Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 04:23, дипломная работа
Цель и гипотезу переделать
Цель исследования: анализ планирования физической подготовки волейболисток в разных условиях тренировочного процесса: в плане традиционно общепринятого количества нагрузок или же построенного на более интенсивном использовании СФП и ОФП.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ДЮСШ
1.1 Организация спортивного отбора в ДЮСШ и этапы спортивной подготовки………………………………………………………………………7
1.2 Функциональные особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ …………………........................................15
Особенности физической подготовки волейболистов……….........21
Выводы по I главе……………………………………………………29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
2.1. Методы исследования………………………………………………31
2.2. Задачи специальной физической подготовки
волейболисток ….……………………………………………………..34
2.3.Средства и методы СФП волейболисток………………………..37
2.4. Результаты экспериментальной работы………………………...54
Выводы по II главе…………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..59
РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….62
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...66
Мотивация. Этот вид работы проводится с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. Важную роль играет наглядная агитация (плакаты, портреты лучших волейболистов, буклеты, таблицы крупных соревнований и др.). Выступления знаменитых тренеров, спортсменов, выпускников ДЮСШ, выступления в печати (особенно в детской), показательные выступления спортсменов, посещение соревнований, организация простейших спортивных конкурсов и др., создают у школьников притягательный образ вида спорта [12].
Просмотр в школе. Просмотр должен быть регулярным и неодноразовым. На уроках физкультуры можно визуально оценить два важных фактора: устойчивое стремление детей к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками.
На уроках общеобразовательных дисциплин можно выявить уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу.
Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут определить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх [45].
Анамнез. Беседы с родителями или их анкетирование дает информацию об атмосфере в семье, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Иногда необходима разъяснительная работа с родителями. Пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель.
Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Тренеру необходимо искусное владение методом беседы [21,34].
Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития (длина тела, кисти, сила мышц кисти, становая сила, объем бедра, голени и др.) можно получить у школьного врача [24,25].
Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности [12,19].
Диагностика игровой одаренности. Задачами этого этапа является определение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.
Тест 1. — «Бегуны»
По сигналу бегуны разбегаются по площадке и первый в шеренге «ловец» выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Через 20 с — конец первой попытки. Далее следующий «ловец» вступает в игру. После вступления в игру последнего «ловца» — смена ролей.
Тест 2. — «Охота»
* — охотники.
О — утки.
Задача «охотников» — попасть волейбольным мячом в «уток».
Задача «уток» — поймать как можно больше мячей с лета. Игра —
3 мин. Далее — смена ролей.
Тест 3. — «Борьба за мяч»
Игра на баскетбольной площадке, но без бросков в корзину. Установка командам — дольше держать мяч в своей команде (передачи, финты, ведение).
Выигрывает команда, игроки которой большее количество раз владели мячом.
Тест 4. — «Разведка»
К мячу вызывают одновременно двух игроков — «разведчика» и «часового». Задача «разведчика» — выбежать из круга с мячом в руках. «Часовой» должен осалить «разведчика», пока тот не вышел с мячом из круга. Учитываются количество движений «разведчика» и время от начала движения до касания мяча. Когда сыграют все участники команд, — смена ролей.
Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед, наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.
Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной степенью трудности (например, тесты на точность).
Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе:
100(V2 - V1)
W= ------------------------------
0,5(V2 + V1)
где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.
Предложить детям стандартную тренировочную программу со следующими требованиями к ней:
1. Обучение проводить по трем направлениям:
— обучение элементам техники,
— обучение индивидуальным тактическим действиям,
— обучение взаимодействию.
2. Необходимо разрабатывать
3. Обучение должно базироваться в основном на игровом методе [11,19].
Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра, голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.) [5,8,9,35].
Оценка физической подготовленности с помощью специально подобранных игр, эстафет, метаний и др.
Тестирование физической подготовленности. Сюда входят: бег со сменой направлений, прыжки вверх серийно на заданную высоту, бег приставными шагами, доставание подвешенного мяча в прыжке.
Тестирование одаренности: (тесты для оценки скорости и точности двигательных реакций) [18,19].
1. Подвижная игра «Охотники и утки». Задание «уткам» — мяч отбивать любым способом. Если отбитый мяч поймает кто-то из стоящих за линией круга, оба получают по 2 очка. Если мяч только отбит, но не пойман, одно очко получает игрок, отбивший мяч. Игрок, осаленный мячом, штрафуется одним очком, а бросавший мяч— одним поощрительным очком.
2. Тест «Три квадрата». На стене маркируются три квадрата (нижний край квадратов — на высоте 1,5-2 м от пола).
Задание 1. Тренер бросает мяч в каждый квадрат поочередно. Задача детей поймать мяч после отскока.
Задание 2. Тренер бросает мяч не по очереди. Задача детей поймать мяч или дотронуться до мяча.
3. «Пионербол» 4х4.
Исследование оперативного мышления с применением методики «тройка» (М.С.Бриль, А-В.Родионов ) [12].
«Ходом ладьи» перемещать фишки, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение 1-2-3 в верхней части поля.
Измерение психомоторных показателей — быстро и адекватно отреагировать на изменяющиеся в кратчайшие промежутки времени игровые ситуации. Измеряется простая реакция — время между появлением сигнала и реакцией; сложная реакция — подаются два сигнала, на один из которых надо реагировать, а на другой — нет; реакция на движущийся объект (РДО) — точность временных оценок движущегося объекта. Для этих целей используют приборы: реакциометры и хронорефлексометры [12,14].
Измерение психофизиологических показателей
Определяются свойства внимания, скорость переработки информации, особенности памяти с помощью бланковых тестов (корректурные таблицы, «кольца Ландольта» и др.).
Исследование глубинного зрения — правильное восприятие положения предмета в пространстве с помощью аппарата Говарда и др.
На основании данных отбора тренер может прогнозировать будущий спортивный рост отобранных для занятий волейболом школьников [12,37] .
1.2 Физиологические особенности процесса спортивной подготовки волейболистов в ДЮСШ
Направленность и содержание подготовки юных волейболистов определяются прежде всего возрастными особенностями функционирования органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей квалификации.
По особенностям психофизиологического развития детей школьного возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.
Группы учебно-тренировочные первого-второго года обучения в ДЮСШ предполагают сложный подростковый период 12-14 лет.
Особенности развития подростков 12-14 лет. Начало срастания хрящевых дисков позвонков. Большие физические нагрузки на позвоночный столб противопоказаны. Завершается окостенение запястных и пястных отделов рук, но фаланги пальцев рук и ног еще не прошли стадию окостенения. Не рекомендуются падение на руки, соударения фаланг пальцев ног с полом. Заметное увеличение длины тела у мальчиков (у девочек с 11 лет). Чрезмерные физические нагрузки могут вызвать замедление роста трубчатых костей в длину.
Быстрый рост костно-связочного аппарата при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих увеличение ЧСС.
Увеличивается мышечная масса и растет мышечная сила. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет.
Нарастает потребление кислорода, что создает предпосылки для тренировки общей выносливости. Предельная величина потребления кислорода достигается быстро, но долго поддерживать этот уровень организм не в состоянии. Такая особенность не дает возможности целенаправленно развивать специальную выносливость [35,40,52].
Чтобы тренировочные средства могли оптимально влиять на формы и функции организма, необходимо уделять особое внимание длительности периодов восстановления (давать полностью восстанавливаться после любой физической нагрузки). Мышечная работа на уровне пульса 130 уд/мин выполняется спортсменами без значительного напряжения, в пределах 150 уд/мин воспринимается как тяжелая.
Появляется сосредоточенность, хорошая память и логическое мышление. Подростки уравновешенны и оптимистичны. Быстро развивается острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве). Происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения. Двигательные действия становятся более четкими. Благоприятный возраст для развития быстроты двигательной реакции и обучения тактике игры [35,46,48,50,52].
Однако важнейшим моментом в данном аспекте будет являться не только возрастные, но и гендерные различия. Абсолютно неверным будет подход усреднённости тренировочного процесса, как для девушек так и для юношей в одинаковой степени. Работа с девушками данной возрастной группы имеет массу особенностей и важных моментов. Прежде всего необходимо сказать о морфо-функциональных изменениях. Как раз в данный период начинается этап полового созревания и следует учитывать, что у девушек он начинается раньше чем у юношей. Период полового созревания влечёт за собой множество проблем. Это не только диспропорциональность тела или изменение гормонального фона, это и сложности в психологической сфере. Такие как изменение интересов, жизненных предпочтений, круга общения. Стремление активно влиться в социум и непонимание взрослых часто приводят к проблемам у спортсменов данного возраста. В свою очередь это проявляется в крайней нестабильности результатов, конфликтности внутри команды. Невнимательное отношение тренера, его непонимание или грубость способствуют необдуманным и импульсивным решениям подростков, уход из спорта, нарушение тренировочного режима.
Проблемы поведения девушек носят не такой явный деструктивный характер как у молодых людей, однако нельзя забывать, что здесь возникают большие сложности. Именно среди девушек могут возникать самые жестокие инциденты, способные поставить под угрозу сплочённость команды или её существование вообще. Конфликты в женских коллективах носят крайне взрывной и эмоциональный характер. В подростковом возрасте они неминуемы, однако необходимо уметь сглаживать их последствия. В этой связи понимание и правильное отношение тренера способны предотвратить многие негативные факторы, мешающие результативности игры и достижению высоких показателей.
В аспекте морфофункциональных изменений девушек данной возрастной категории необходимо знать следующие важные особенности.
Период полового созревания у девушек делится на три фазы: пред-пубертатную, пубертатную и постпубертатную. В пубертатную наблюдаются значительные изменения в деятельности органов и систем, появляется менструация, замедляется рост тела в длину. По данным научных исследований, в 91% случаев начало менструации приходится на возраст 12 — 14 лет.
Предменструальная фаза продолжается 2-3 дня и характеризуется высокой напряженностью жизненных функций организма. Происходит снижение уровня быстроты, выносливости, общей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки рекомендуется снизить до 35-40%.
В менструальной фазе (до 3-5 дней) происходит дальнейшее снижение работоспособности. Физическая нагрузка снижается, основная направленность тренировочной работы — совершенствование техники движений, воспитание гибкости.
В постменструальной фазе (с 5-го по 12-й день) наблюдается повышение работоспособности организма, суммарная физическая нагрузка возрастает. В этой фазе хорошо тренируются скоростные, скоростно-силовые качества и выносливость.
В овуляторной фазе (13-14-й день) значительное снижение работоспособности, выраженное состояние напряжения. Рекомендуются малые и средние нагрузки.
Постовуляторная фаза (14 дней) — фаза наивысшей работоспособности. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки повышаются [11,12,46].
Зная эти моменты, напрямую детерминирующие результативность работы юной спортсменки, необходимо проявлять к каждому члену команды индивидуальный подход, понимание и адекватную настойчивость в тренировочном режиме.
В этой связи актуальным было бы рассмотреть основные задачи подготовки девушек- волейболисток. Они будут сводиться к следующему:
1. Укрепление здоровья и
2. Развитие ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, мускулатуры тела.
3. Повышение общей
4. Закрепление техники игры и
ее совершенствование в
5. Закрепление тактики игры и
ее совершенствование в
6. Интегральная игровая
7. Теоретическая подготовка по специальной программе [13,21].
Физическая подготовка. Быстрота двигательной реакции и быстрота перемещений совершенствуются упражнениями техническо-тактической направленности и специально-подготовительными упражнениями.
Обоснована необходимость повышения уровня общей выносливости на базе всесторонней физической подготовки с использованием бега по пересеченной местности, плавания, бега на лыжах, спортивных и подвижных игр и др.
Информация о работе Специальная физическая подготовка волейболисток учебно-тренировочных групп