Тренировочное занятие, направленное
на развитие быстроты лучше проводить
вечером, когда работоспособность организма
обычно наибольшая. В течение недельного
микроцикла оптимальным считается 2-4 занятия
на быстроту.
Для усиления эффекта развития двигательных
качеств (кроме специальной выносливости)
занятие с определенной преимущественной
направленностью может повторяться 2—3
дня подряд. Например:
1-й день — развитие быстроты
и взрывной силы и решение
главной задачи тренировки;
2-й день — то же, что и
в 1-й день;
3-й день — то же, что и
в 1-й день.
Упражнения, направленные на развитие
быстроты и ловкости, рекомендуется включать
в первую часть занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Абзалов Р.А., Павлова О.И, Сальникова О.В., Колосов В.М., Коновалова Л.В., Новожелина О.В. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11 классов. // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3-4.
АванесовС.В., Тесты в социологическом исследовании. – М., 1992.
Анищенко В.С. Физическая культура.
– М., 1994.
Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов/н Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
Апанасенко Г.Л., Здоровье, которое мы выбираем. – Киев. 1991.
Бойрах И.И. Спортивная медицина. – М.: ФиС, 1987
Бойко В.В. Целенаправленное
развитие двигательных способностей человека.
- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
- Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх. — М.: ФиС, 1990.
Вайцеховский, С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
Васильков, А.ВА. Теория и методика
спорта: учебник/А.А. Васильков. – Ростов
на /Д: Феникс, 2008. – 379 с.
Волков, Л.В. Теория и методика
детского и юношеского спорта. – Киев:
Олимпийская литература, 2002. -296 с.
- Волейбол:
Учебник для высших учебных заведений
физической культуры. Под редакцией Беляева
А. В., Савина М.В., — М.: «Физкультура, образование,
наука», 2000. — 368 с., ил.
- Волейбол: Примерная программа
спортивной подготовки для В67 детско-юношеских
спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].
- М. : Советский спорт, 2005. - 112 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина.
- М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
- Гаврилов, Д.Н. Нормирование физической нагрузки и способы тестирования в занятиях оздоровительной направленности: Сб. науч. Работ кафедры физвоспитания. – СПб: ГУП, 1999.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1988. – 88с
- Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте. – М., 1998.
- Донской, Д.Д. Ходить и бегать для здоровья. М.:1998.
- Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 59с
- Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. – М.: Академия, 2004. – С. 3-95.
- Железняк,
Ю.Д., Шулятьев, В.М. Волейбол: учебная программа для СДЮСШОР, М.: ФиС, 1994.
- Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 200 с.
- Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368с.
- Ильинич, В.И. Физическая культура студента. – М.: Гардарики, 2005. – 448 с.
- Козлова, Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. – М.: ФиС, 1990
- Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: НЦ ЭНАС, 2006- с.14-15.
- Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - є7. - С. 2-5.
- Ковалев, В.Д. Спортивные игры. М.,1988.С304 .
- Кузекевич, В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника: Учебное Пособие. – Иркутск, 2006.
- Кузнецова, З.И. Критические периоды развития двигательных качеств
школьников.-
М.: 1980.
- Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: Учеб. Пособие. – Казань: Школа,
2000.
- Лях, В.И., Кофман, Л.Б., Мейксон, Г.Б. Критерии оценки успеваемости учащихся и эффективности деятельности учителя физической культуры. – М., 1992.
- Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: ООО «ФИРМА Издательство АСТ», 2006.
- Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: ФиС, 2008.
- Мальцев, С.В. и др. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем школьников и их оздоровление в условиях школы: Методические рекомендации / РЦОСД. – Казань, 2004.
- Маноккина, П. Анатомия упражнений: тренер и помощник в ваших занятиях. – М.: Эксмо,2009. – 192 с.
- Марков, К.К.
Руководство тренера по волейболу. – Иркутск,
1999.
- Матвеев,
А.П. Теория и методика физической культуры.
Учебное пособие для студентов институтов
ФК. – М.: ФиС, 2001.
- Матвеев,
Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные
аспекты. –СПб.:
Лань. 2005. – 384 с.
- Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
- Озолин, Н.Г.
Настольная книга тренера: наука побеждать/
Н.Г. Озолин. – М.:ООО Астрель, 2003. – 863 с..
- Портных,
Ю.И.Спортивные игры и методика преподавания. М.,1986,с.320
- Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: ФиС, 2000.
- Перельман,
М. Р. Специальная физическая подготовка
волейболистов. – М.: Физкультура и спорт,
1989. – 64с
- Решетников, Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ.
Сред. Проф. Учеб заведений. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Академия; высшая школа, 2008.
- Смирнов,
В.М., Дубровский, В.И. Физиология физического
воспитания и спорта: Учеб пособие для
студ. сред. и высш. спец. учеб. заведений. – М.: Владос – Пресс, 2002.
- Теория и
методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
- Теория и
методика физической культуры: Учебник \ Под ред.
Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт,
2004.
- Холодов,
Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., испр. и доп. М.: «Академия»,2001.
- Хрущев, С.В.
и др. Экспресс оценка физического здоровья
школьников: Практ. пособие. – М., 1998.
- Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы[Текст]: учебное пособие. – М.: Советский
спорт. 2005. – 272 с.
- Шишов, С.Е.
Мониторинг качества образования в школе.
– М.: РПА, 2008.
- Янсон Ю.А.
Физическая культура в школе: научно-педагогический
аспект: книга для педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 635 с..
- www.libsid.ru/voleybol - Интернет сайт
Приложение 1
Определение достоверности
различий по t-критерию Стьюдента
t-Критерий Стьюдента относится
к параметрическим, следовательно, его
использование возможно только в том случае,
когда результаты эксперимента представлены
в виде измерений по шкалам — интервальной
и отношений. Проиллюстрируем возможности
критерия Стьюдента на конкретном примере.
Предположим, вам необходимо
выяснить эффективность обучения стрельбе
по определенной методике. С этой целью
проводится сравнительный педагогический
эксперимент, где одна группа (экспериментальная),
состоящая из 8 человек, занимается по
предлагаемой экспериментальной методике,
а другая (контрольная) — по традиционной,
общепринятой. Рабочая гипотеза заключается
в том, что новая, предлагаемая вами методика
окажется более эффективной. Итогом эксперимента
является контрольная стрельба из пяти
выстрелов, по результатам которых (табл.
6) нужно рассчитать достоверность различий
и проверить правильность выдвинутой
гипотезы.
Таблица 1
Сравнительные результаты
обучения стрельбе
Группы
|
п
|
Очки
|
Экспериментальная
|
8
|
35
|
40
|
28
|
32
|
30
|
25
|
43
|
44
|
Контрольная
|
8
|
23
|
20
|
43
|
35
|
15
|
26
|
24
|
28
|
Что же необходимо сделать для
расчета достоверности различий по t-критерию
Стьюдента?
Вычислить средние арифметические
величины Х для каждой
группы в отдельности по следующей формуле:
где Xi — значение
отдельного измерения; п — общее число
измерений в группе.
Проставив в формулу фактические
значения из табл. 6, получим:
Сопоставление среднеарифметических
величин доказывает, что в экспериментальной
группе данная величина (Хэ == 35) выше,
чем в контрольной (Хк =27). Однако
для окончательного утверждения того,
что занимающиеся экспериментальной группы
научились стрелять лучше, следует убедиться
в статистической достоверности различий
(t) между рассчитанными среднеарифметическими
значениями.
2. В обеих группах вычислить
стандартное отклонение (δ) по следующей
формуле:
где Хi max — наибольший
показатель; Хi min — наименьший
показатель; К — табличный
коэффициент.
Порядок вычисления стандартного
отклонения (δ):
— определить Хi max в обеих
группах;
— определить Хi min в этих
группах;
— определить число измерений
в каждой группе (n);
— найти по специальной таблице
(приложение 11) значение коэффициента К, который соответствует
числу измерений в группе (8). Для этого
в левом крайнем столбце под индексом (п) находим цифру
0, так как количество измерений в нашем
примере меньше 10, а в верхней строке —
цифру 8; на пересечении этих строк — 2,85,
что соответствует значению коэффициента К при 8 испытуемых;
подставить полученные значения
в формулу и произвести необходимые вычисления:
3. Вычислить стандартную
ошибку среднего арифметического
значения (т) по формуле:
, когда n<30
, когда n
30
Для нашего примера подходит первая формула,
так как п < 30. Вычислим для каждой группы
значения:
4. Вычислить среднюю ошибку
разности по формуле:
5. По специальной таблице
(приложение 3) определить достоверность
различий. Для этого полученное значение
(t) сравнивается с граничным при 5%-ном
уровне значимости (t0,05) числе степеней
свободы f=nэ+nk-2, где nэ и nk — общее число
индивидуальных результатов соответственно
в экспериментальной и контрольной группах.
Если окажется, что полученное в эксперименте
t больше граничного значения (t0,05), то различия
между средними арифметическими двух
групп считаются достоверными
при 50 %-ном уровне значимости, и наоборот,
в случае когда полученное t меньше граничного
значения t0,05, считается,
что различия недостоверны
и разница в среднеарифметических показателях
групп имеет случайный характер. Граничное
значение при 5 %-ном уровне значимости
(t0,05) определяется
следующим образом:
— вычислить число степеней
свободы f=8 + 8-2 = 14;
— найти по таблице (приложение
12) граничное значение t0,05 при f =14.
В нашем примере табличное значение
t0,05 = 2,15, сравним
его с вычисленным t, которое равно 1,7, т.е.
меньше граничного значения (2,15). Следовательно,
различия между полученными в эксперименте
средними арифметическими значениями
считаются недостоверными,
а значит, недостаточно оснований для
того, чтобы говорить о том, что одна методика
обучения стрельбе оказалась эффективнее
другой. В этом случае можно записать:
t = 1,7 при p > 0,05, это означает, что в случае
проведения 100 аналогичных экспериментов
вероятность (р) получения
подобных результатов, когда средние арифметические
величины экспериментальных групп окажутся
выше контрольных, больше 5%-ного уровня
значимости или меньше 95 случаев из 100.
Итоговое оформление таблицы с учетом
полученных расчетов и с приведением соответствующих
параметров может выглядеть следующим
образом (табл.7).
Таблица 2
Сравнительные
результаты обучения стрельбе
Группы |
n |
Очки |
X |
δ |
m |
t |
P |
Экспериментальная |
8 |
35 |
40 |
28 |
32 |
30 |
25 |
43 |
44 |
35 |
6,6 |
2,5 |
1.7 > 0.05 |
Контрольная |
8 |
23 |
20 |
43 |
35 |
15 |
26 |
24 |
28 |
27 |
9,8 |
3,8 |
При сравнительно больших числах
измерений условно принято считать, что
если разница между средними арифметическими
показателями равна или больше трёх своих
ошибок, различия считаются достоверными.
В этом случае достоверность различий
определяется по следующему уравнению:
Как уже говорилось в начале
этого раздела, t-критерий Стьюдента может
применяться только в тех случаях, когда
измерения сделаны по шкале интервалов
и отношений. Однако в педагогических
исследованиях нередко возникает потребность
определять достоверность различий между
результатами, полученными по шкале наименований
или порядка. В таких случаях используются непараметрические
критерии. В отличие от параметрических
непараметрические критерии не требуют
вычисления определенных параметров полученных
результатов (среднего арифметического,
стандартного отклонения и т.п.), чем в
основном и связаны их названия. Рассмотрим
сейчас два непараметрических критерия
для определения достоверности различий
между независимыми результатами, полученными
по шкале порядка и наименований.
Приложение 2
Значения коэффициента К
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
- |
- |
1,13 |
1,69 |
2,06 |
2,33 |
2,53 |
2,70 |
2,85 |
2,97 |
10 |
3,08 |
3,17 |
3,26 |
3,34 |
3,41 |
3,47 |
3,53 |
3,59 |
3,64 |
3,69 |
20 |
3,74 |
3,78 |
3,82 |
3,86 |
3,90 |
3,93 |
3,96 |
4,00 |
4,03 |
4,06 |
30 |
4,09 |
4,11 |
4,14 |
4,16 |
4,19 |
4,21 |
4,24 |
4,26 |
4,28 |
4,30 |
40 |
4,32 |
4,34 |
4,36 |
4,38 |
4,40 |
4,42 |
4,43 |
4,45 |
4,47 |
4,48 |
50 |
4,50 |
4,51 |
4,53 |
4,54 |
4,56 |
4,57 |
4,59 |
4,60 |
4,61 |
4,63 |
60 |
4,64 |
4,65 |
4,66 |
4,68 |
4,69 |
4,70 |
4,71 |
4,72 |
4,73 |
4,74 |
70 |
4,76 |
4,76 |
4,78 |
4,79 |
4,80 |
4,81 |
4,82 |
4,82 |
4,84 |
4,84 |
80 |
4,85 |
4,86 |
4,87 |
4,88 |
4,89 |
4,90 |
4,91 |
4,92 |
4,92 |
4,93 |
90 |
4,94 |
4,95 |
4,96 |
4,96 |
4,97 |
4,98 |
4,99 |
4,99 |
5,00 |
5,01 |
100 |
5,02 |
5,02 |
5,03 |
5,04 |
5,04 |
5,05 |
5,06 |
5,06 |
5,07 |
5,08 |
110 |
5,08 |
5,09 |
5,10 |
5,10 |
5,11 |
5,11 |
5,12 |
5,13 |
5,13 |
5,14 |