые способности пловцов;
14) сила гребков руками и ногами
– сила, создаваемая мышцами рук
и ног для преодоления
15) пропульсивная сила – продвигающая сила;
16) гидродинамическая сила
17) «суммарная пропульсивная сила тяги движителей пловца в результате рабочих движений рук, ног и в некоторых способах плавания туловища»;
18) импульс силы – мера
19) градиент силы – быстрота развития максимума усилия.
Если проанализировать содержание
всех этих критериев, то можно отметить,
что 2 и 3 – одно и то же, потому, что
одинаков способ измерения. В плавании,
кроме отмеченных специальных силовых
показателей, предположительно наиболее
существенными являются собственно-силовые
и скоростно-силовые
В теории и методике плавания выделяют
общую и специальную силу пловцов.
Под общей силой понимают силу
всей мышечной системы человека, развитой
разнообразными силовыми упражнениями
безотносительно к какой-либо спортивной
специальности. Специальная сила –
это сила определенных мышечных групп,
от которых главным образом
Поскольку плавание – спорт юных, то с особой остротой встает вопрос об адекватности силовой подготовки различной направленности особенностям возрастного развития организма спортсмена в процессе многолетней тренировки.
Заключение
Тренировка в развитии силы и мощности является одним из основных элементов подготовки пловца.
Для того чтобы подготовка спортсмена на суше была оптимальной, необходимо применять упражнения, строго соответствующие характеристикам движения спортсмена в воде.
Поскольку сопротивление воды не соответствует сопротивлению веса, используемого в силовой подготовке, тренер должен применять движения с такими характеристиками, которые бы соответствовали характерным движениям в воде.
При выполнении силовых упражнений необходимо соблюдать те положения тела спортсмена, которые приближены к положению пловца в воде.
При разработке силовой программы подготовки необходимо постоянно учитывать воздействие используемых упражнений на основное спортивное упражнение.
Установка на разведение во времени нагрузок разной направленности относится к пловцам высокой квалификации, когда ставится задача улучшения техники в избранном способе плавания. Выполнение запланированного блока силовой подготовки при скоростном плавании обеспечивает, во-первых, повышение мощности гребковых движений, а во-вторых - более выгодное, с точки зрения гидродинамического сопротивления, положение туловища. Это обеспечивает прирост спортивных результатов на соревновательных дистанциях.
Целевое определение содержания и объема тренировочной нагрузки ориентирует на такое планирование объемов тренировочных нагрузок, которые необходимы для достижения запланированного уровня специальной работоспособности. Программирование тренировки становится реальным при установлении взаимосвязи между динамикой нагрузок и функциональным состоянием спортсмена в годичном цикле подготовки. Очевидно, что необходимы такой подбор средств специальной подготовки и определение их объема в каждый момент времени, которые обеспечат прирост потенциальных возможностей выполнения специфической деятельности.
Библиографический список
1960–1999 годах // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №1. - С. 49. Современная система спортивной подготовки/ Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.
Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. -224 с.
Бауэр В.А. Научно-
Информация о работе Методика развития силы (силы гребка, работы ногами и т.д.)