Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Итак, первый обходной путь влияния на непроизвольные функции  организма – это использование  соответствующих первосигнальных  представлений.

Другой путь связан с  особенностями иннервации дыхательных  и скелетных мышц. Эта иннервация в большинстве совершаемых человеком действий независимо от его воли, но она может совершаться и под влиянием волевых импульсов. Так, мы можем произвольно задержать на некоторое время или до определенной степени участить и углубить дыхательные движения, но полностью остановить их нам не удастся. Скелетные мышцы также сокращаются либо по нашему волевому приказу, либо независимо от него. Так, например, мышечный тонус покоя, позные и мимические движения не являются преднамеренными (волевыми), они зависят от нервных импульсов, идущих от подкорковых образований головного мозга (В.К.Кузьменков, 1990)

Произвольно изменяя  степень напряжения скелетных мышц, характер дыхания, мы можем повлиять на деятельность центральной нервной  системы и на те ее функции, которые связаны с работой внутренних органов, с механизмом эмоций и т. п. (Ф.Н. Гоноболин, 1979).

Наши эмоции – радость, гнев, страх, боевое воодушевление, предстартовая  лихорадка или апатия и т.п. –  отличаясь характерным для каждой из них субъективным переживанием, проявляются в определенном изменении деятельности внутренних органов и состояний мышечного тонуса. Произвольно меняя степень мышечного напряжения, характер дыхания, мы можем воздействовать на другие компоненты эмоционального переживания. Эмоции оказывают самое непосредственное влияние на учебно-спортивную деятельность. Они могут вызывать состояние внутреннего подъема, энергии, мобилизации сил, уверенности в своих силах. Однако может возникнуть состояние робости, упадка сил, неуверенности, боязливости (А.Ц. Пуни, 1999).

Эмоциональное состояние  с практической точки зрения можно  разделить на несколько полярных типов. С одной стороны стрелок  может проявить активность, жизнерадостность, бодрость, с другой – усталость, безразличие, неудовлетворенность, сожаление. Он может быть решительным, уверенным, испытывать боязнь, тревогу, страх. Все эти эмоции могут во время соревнования овладеть стрелком, в зависимости от свойств его личности и сформированности правильного отношения к стресс-факторам в достижении победы (результата).

Значение эмоций при  стрельбе очень велико. Они органически  входят в мотивы волевых действий, под влиянием которых стрелок  выполняет определенную работу. Эмоции возникают вследствие внутренних процессов  и под воздействием внешней обстановки и т.д., а также проявляются в соответствии с темпераментом и характером стрелка (Л.М. Вайнштейн, 2010).

В своей основе эмоции мобилизуют организм на борьбу, способствуют учебной, спортивной деятельности, но в то же время стресс большой силы нарушает нормальное течение психических процессов, ухудшает внимание, дезорганизует двигательные функции (Л.М. Вайнштейн, 2007).

Это второй путь воздействия  на непроизвольную деятельность организма.

Возможен и третий обходной путь влияния на непроизвольные функции организма. При определенных состояниях коры головного мозга степень действительности слова и его влияния на непроизвольные процессы резко повышается. Это случается, когда кора головного мозга несколько заторможена и ее нервные клетки находятся в так называемых фазовых состояниях. Бодрствующая нервная клетка реагирует на раздражитель согласно закону силовых отношений: чем сильнее раздражение, тем интенсивнее реакция на него. В состоянии торможения нервные клетки могут реагировать парадоксально: слабый раздражитель может вызывать сильную реакцию. В этих условиях возбуждение, вызванное словом, легко проторяет себе путь от коры головного мозга к подкорковым центрам, связанным с деятельностью внутренних органов (Г.В. Мюнстерберг, 2007).

Тормозное состояние  коры головного мозга можно вызвать преднамеренно, расслабляя мышцы тела, сосредотачивая внимание на этом расслаблении. А также через соответствующие представления, вызывая состояние тяжести, тепла в мышцах, состояние покоя и отдыха, испытывая при этом соответствующие им ощущения.

Метод аутогенной тренировки использует все эти три возможных  пути влияния на непроизвольные функции.

Применяя определенные словесные формулировки, связанные  с представлениями о мышечном расслаблении, ощущении тяжести и  тепла в тех или иных мышечных группах, и многократно воспроизводя эти представления, обучающийся приобретает способность сознательно добиваться глубокого мышечного расслабления. Последнее, в результате восходящих нервных влияний, изменяет состояние центральной нервной системы. В коре головного мозга широко распространяется тормозной процесс. Человек в этот момент испытывает состояние глубокого покоя. Уже сама способность хорошо расслабляться способствует убыстрению восстановления нервно-мышечной работоспособности.

В состоянии расслабления, с помощью специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, спортсмен может также целенаправленно изменить свое эмоциональное состояние, регулировать степень эмоционального возбуждения, добиваясь оптимального, необходимого для данного этапа спортивной борьбы уровня (И.А. Анохин, 1980).

Словесные формулировки, применяемые в аутогенной тренировке, делятся на две группы:

1) вызывающие процесс  аутогенного нервно-мышечного расслабления;

2) вызывающие первосигнальные представления, воздействующие на эмоциональные состояния.

По своему характеру  и содержанию эти словесные формулировки должны вызывать образы и представления, связанные с ощущениями расслабления, тяжести и тепла. Они могут  содержать образные сравнения, словесные определения ощущений («нога тяжёлая», «мышцы вялые и расслабленные», «тепло ощущается в кончиках пальцев» и т.п.) (О.А. Черникова, 2008).

Текст аутогенной тренировки составляется с соблюдением определенной последовательности в изложении материала. Вначале предлагаются формулы расслабления, затем ощущения тяжести и тепла (последовательно в различных группах мышц: мышцы верхних и нижних конечностей, корпуса, лица и шеи). Одновременно даются формулировки, адресованные к деятельности внутренних органов (сердце, дыхание).

Словесные формулы составляются с учетом задач предстоящей деятельности, психофизиологической характеристики желаемого состояния и индивидуальных особенностей личности спортсмена. Они  должны быть понятны, коротки, категоричны, не вызывать чувства внутренней борьбы и напряжения. Ими следует пользоваться после успешного освоения приемов аутогенного расслабления (М.Е. Сеидов, 2004).

Постепенная выработка  навыка расслабления, закрепление его  условнорефлекторных механизмов позволяют в дальнейшем значительно сократить продолжительность периода расслабления; расслабление осуществляется быстрее и надежнее.

Особое место в аутогенной тренировке спортсмена занимает выход  из состояния расслабления. Он особенно важен в тех случаях, когда  применяется перед спортивным соревнованием или во время него. Спортсмену в этих условиях необходимо быстро ликвидировать все элементы расслабления. Словесные формулы «выхода» связаны с представлениями мышечного, висцерального и психического возбуждения, степень которого следует соотносить с обстоятельствами предстоящего действия.

Как упоминалось выше, аутогенная тренировка оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние, тонус скелетных мышц и деятельность внутренних органов. Объективную оценку ее влияния можно получить, измеряя пульс, давление крови, температуру кожи, тонус мышц, производя электроэнцефалографическое исследование (В.Д. Бахарев, 2002).

По данным ряда авторов (Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, К.Н. Мировский, Л. Н. Радченко, А.С. Ромэн, А.М. Свядощ и др.), в ходе аутогенного расслабления замедляется пульс, снижается давление крови и мышечный тонус, повышается температура кожи.

Электрокардиографические  исследования свидетельствуют о  распространении тормозного процесса в коре головного мозга. Выведение из состояния расслабления нормализует эти функции и даже способствует их усилению против исходного уровня (там, где для этих целей специально применялся акцентированный «выход») (В.С. Лобзин, 2006).

Аутогенная тренировка (греч. auto – сам, genes – происшедший) в буквальном смысле означает самовоспитание с помощью специальных упражнений. Каждое внешнее воздействие (гетеросуггестия) преобразуется индивидом в аутосуггестию (самовнушение).

И наоборот, что ещё  более важно, внутренние реакции  почти всегда обусловлены внешними факторами (И.Г. Шульц, 1995).

 Это важнейшее положение  учения о суггестии, которое  было открыто и обосновано  в начале 20 столетия.

Путём тренировки духовных качеств контролируется состояние  организма. Человек с искривлённым позвоночником может исправить осанку благодаря длительному выполнению соответствующих упражнений. В результате целенаправленной тренировки органов голосообразования развивается певческий голос. Человек с внутренним дискомфортом «тела и души», проявляющимся в виде сердцебиений, также может избавиться от этих неприятных ощущений. Таким образом может улучшить своё состояние больной бронхиальной астмой. Подобные лечебные мероприятия называют психотерапией. Аутогенная тренировка является одним из её методов.

Аутогенная тренировка возникла на основе старых и надёжных врачебных методик гипноза (частичного сна). Гипноз представляет собой состояние, близкое ко сну, обеспечивающее успокоение и отдых, которого можно достигнуть у здоровых людей всегда, а у страдающих неврозом с некоторыми трудностями путём внушения. В стадии глубокого гипноза возникает сновидное состояние лунатика. Как и во время ночного сна, в этом состоянии способность к критической оценке реальности несколько снижается, поэтому внушения особенно действенны. Приказы, отданные человеку во время гипноза, часто исполняются им и позднее, хотя он не помнит о действиях в период сна (постгипнотическая суггестия) (И.А. Анохин, 1980)

Чистый или «пустой» гипноз без дополнительного целенаправленного  влияния извне является благотворным состоянием внутреннего сосредоточения, позволяющий отдохнуть и успокоиться. Поэтому испанские врачи-гипнотизёры предпочитают термин «самообладание» (К.В. Марищук, 2005).

Гипноз, как и ночной сон, утомление, речь и т.д., являются результатом деятельности целостного организма. Находясь в спокойном гипнозе, человек замечает значительные изменения в теле. Основой же переключения в гипнозе, как и при ночном сне, является расслабление организма, особенно мускулатуры и кровеносных сосудов. Это достигается соответствующей тренировкой концентрации внимания. Аутогенная тренировка даёт возможность достигнуть без постороннего влияния благотворного, близкого ко сну состояния, самостоятельно в определённых пределах мобилизовать резервы организма («самогипноз») (Е.В. Рожнов, 2009).

Все упражнения в спорте, гимнастике и т.п. преследуют 2 основные задачи: повышение жизненного тонуса и устранение физических изъянов. Это  же характерно и для аутогенной тренировки. Она может способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, тренировке самообладания, отдыху, улучшению самочувствия и т.д. (Н.В. Цзен, 2005).

Расслабление в системе  аутогенной тренировки является средством  путём достижения состояния полного  самоуглубления. Все живые организмы  находятся в состоянии между напряжением и расслаблением. От современного человека, испытывающего огромные нагрузки, требуется постоянный самоконтроль. При перенапряжении возникают всевозможные срывы, нарушающие основные функции организма, такие, как дыхание, пищеварение, не говоря уже о духовной жизни. Аутогенная тренировка требует безусловной и терпеливоразвиваемой внутренней собранности (сосредоточенности) (А.Г. Эллис, 2004).

Отдельные упражнения аутогенной тренировки взаимосвязаны, причём начинать следует с наиболее простых, казалось бы, незначительных. Манера держать себя невозмутимо и спокойно становится второй натурой человека.

При этом он развивает  в себе ряд важных качеств: умение полноценно отдохнуть за короткое время; самообладание: «кто овладел аутотренингом, тот становится в результате постоянных тренировок уравновешенным». (Врач Heyer); саморегуляция непроизвольных функций тела, например, кровообращения; повышение трудоспособности, в частности, памяти, путём концентрации мыслей в определённое время, 3 раза в день; уменьшение интенсивности болевых ощущений путём устранения переживания боли, причём боль так видоизменяется, что её компоненты не развиваются или проявляются очень слабо.

Речь, однако, идёт не о подавлении болевых симптомов: самонастрой путём самовнушения в состоянии углубления по типу постгипнотической суггестии; самокритика и самоконтроль через самоанализ в состоянии углубления.

Родоначальник аутотренинга, Шульц, упоминает одну мысль, которую  он считал очень важной: «…испытать чувство победы над собственным воображением». Или: «целью методики мы считаем лишь достижение состояния, которое может противодействовать болезненным ощущениям, и подчеркиваем, что приобретение такого состояния, как и вся другая внутренняя работа, требует постоянных тренировок. Только при систематических тренировках возможно утвердить данную систему занятий и овладеть ею. В этом смысле, для лечения подходят люди, нуждающиеся в регулировке тех механизмов, которые используются в повседневной жизни.» (А.К. Курпатов, 2007).

С 1932 года методика аутотренинга пользуется всё большей популярностью и сегодня она во многих странах мира является наиболее распространённым средством самопомощи, занимая центральное место в профилактической медицине и спорте (В.Д. Бахарев, 2002). 
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета