Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:23, доклад
Курение убивает в России от 330 до 400 тыс. человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Экономические потери от курения составляют около 3% ВВП России и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.
РЕЗЮМЕ
1. Потребление табака – причина демографического кризиса и
экономических потерь в России
1.1. Распространенность потребления табака в России
1.2. потребление табака, заболеваемость и смертность
1.3. табакокурение как причина массовой смертности,
заболеваемости, инвалидизации в россии
1.4. Экономический ущерб от потребления табака в России
2. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
2.1. СНИЖЕНИЕ ЦЕНОВОЙ ДОСТУПНОСТИ ТАБАКА
2.2. ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
2.3. ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ТАБАЧНУЮ РЕКЛАМУ, ПРОДВИЖЕНИЕ И
СПОНСОРСТВО
2.4. РАЗМЕЩЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОСЛЕДСТВИЙ КУРЕНИЯ НА
ПАЧКАХ СИГАРЕТ
2.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ 2.6. АНТИТАБАЧНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
2.7. ПОМОЩЬ ПО ОТКАЗУ ОТ КУРЕНИЯ
2.8. ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ В ШКОЛАХ – МЕРА С ОГРАНИЧЕННОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
2.9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДЕНОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ
3.1. ПРОИЗВОДСТВО, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ И ДИСТРИБУЦИЯ ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ
3.2. ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИИ
3.3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТАБАЧНОЙ ИНДУСТРИЕЙ ТАБАЧНОЙ ЭПИДЕМИИ
3.3.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.3.2. РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
4. РЕКОМЕНДАЦИИ
Очень важно не просто донести до курильщика, почему надо бросить курить и заставить курильщика задуматься об отказе от курения, но и ответить на вопрос о том, как бросить курить. Поэтому предложение помощи является необходимым элементом сообщения. Эта часть коммуникаций должна быть позитивной — подчеркивать имеющиеся возможности и давать курильщикам надежду на успех. Даже просто сообщения о том, что помощь доступна с указанием телефона горячей линии, информацией о заместительной никотиновой терапии, специализированных клиниках, бывает достаточно, чтобы курильщики отреагировали. Важно объяснить, что попытки бросить курить с внешней помощью имеют больше шансов на успех, повысить доверие к горячим линиям, объяснить, что отказ от курения может потребовать нескольких попыток разными способами115.
Важно, чтобы тон рекламного ролика был чутким и уважительным по отношению к курильщикам116. Атаковать можно сигареты, дым или табачные компании, но не личность курящего117. Относительно неплохо действуют эмоциональные личные истории других курильщиков118. Эффективная реклама обладает широким действием: ролики против пассивного курения могут мотивировать курильщиков бросить курить или курить меньше119, а ориентированная на взрослых антитабачная реклама часто мотивирует подростков бросить курить120.
Главный критерий: эффективность видеороликов — подтвержденное исследованием снижение процента курящих (или числа выкуриваемых сигарет) после кампании с показом роликов. Нельзя полагаться на оценки зрителей — часто курильщики заявляют, что реклама не изменит их поведения, или, что слишком шокирующая реклама заставит их выключить телевизор. Мало кто готов признаться, что действует под влиянием рекламы, но опыт подтверждает, что описанный выше подход действует121. Самые эффективные рекламные кампании, такие как австралийская «Каждая сигарета приносит вам вред», вызывали больше всего жалоб от зрителей и нападок со стороны прессы, но при этом повлекли и самые сильные изменения поведения и отношения к курению122. Положительная оценка ролика, его запоминание еще не означает, что он как-то повлиял на поведение.
При размещении видеороликов в эфире важно учесть, что результаты кампании сильно зависят от количества показов, причем оно должно быть устойчивым и растянутым во времени, чтобы дать эффект. Краткосрочные показы могут дать некоторый эффект, но не успевают повлиять на значительную часть населения.
Международный опыт показывает, какие ролики не работают, являются бесполезными. Сложная рациональная аргументация, призыв к здравому смыслу или правильному выбору, анализ рисков не влияют на поведение. Ролики, прямо нацеленные на детей и подростков, не действуют. Почти все кампании, ориентированные на подростков, не дают долгосрочного эффекта.
По этой причине молодежные программы особо популярны в псевдо«антитабачных» проектах табачного бизнеса. Однако имеются данные, что просмотр ориентированных на молодежь роликов не действует. Более того, просмотр детьми роликов, ориентированных на родителей, например, призывающих поговорить со своим ребенком о вреде курения роликов «Поговори. Они прислушаются» (можно также перевести как «они послушают»)123, может даже навредить, повысив вероятность, что подросток начнет курить!
В 2009 году исследователи обнаружили, что ролики из кампании «Филип Моррис» «Думай. Не кури»124 улучшают мнение о табачных компаниях и снижают мотивацию не курить в течение следующего года125 126. Ролики другой кампании127, организованной табачным производителем «Lorillard» “Табак — это безумие… Если ты подросток” (Tobacco is Whacko…If You’re A Teen)128, позиционируют курение как взрослую активность, что является проверенным способом привлечь интерес детей.
В 2006 году исследование в США129 выявило, что среди подростков в 10-12 классах каждый дополнительный просмотр ориентированных на родителей роликов против курения достоверно приводил к более низкой оценке вреда курения, более сильному одобрению курения и большему желанию курить в будущем. Важный урок из этого — категорически избегать любого партнерства с табачной промышленностью.
Напротив, любую эффективную рекламу против курения табачные компании тут же пытаются запретить130. Например, так было с роликами кампании «Правда»131 в некоторых штатах США. Ролики разрабатывались таким образом, чтобы избежать прямых и директивных указаний подросткам не курить. Вместо этого использовали визуальные образы, показывающие факты смертей и болезней, вызванных потреблением табака, а также привлекалось внимание к поведению и методам табачных компаний. Например, один из первых видеороликов «Мешки с телами» показал молодежных активистов, укладывающих 1200 мешков рядом со штаб-квартирой табачной компании, чтобы привлечь внимание к количеству людей, ежедневно умирающих от курения132. По оценкам экспертов, кампания «Правда» сократила число курящих подростков примерно на 300 тысяч133.
Необходимо отметить, что популяционные меры немедицинского характера должны рассматриваться в качестве основных не только в профилактике курения, но и в помощи при отказе от него. Снижение ценовой доступности табака, запрет на курение в общественных местах, запрет на продажу табачных изделий вне крупных торговых точек и лицензирование розничной продажи сигарет, запрет на рекламу – все эти мероприятия, направленные на изменение окружающей среды для курящего человека, снижают доступность и возможность курения как для некурящих, так и для курильщиков. Они должны рассматриваться в качестве необходимых мер популяционной политики, в том числе и стратегии помощи в отказе от табака. И успех определяется широкомасштабными, продолжительными действиями государства совместно со многими службами – здравоохранением, образованием, средствами массовой информации, общественными организациями, частным сектором и т.д.
В целом, самый надежный способ снизить уровень курения среди подростков – добиться снижения курения в обществе в целом. Вместе с тем, анализ мирового опыта свидетельствует, что наиболее эффективной мерой является рост цен на табак за счет повышения акцизов: чем выше цена, тем меньше подростков начнет курить и тем меньше будет количество выкуренных сигарет.
Полный отказ
от курения выгоден для курящего
в любом возрасте. Кровообращение
улучшается, артериальное давление и
пульс, содержание окиси углерода и
кислорода в крови
Большинство курящих людей осознает вред курения для здоровья и хотели бы избавиться от этой вредной привычки. Среди курильщиков, осознающих вред табака, 3 из 4 хотят бросить курить140. В России 75% мужчин и 90% женщин знают, что курение вредно для здоровья, 60–80% курящих хотят отказаться от курения. По данным американских исследователей 70% курящих хотят отказаться от курения, 30–40% курящих ежегодно пытаются отказаться от курения, т.е. примерно 1 млн. курящих, но возвращаются к этой привычке в течение 6 месяцев 75–80%.
Степень мотивации курящих к отказу от курения, несмотря на высокую информированность о вреде курения для здоровья, низкая, т.е. только знание является недостаточным побудительным мотивом. Еще в 1985 г. на это указывал известный эпидемиолог и врач Г. Роуз, который также определил, что мотивация значительно возрастает у курящих в случае развития проблем со здоровьем. Известно также, что в 2 раза выше успех при отказе от курения у тех курящих, которые делают это с помощью каких-либо методов, а не самостоятельно.
Бросить курить трудно, но возможно. Чтобы бросить курить, курильщики должны преодолеть физиологическую никотиновую зависимость, а также прервать все сильные психологические и социальные связи с курением или потреблением табака. Три самых эффективных компонента для успешного отказа от курения – лекарственная поддержка, например, никотиновые пластыри, поддержка и консультация специалиста, а также тренинг по развитию навыков достижения и поддержания отказа от курения141.
Необходимо отметить довольно высокую затратную эффективность мер помощи по отказу от табака. Очень часто методы отказа от курения называют «золотым стандартом» экономической эффективности профилактических вмешательств и это можно продемонстрировать примерами. Так, затраты на одну спасенную жизнь при маммографии среди женщин старше 49 лет составляют 36 тысяч долларов, при аортокоронарном шунтировании – 26 тысяч, а при отказе от курения в среднем – всего 2 тысячи долларов.
Различные методы заместительной никотинотерапии (жевательная резинка, пластыри и интраназальный аэрозоль) способствуют длительному отказу от курения у людей, решивших бросить курить. У отдельных препаратов нет доказанных преимуществ перед другими. Выбор препарата должен основываться на предпочтениях больного и врача. Препараты никотинзаместительной терапии назначаются длительно, с короткими интервалами времени в течение суток с учетом режима выкуривания сигарет, суточная доза препаратов составляет 30–120 мг в день. Препараты хорошо переносятся больными и, как правило, не вызывают, побочных эффектов.
Эффективность этих препаратов примерно одинакова: в результате 12-месячного назначения препаратов бросают курить в среднем 19% курильщиков. Чтобы один человек бросил курить, необходимо давать жевательную резинку, пластырь или аэрозоль 16–17 курильщикам. Результаты практически не зависят от схемы применения никотинсодержащих препаратов, от общей продолжительности заместительной никотинотерапии, характера ее отмены (постепенного или резкого), высоких или низких доз медикаментов. Однако среди людей, добровольно решившихся на такую терапию абсолютная частота избавления от никотиновой зависимости выше.
В настоящее время разработаны несколько программ лечения: длительная лечебная программа с целью полного отказа от курения, программа снижения интенсивности курения, короткая лечебная программа с целью снижения курения и усиления мотивации к отказу от курения.
Новый препарат Pfizer-Чампикс (Champix) Варениклин - 0,5 мг или 1 мг, в виде варениклина тартрата 0,85 мг или 1,71 мг, соответственно, был выпущен в продажу в 2006 г. Чампикс, взаимодействуя с никотиновыми рецепторами вместо никотина, блокирует действие никотина, благодаря чему человек не получает удовольствия от курения, а также стимулируют никотиновые рецепторы, что значительно ослабляет симптомы «отмены». С момента начала продаж таблетки от курения принимали 9 миллионов человек в США и Европе. Теперь препарат доступен и в России. Вместе с тем, прием препарата сопряжен с рядом существенных побочных эффектов, поэтому его следует использовать по рецепту врача и под наблюдением врача.
Наряду с медикаментами в практике лечения никотинозависимости большую роль играют рациональная психотерапия, аутотренинг, гипноз, иглорефлексотерапия, су-джок и другие методы. Если психотерапия, гипноз, иглорефлексотерапия и су-джок – дело специалистов, то аутотренингу можно обучиться самому и использовать его самостоятельно дома, на работе, транспорте, во время прогулок. Определенные поведенческие меры, рекомендованные медицинским работником в виде устных рекомендаций, подкрепленных письменным напоминанием, повышают вероятность успешного отказа от курения и входят наряду с никотинзаместительной терапией в число эффективных мер.
Информация о работе Табачная эпидемия в России: причины,последствия,пути преодоления