Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 08:16, дипломная работа

Краткое описание

Аутогенная тренировка представляет собой систему сознательно применяемых спортсменом психологических приемов, которые помогают изменить тонус мышечной системы и динамику некоторых психологических процессов. В результате становятся возможными преднамеренные влияния на некоторые функции организма и психологические состояния человека (эмоциональные состояния, деятельность некоторых внутренних органов, восстановление работоспособности и т.п.) (В.С. Лобзин, 2006).

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………..……..……...3
Глава 1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…..…...5
1.1. Понятие аутогенной тренировки………………………………………..…..5
1.2. Анализ методик аутогенной тренировки…………………………….…....17
1.3. Характеристика психических процессов стрелка………………………...27
1.4. Виды аутогенной тренировки…………………………………………..….33
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………38
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………….….38
2.2. Методы исследования………………………………………………..…..…38
2.3. Организация исследования…………………………………………..….....39
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………………….…...41
3.1. Исследование уровня стрелковой подготовленности спортсменов…….41
3.2. Методика аутогенной тренировки для спортсменов-стрелков……….....43
3.3. Результаты педагогического эксперимента……………………………....49
Выводы………………………………………………………………………..…55
Практические рекомендации……………………………………………….…..56
Библиографический список……………………….……………………….…...59

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Добрынин.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Подготовительное  упражнение: Последовательно 3-4 раза вполсилы на вдох напрячь основные группы мышц тела: мышцы ног, туловища, шеи, лица, а на выдох расслабить. На мышцы рук обратить особое внимание. Они напрягаются и расслабляются последними. Следует возможно лучше прочувствовать расслабление мышц рук на контрасте с ощущениями во время их напряжения (Н.Н.Петров, 2010).

Основное упражнение: Все внимание на дыхании – оно ровное и спокойное. С каждым выдохом все тепло наполняет приятная вялость. Все проблемы и заботы, все посторонние звуки и посторонние мысли удаляются, становятся все слабее с каждым выдохом. Все тепло расслабленное, вялое, неподвижное. Руки лежат свободно и расслабленно. С каждым выдохом руки становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Кисти обеих рук все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Кисти обеих рук совсем тяжелые. Кисти рук тяжелые, как чугунные гири.

Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность – все ощущения возникают как  бы сами собой, а не как следствие волевых усилий.

Активация: Занятие заканчивается активизирующими упражнениями, возвращающими в активное состояние. Упражнение занимает около 10 минут.

После освоения основных упражнений аутогенной тренировки можно  переходить к упражнениям высшей ступени, которые позволят решить ряд прикладных задач, таких как снятие усталости, снижение негативных последствий эмоционального перенапряжения, самовнушение и др.

Когда Иоганн Шульц создавал аутогенную тренировку, он видел основной ее смысл в развитии у своих пациентов способности (используя образное мышление, оперируя зрительными образами) работать над глубинными психологическими проблемами, которые по тем или иным причинам были вытеснены в область бессознательного. Однако наиболее широкое распространение получили занятия именно первой ступени, которые сам Шульц считал лишь вспомогательными при подготовке к аутогенной тренировке.

Аутогенную тренировку высших ступеней Шульц называл аутогенной медитацией. Он считал, что приступить к аутогенной медитации можно лишь после прочного усвоения базовых упражнений. Критерием хорошо выработанных навыков аутогенного погружения является способность войти в это состояние за 20-30 секунд и удержание себя в этом состоянии в течение 1 часа и более.

Методы  саморегуляции стрелков

Совокупность методов, направленных на достижение психической  прочности личности, называют общим  термином «саморегуляция».

Существуют различные методы и  модификации методик саморегуляции  психических состояний. Техника  нервно-мышечного расслабления, идеомоторная тренировка, гетеротренинг, аутотренинг, самопрограммирование и медитация (В.К. Кузменков, 1989).

Все они направлены на формирование специфического типа состояний человека – релаксации (от лат. «релаксатио» - уменьшение напряжения, расслабление) и аутогенного погружения.

Состояние релаксации (которое можно  рассматривать как начальную  фазу аутогенного погружения) характеризуется  глубоким мышечным расслаблением, сопровождающимся ощущениями тепла и тяжести, отвлечений от внешних раздражителей, снятием беспокойства, тревоги, волнения, переживанием душевного комфорта.

Состояние релаксации – это переходное состояние между сном и бодрствованием – гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением и  при этом состоянии торможение в  одних областях может сочетаться с концентрированным возбуждением в других. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и осуществлением дальнейших самовнушений (П.А. Рудик, 1962).

Состояние аутогенного погружения связано с ощущениями легкости, невесомости  тела, переживания его «растворенности, исчезновения», с максимальной концентрацией на мире внутренних ощущений. По наблюдениям ряда исследователей, состояние релаксации и аутогенного погружения вызывают заметные сдвиги в характере протекания физиологических и психических процессов. Именно с этим обстоятельством связаны профилактические и терапевтические эффекты их применения (В.М.Бехтерев, 2004).

Вызывая расслабление с помощью  техники нервно-мышечной релаксации, мы создаем предпосылки для освоения других более сложных приемов саморегуляции.

 

 

 

1.3. Характеристика психических процессов стрелка

Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой  работоспособностью спортсмена, которая  основывается на отличном здоровье, полноценном  функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы (С.М. Вайцеховский, 1981).

В то же время стрелковый спорт  содержит ряд особенностей, отражающихся на физическом состоянии стрелка.

К ним относятся: высокая степень напряжения нервной системы, необходимая для ведения целевой стрельбы, особенно возрастающая в связи с участием в соревнованиях; применение больших тренировочных нагрузок, связанных с выполнением однообразной работы статического характера; необходимость сохранения на всем протяжении упражнения большой точности действий, требующей высокой сосредоточенности; хроническое кислородное голодание организма, вызываемое коротким поверхностным дыханием стрелка при осуществлении первичной наводки оружия, полным прекращением дыхания при прицеливании и производстве выстрела, вдыханием воздуха, содержащим значительные примеси пороховых газов (особенно при работе в тирах полузакрытого и закрытого типов, имеющих, как правило, неудовлетворительную вентиляцию), степенным положением грудной клетки при изготовке к стрельбе (особенно в упражнениях стрельбы из винтовки); постоянное и весьма сильное раздражение органа слуха (В.Д. Балин, 2003).

В начальном периоде обучения развитие психологических качеств было направлено на лучшее и более быстрое овладение  техникой стрельбы и выполняло «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные психологические качества, необходимые для достижения вершин спортивного мастерства, и становится самостоятельным, нередко главенствующим, направлением.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка  полностью базируется на положениях теории психологии спорта (Л.М. Вайнштейн, 2010).

К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля.

Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма. Для стрелка основное значение имеют ощущения, идущие от мышц. Это ощущение удобства или неудобства изготовки, ощущение правильной хватки, положение пальца на спуск, развиваемых им усилий, отдачи оружия, а также ощущение утомления или бодрости, готовности к ведению огня и многие другие. Развитие ощущений способствует спортивному совершенствованию стрелка и должно рассматриваться как самостоятельная учебная задача (П.А. Рудик, 1962).

Восприятия – отражение в  сознании раздражений, воздействующие на органы чувств. Правильность восприятий занимает важное место в достижении высоких результатов в стрельбе. Исключительно важное значение правильность восприятий приобретает в обстановке соревнований. Состояние возбудимости, равно как и нервное утомление, затрудняет оценку всесторонней готовности к ведению огня (С.Л. Рубинштейн, 1999).

Внимание – активная направленность сознания человека на выделяемые объекты  при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание может сосредотачиваться как на окружающей действительности, так и на мыслях, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. Спортсмену-стрелку нужно развивать способность сосредотачиваться на мыслях и действиях, которые определены задачами выполняемой или предстоящей работы, отключаться от окружающей обстановки, не замечать присутствия зрителей, судей, не реагировать на посторонний шум, разговор, поведение соседа по кабине и т.п., подавлять непроизвольно возникающие мысли, воспоминания, переживания, не относящиеся к выполняемой работе.

Воспитание внимания должно проводится в сочетании с другими сторонами подготовки (Н.Д. Левитов, 1958).

Хорошо влияют на развитие внимания: целеустремленность – осознанная необходимость выполняемой работы для достижения поставленной цели; заинтересованность – переживание удовольствия от выполняемой деятельности, чувство эмоционального подъема и жизнерадостности; сознание долга или обязанности, внутренняя дисциплинированность, побуждающая к полноценному выполнению работы, большое трудолюбие, аккуратность и добросовестность (Е.В. Рожнов 2009).

Мышление. Знания, накапливаемые в  ходе занятий стрелковым спортом, создают  мыслительный фон, охватывающий все  стороны деятельности стрелка. Стрелок  должен научиться направлять свое мышление в зависимости от конкретной ситуации. Воспитание мышления стрелка преследует цели: а) не допускать эмоциональной вспышки в угрожающей ситуации; б) мобилизовать спортсмена на лучшее решение задач при благоприятных условиях (Т.М. Зайцева, 2006).

Эмоции – переживание человеком  его отношения к окружающему  миру и к самому себе. Нервные  центры эмоции находятся в подкорковых  образованиях, регулирующих действие внутренних органов. Поэтому эмоции вызывают глубокие сдвиги вегетативных функций: сердечнососудистой системы, дыхания, желез внутренней секреции, органов пищеварения.

Возникшее эмоциональное состояние  доминирует над всеми другими  раздражителями. Оно обладает большой  стойкостью, и изменение его крайне затруднительно.

Эмоции принято делить на две группы: положительные, или активные, - стенические (от греч. «стенос» - сила); отрицательные, или пассивные, - астенические.

Психологическая подготовка включает умение стрелка воздействовать на свое состояние такими приемами, как самовнушение, самоубеждение, самообязательство, самоободрение, самоприказ (Х.П. Линдеман, 2000).

Эти средства преследуют цель способствовать возникновению  у спортсмена на соревнованиях благоприятного стартового состояния боевой готовности. Основные черты этого состояния: желание участвовать в соревнованиях, ясное представление приемов и действий, которые предстоит выполнить, ощущение своей власти над отрицательным влиянием обстановки соревнований.

Самовнушение. Внушением  называется воздействие на психику человека путем сильного, впечатляющего словесного и эмоционального влияния со стороны другого лица или вызванного стечением обстоятельств. Самовнушение – подобное же влияние на душевное состояние человека, исходящее из его собственных мыслей и переживаний.

Сущность «техники самовнушения»  состоит в том, что, готовясь к  соревнованиям, спортсмен мысленно представляет обстановку соревнований, свое участие в них, вызывает психическое  состояние, которое он желает испытывать на соревнованиях. Это необходимо выполнять заблаговременно, многократно, с полной сосредоточенностью (С.Л. Рубинштейн, 1999).

Стрелку необходимо накапливать  опыт регулирования своего эмоционального. Эффективным средством может  служить применение словесных формул самовнушения.

В.М. Бехтерев указывал, что наиболее подходящее для осуществления самовнушения время – это периоды перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение помогает спортсмену создавать настроение, психологический фон и окраска которого способствует самообладанию, решительности, внимательности.

Самоприказ – побуждение к выполнению требуемых действий или выполнению усилий без размышления  о причинах, побуждающих к их выполнению. Он должен применяться в условиях сильного утомления, когда спортсмен  побуждает себя к полноценному завершению усилий. Стрелок заставляет себя откладывать выстрел, давая себе приказ: «Пока не буду стоять неподвижно, стрелять не буду!».

Самоубеждение – Форма  воздействия, когда спортсмен убеждает себя мотивированными доказательствами, стремясь настроиться на нужные действия.

Эмоции человека всегда находят свои внешние выражения  в характерных движениях, выражением лица, изменении тембра голоса и др. (Л.М. Вайнштейн, 2007).

Психологическая подготовка должна проводиться в течение  всего учебно-тренировочного процесса. Сущность психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень результатов в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный или заторможенный стрелок, как правило, показывает худший результат, чем на обычных занятиях-тренировках, потому что страх сделать ошибку вовремя стрельбы постоянно доминирует в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производимом выстреле (Х.П. Линдеман, 2000).

По мнению психологов, для эффективной работы с другими  людьми крайне важно изучить его индивидуальные особенности и понять его внутренний мир. Установлено, что кора головного мозга в случае необходимости может влиять – изменять или подавлять рефлексы. Следовательно, стрелок в процессе образования правильного навыка стрельбы должен научиться подавлять эти рефлексы и вызываемые ими реакции. Задача преподавателя – помочь ему подавить нежелательные рефлексы (К.В. Марищук, 2005).

Отрицательные эмоции (тревога, страх) вызывают вегетативные реакции, которые внешне проявляются побледнением или покраснением лица, потливостью (влажные ладони, испарина на лбу), учащением дыхания, пульса, тремором у начинающих стрелков наблюдается изменение речи (дрожащий голос, очень тихая или громкая речь), мимики жестов (напряженное маскообразное лицо, дрожание рук, тела, скованные движения). Также происходит замедление темпа деятельности, ухудшается внимание, память, нарушается сознательный контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха – зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, отшатывание после выстрела, оцепенение (Ю.П. Щербатых, 2005).

Основным условием воспитания стрелка является воспитание воли, то есть привитие стрелку качеств, позволяющих в условиях эмоциональной напряженности реализовать навыки и умения, приобретенные в ходе учебно-тренировочного процесса. Решение этой задачи невозможно без развития способности противостоять эмоциональным реакциям, препятствующим достижению высших результатов (Н.Д. Левитов, 1958).

Информация о работе Психологическая подготовка стрелков из пневматического пистолета