Профессиональная подготовка спортивного педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. В научно - методической литературе по психологии и педагогике авторы уделяют большое внимание различным аспектам профессиональной подготовленности тренера: дано определение профессиональной деятельности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты. Однако в представленной литературе не в полной мере раскрыт психологический компонент профессиональной деятельности тренера и недостаточно показана его значимость. Объект исследования. Профессиональная подготовленность спортивного педагога
Предмет исследования. Психологическая компетентность, как компонент профессиональной подготовленности спортивного педагога.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности
1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности
1.3 Особенности деятельности спортивного педагога
1.4 Профессиональная компетентность спортивного педагога
1.5 Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности
Заключение по главе
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога
3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности
3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта
Заключение по главе
Выводы
Практические рекомендации
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональная подготовка спортивного педагога. курсак.rtf

— 396.05 Кб (Скачать файл)

Профессиональная подготовка спортивного педагога

 

Омск 2010

 

 

Содержание

 

Введение

ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности

1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности

1.3 Особенности деятельности спортивного педагога

1.4 Профессиональная компетентность спортивного педагога

1.5 Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности

Заключение по главе

ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. Результаты исследования уровня сформированности психологических знаний и умений, значимости их в профессиональной деятельности и влияние факторов на формирование психологической компетентности спортивного педагога

3.1 Выявление мнения тренеров о значимости психологических знаний и умений в их профессиональной деятельности

3.2 Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров

3.3 Определение влияния факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта

Заключение по главе

Выводы

Практические рекомендации

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность. Современный период развития спорта в России характеризуется активизацией процессов модернизации. Высокий уровень спортивных достижений, увеличение плотности спортивных результатов на соревнованиях высокого ранга, колоссальные тренировочные нагрузки выдвигают в число ведущих факторов дальнейшего роста спортивных достижений и успешного выступления на международной спортивной арене совершенствование системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям. Эта специфика обуславливает весьма широкие требования к спортивным педагогам. В виду сложности профессии тренера, специфики объекта и орудия труда, а также возрастающих требований к тренеру возникает необходимость всестороннего изучения его профессиональной деятельности. Многие авторы в течение долгого времени занимаются исследованием данного вопроса. Педагог должен быть в первую очередь компетентным в вопросах в области психологии и педагогики. Знания и умения по данным дисциплинам позволяют предотвратить в работе ряд проблем, найти наиболее рациональный способ решения трудных ситуаций.

Проблема исследования. В научно - методической литературе по психологии и педагогике авторы уделяют большое внимание различным аспектам профессиональной подготовленности тренера: дано определение профессиональной деятельности, характеристика необходимых знаний, умений и навыков, определены структурные компоненты. Однако в представленной литературе не в полной мере раскрыт психологический компонент профессиональной деятельности тренера и недостаточно показана его значимость. Объект исследования. Профессиональная подготовленность спортивного педагога

Предмет исследования. Психологическая компетентность, как компонент профессиональной подготовленности спортивного педагога.

Цель исследования. Выявить уровни сформированности психологической компетентности у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и факторы, обусловливающие ее формирование в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение уровня психологической компетентности студентов - будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе позволит выявить факторы, способствующие и ограничивающие подготовленность к педагогической деятельности и обозначить проблему совершенствования психологической компетентности, как компонента профессиональной подготовленности выпускников физкультурного вуза.

Научная новизна. В работе выявляется значимость психологических знаний и умений в профессиональной деятельности и влияние факторов: склонности к педагогической деятельности, профессионально-педагогического интереса и временного фактора (объем аудиторной нагрузки в часах) на уровень психологической компетентности выпускников в области физической культуры и спорта. Оценивается уровень сформированности психологических знаний и умений среди студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров.

Теоретическая значимость. Исследование состоит в обозначении проблемы совершенствования психологической компетентности, как компонента профессиональной подготовленности выпускников физкультурного вуза.

Практическая значимость состоит в том, что выявленный уровень психологических знаний и умений у студентов будущих специалистов в области физической культуры и спорта помогут совершенствовать психологическую компетентность, как компонент профессиональной подготовленности выпускников физкультурного вуза.

ГЛАВА 1. Состояние проблемы психологической компетентности спортивного педагога как компонента профессиональной подготовленности

1.1 Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура

На земле тысячи профессий. Каждая из них включает в себя множество специальностей, которые отражают исторический процесс общественного разделения труда. И каждая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, каждая имеет специфическую организацию, которая выражается в структурной взаимосвязи элементов, составляющих эту деятельность.[22]

Высокая значимость категории деятельности в отечественной психологии отмечалась практически всеми исследователями, занимавшимися данной проблемой. Так, очень часто: можно встретить утверждения, которые характеризуют деятельность как "категорию, имеющую важнейшее значение".[42]

Однако, несмотря на то, что категория деятельности занимает "важнейшее место" в психологии до сих пор не существует однозначного определения этого понятия - в основном, различные авторы при формулировании определения деятельности "отталкиваются" от различных оснований, в качестве которых выступают: 1) аспект взаимосвязи; 2) аспект функциональности; 3) аспект отношения.

Сторонники первого подхода определяют деятельность через взаимосвязь, как "мостик" между человеком и окружающим его миром. Так, К.К. Платонов (1986) полагает, что деятельность - это такая форма взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель.

Сторонники второго подхода определяли деятельность посредством обозначения ее функций. Так, П.А. Рудик (1973) в качестве основной функции деятельности рассматривает удовлетворение потребностей человека.

Наиболее популярным является формулирование деятельности через категорию "отношения". Сторонники этого подхода рассматривают деятельность, как форму активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и как процесс реализации жизненных отношений субъекта в предметном мире, источник саморазвития субъекта. [58, 75, 82]

В принципе, все эти подходы не противоречат друг другу, они просто акцентируются на каком-то одном моменте и выделяют два-три сущностных свойства деятельности.

А.Н. Николаев (2002) в попытке обобщить "все определения и свойства деятельности" дал следующее определение: "деятельность - это сознательная, целесообразная, предметная и продуктивная активность человека, в которой выражается его отношение к окружающей действительности и которая направлена на удовлетворение его потребностей". Исходя из этого определения, к числу основных характеристик деятельности относятся:

· Сознательность;

· Целесообразность, включающая в себя постановку цели и продуманное ее выполнение;

· Активность, т.е. такое отношение к окружающему миру, которое способствует его изменению.

На наш взгляд данное определение является наиболее точным и полным.

Для того чтобы детально изучить профессиональную деятельность необходимо рассмотреть психологическую структуру деятельности, т.е. ее строение.

В настоящее время не существует единства во мнениях относительно структуры профессиональной деятельности. У каждого исследователя есть своя точка зрения относительно компонентного состава.

Например, В.Д. Шадриков (1996) выделяет мотивы, цели, программы, информационную основу деятельности, принятие решений, подсистему деятельностно - важных качеств.

Л.И. Анцыферова (1998) выделяет следующие компоненты деятельности: цель, предмет деятельности, приемы, орудия труда, инструменты, средства воздействия на предмет, умения и навыки, условия деятельности, результат.

И.И. Сулеймановым (1998) были выделены следующие компоненты: субъект деятельности, объект деятельности, средство деятельности, процесс деятельности и результат (продукт) деятельности.

А.Н. Николаев (2001) в психологической структуре спортивного педагога выделил три основных блока: мотивация, средства и результат.

Первый блок - "мотивация".

Наиболее удачным определением мотивации можно считать формулировку Н.Б. Стамбуловой (1999), которая, обобщая множество концепций, отмечает: "мотивация - это совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность". Таким образом, в блок мотивации должны быть включены все явления, которые побуждают человека к деятельности. Что касается такой категории, как потребность в деятельности, то ее включение в число составляющих мотивации также является бесспорным.

Многие авторы указывают, что любая деятельность включает в себя цель - то, чего человек хочет добиться, создать. Существует мнение, что цель - это центральный, системообразующий компонент психологической системы деятельности.[18] Цель (или цели) профессиональной деятельности, как правило, является четко определенной и заданной извне.[27]

При определении термина "мотив" также возникают сложности: существует проблема соотношения таких явлений, как мотив и цель. Некоторые авторы полагают, что мотив и цель - различные явления, другие - что они могут "сливаться". [7]

Второй блок - "средства деятельности - т.е. психологическая природа процессов и операций, посредством которых осуществляется деятельность".

Блок средств деятельности образуют все те явления и виды человеческой деятельности, посредством которых достигаются цели и задачи. [73] К ним относятся:

подструктуры, не входящие собственно в психологическую структуру деятельности человека - это условия деятельности. К ним относятся объективные, независящие от субъекта, "заданные извне" характеристики деятельности (например, санитарно-гигиенические условия, материальная база, организация труда и тому подобное). [42]

психологические средства деятельности: [47]

а) Качества субъекта, определяющие его способность к деятельности. По определению И.Г. Станиславской (1994) способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Таким образом, способность человека к определенной профессиональной деятельности состоит, во-первых, из мастерства (знаний, умений и навыков) и, во-вторых, из профессионально важных качеств личности. [41]

б) Способы практического осуществления деятельности. Кроме способности человека к определенному виду профессиональной деятельности, средства деятельности могут быть охарактеризованы и со стороны своего действенного состава. В.Д. Шадриков (1996) отмечает, что в предмет психологического изучения деятельности должны быть включены внешние предметные действия субъекта. В качестве последних, как правило, изучаются движения, действия, операции.

Таким образом, блок средств осуществления деятельности образуют две подструктуры: подструктура способности человека к профессиональной деятельности (состоящая из мастерства и профессионально важных качеств) и подструктура способов деятельности (ее стилей).

Третий блок - "результат" деятельности. К нему относится оценка продукта деятельности, основная характеристика которого заключается в степени его соответствия цели. [56] Однако в последнее время наблюдается отход от такого "однобокого" понимания результата. Считается, что в его качестве выступает не только продукт деятельности, но и какие-то изменения в личности деятеля - результат "в широком смысле". [88] Чаще всего этот субъективный результат рассматривают как "цену" достижения объективного результата. Наиболее ярко он проявляется в доминирующих эмоциональных состояниях, интегральным выражением которых можно считать удовлетворенность специалиста осуществляемой им профессиональной деятельностью. Таким образом, при оценке результативности деятельности следует учитывать не только ее успешность, но и удовлетворенность ею, тем более что между ними существует довольно тесная связь. [40]

Все сказанное позволяет заключить, что под деятельностью понимают сознательную, целесообразную, предметную и продуктивную активность человека, в которой выражается его отношение к окружающей действительности и которая направлена на удовлетворение его потребностей. Психологическую структуру деятельности составляют:

- мотивация профессиональной деятельности - потребность, мотивы и цели;

- субъективные условия как средства осуществления деятельности: способность к деятельности (мастерство и профессионально важные качества) и способы ее выполнения (стили деятельности);

- результаты - успешность деятельности и удовлетворенность ею.

1.2 Профессионально-педагогический интерес и склонность к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной деятельности

Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессионального интереса существенное значение имеет общение, социальное происхождение, профориентация, характер деятельности окружающих субъекта людей [6]

Информация о работе Профессиональная подготовка спортивного педагога