Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:18, шпаргалка

Краткое описание

43. Методика обучения детей катанию на коньках.
30. Методика обучения в настольный теннис.
41. Методика обучения детей передвижению на лыжах.
46. Методика обучения детей игре в футбол.
48. Методика обучения детей игре в хоккей.
15. Нетрадиционные методы физ.занятий.

Вложенные файлы: 1 файл

готовые шпоры по физо.docx

— 154.12 Кб (Скачать файл)

43.Методика  обучения детей катанию на  коньках.

Катание на коньках доступно детям  старшего дошкольного возраста. Вначале  ребят знакомят с правилами поведения  на катке, учат обувать ботинки и  шнуровать их. Потом проводят упражнения в помещении и на спортивной площадке без коньков и на коньках, которые  помогают освоить технику передвижения на льду. Она включает: правильное исходное положение (ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, руки свободно согнуты и разведены вниз – в стороны, голова прямо); толчок ногами (ребенок поочередно отталкивается то одной, то другой ногой, слегка нажимая при этом внутренним ребром конька лед); повороты (чаще всего дети выполняют в левую сторону, для чего левую ногу ставят на внешнее ребро конька, а отталкиваются правым коньком в сторону, противоположную повороту); торможение (вначале разучивают торможение “полуплугом” – после скольжения по прямой ноги ставят близко друг другу, потом одну ногу выдвигают вперед и упираются в лед внутренним ребром конька). При торможении “плугом” плотно прижимают колени, разводят пятки в стороны, носки держит вместе, потом нажимают вниз внутренними сторонами стопы (лезвия коньков наклонены вовнутрь). В конце ноября с дошкольниками проводят групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Важно научить детей приемам самостраховки в момент падения (присесть, туловище слегка наклонить вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить). Потом дети учатся ходить на коньках по утрамбованному снегу, отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную осанку, равновесие, скользить. На катке целесообразно продолжить обучение детей технике перемещения на коньках. В занятия последовательно включаются следующие упражнения: катание по прямой разными способами (с помощью толчка одной ногой, обеими ногами с последующим переходом на скольжение, с помощью поочередных отталкиваний обеими ногами без перехода на скольжение); повороты 3 видов (с разбега по прямой поворот в любой части прямой; с разбега переход на скольжение и поворот в ограниченную площадь); катание по кругу; торможение “плугом” и “полуплугом”; скольжение на одном коньке после разбега; игры на льду; произвольное скольжение. При обучении передвижению на коньках воспитатель использует разные методы: показ, объяснение, помощь, оценку. Необходимо помнить, что словесные методы целесообразно применять в период углубленного разучивания движений. Занятия лучше всего проводить в безветренную погоду при температуре воздуха до – 16°С.     

 

 

30 Методика  обучения в настольный теннис

(гришин) со старшей группы

1Создание представлений об игре  ( рассказать об истории, показать иллюстрации, посмотреть тренировку)

2Знакомство с оборудованием : ракетка (ручка и зеркало); целлюлоидный мячик.

3Обучение элементам техники:  хвату ракетки ( за ручку, чтобы указательный палец находился на зеркале, остальные на ручке)

Отбивание мяча ( от стен, от зеркала ракетки)

4 Правила : правило 5 подач(2 подач), подача жеребьевкой, если мяч задел сетку при подаче, то подача переигрывается каждая ошибка дает одно очко противнику, выигрывает тот, кто выиграет 2 партии подряд. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет определенное количество очков. При преимуществе не менее , чем в 2 очка; после каждой партии игроки меняются стороной и очередностью подачи

 

 

41Методика  обучения детей передвижению  на лыжах.

Ходьба на лыжах. Дети должны овладеть разными способами ходьбы на лыжах, научиться делать повороты, тормозить, преодолевать подъемы и спуски. Вначале передвижение на лыжах ребенок осуществляет ступающим шагом – это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом задний конец лыжи прижимается к снегу, туловище ребенка наклонено вперед. Ступающий шаг дает детям возможность почувствовать тяжесть лыж на ногах, привыкнуть к ним, развить “чувство снега”. Основное требование техники ходьбы на лыжах с поочередным отталкиванием левой и правой ногой – туловище наклонено вперед. Старшие дошкольники осваивают попеременный двухшажный ход. Он стоит из двух скользящих шагов и толчка на каждый из них ногой и рукой с палкой, туловище наклоняется вперед под углом 45°. Повороты на лыжах выполняются на месте и во время движения. Повороты на месте выполняются переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж. Чтобы сделать поворот вокруг пяток лыж ребенок слегка приседает, поднимает над снегом одну из лыж и отводит ее в сторону (приблизительно на 25 – 30°), потом поднимает вторую лыжу и ставит рядом с первой. Подъемы на горку выполняют ступающим или скользящим шагом: точно так, как и на ровной снежной поверхности, но с более значительным наклоном вперед. На крутые горки дети поднимаются “лесенкой” – приставным шагом в боковом повороте к склону. Способ “елочка” применяется главным образом при подъеме на склон в прямом направлении – носки лыж разводятся в стороны и становятся на внутренние ребра, задние части лыж перекрещиваются, не задевая одна другую. Дети могут выполнять подъем и “полуелочкой”. При этом одна лыжа становится прямо, а вторая – под углом по направлению движения. Спуски с горки (длина ската 20м) выполняются в основной, высокой и низкой стойках. Чаще применяется основная стойка: ноги слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях, положение туловища свободное. Низкая стойка используется на спусках для увеличения скорости: ребенок приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперед, ноги стоят на всей ступне. С целью уменьшения скорости спуска применяется высокая стойка. Ребенок держится прямо, ноги слегка согнуты в коленных суставах. При спусках с горы дети учатся тормозить, смыкая носки лыж “плугом”. Для торможения “полуплугом”, или упором, необходимо, чтобы одна лыжа продолжала скользить по прямой, а вторая в это время отводилась в сторону, ставилась на ребро и упиралась им в снег.

 

46 методика  обучения детей игре в футбол, (гришин)

Со старшими дошкольниками проводятся упрощенный вариант игры в футбол. 1. Создание представленией об игре( показ рассказать посмотеть)2. Знакомство с оборудованием: площадка 15*8 м., ворота и футбольный мяч) 3Обучение элементам Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемами мяча, ведение, отбор мяча, действия вратаря. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направле-ниях: по прямой, зигзагом, по дуге и т.д. Удары ногой по мячу выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренним боком стопы, носком ноги. Приемы мяча осуществляются подошвой, бедром, носком ноги, грудью или головой. Вести мяч по площадке дети учатся носком ноги, внутренним боком подъема ноги. Вратарь ловит мяч, отбивает его, защищает ворота, бросает пойманный мяч на поле. Для того чтобы научиться владеть мячом, детям необходимо много упражняться: катать мяч ногой вперед, назад, в стороны; подбивать мяч подъемом ноги; подбрасывать мяч руками, подбивать ногой и ловить; подцепить мяч носком ноги и подбросить вверх. Со временем дети овладевают умением прокатывать мяч правой и левой ногой в определенном направлении, попадать в кеглю, закатывать в ворота. Дошкольники учатся отбивать мяч об стену несколько раз подряд (задерживают мяч ногой и снова отбивают), передавать мяч другу, прокатывая его по земле. Удары выполняют внутренним боком ступни. Освоив необходимые приемы, дошкольники могут играть в футбол. 4. Правила игры: В игре принимают участие 2 команды по 5 – 7 игроков. Играют 2 тайма по 15мин. Между ними 5-минутный перерыв. Игра начинается с центра поля с жеревьевкой.. Игроки пытаются подвести мяч к воротам  противника и забить гол. Все действия с мячом выполняются только ногами, руками дотрагивается до мяча вратарь. Во время игры запрещено толкать соперника, руками задерживать его. За нарушение правил удаляется с правом замены, после перерыва меняются воротами, выигрывает та команда – забившая больше голов

48 методика  обучения детей игре в хоккей(гришин)

Хоккей – командная спортивная игра.Со старшей группы

1Создание представлений об игре. (история, иллюстации, тренировку)2. Оборудование клюшка(ручка, крюк) и шайба (пластмассовая) игра проводится на ледяной площадке. Игроки скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота соперника. 3.Техника хоккея включает в себя: перемещение на коньках, держание(хвату) клюшки, ведение, бросание и остановку шайбы. Дети должны уметь бегать на коньках в разном темпе, быстро останавливаться, менять направление бега. Все движения в хоккее осуществляются в положении стойки – туловище наклонено вперед, ноги слегка согнуты, клюшка находится на льду. Клюшку ребенок держит двумя руками: одной рукой сверху за конец рукоятки, другой – снизу на 30-40см от конца рукоятки. Ведение шайбы – это соединение бега на коньках с одновременным перемещением шайбы клюшкой. Игрок толкает шайбу в одну сторону, потом останавливает ее клюшкой и снова толкает в другую сторону. Бросание шайбы может выполняться по льду и по воздуху. Детей учат останавливать шайбу клюшкой. Для этого нужно не очень сильно держать клюшку в руках, чтобы сделать удар шайбы мягким. Игра с клюшкой и шайбой проводится вначале на снегу. Детям легче удержать равновесие. На первых занятиях, необходимо научить игроков правильной стойке хоккеиста, а потом ведению и забрасыванию шайбы в ворота. Играть в хоккей вначале можно без вратаря, так как действия детей еще не точные.4. Правила игры:  Играют 2 команды по 3 человека без вратаря. Игра состоит из 2 таймов по 5 мин. Перерыв между ними 5мин. Правила игры в хоккей на льду простые: перебрасывать шайбу только клюшкой; запрещаются подножки, хваты руками, нельзя толкать друг друга. (удаляется  с правом замены). Если шайба вышла за пределы, то вводится у боковой линии игроком противоположной команды. Выигрывает команда забившая больше голов. Если забил гол, шайба вводится в игру с центра поля  

42методика  обучения детей игре в бадминтон(гришин) Бадминтон – спортивная игра, требующая от игроков ловкости и быстроты. ( со старшей группы) 1. Создание целостного представления(иллюстрация, рассказать об истории, посмотреть)2. Знакомство с оборудованием: Для игры необходимы ракетки (ручка, обод и струна)и волан(головка , оперение) Площадка прм. Формы, произвольной формы и натягивается сетка.. Сначала детей необходимо познакомить с особенностями полета волана: неравномерность, изменчивость направления полета, зависимость от силы удара. Для этого дети подбрасывают волан вверх и ловят его, а потом перебрасывают друг другу (на месте, во время ходьбы, бега). Эти упражнения развивают глазомер, ловкость. Когда ребята освоят эти упражнения, их учат действовать воланом и ракеткой. 3.Обучение хвату: Воспитатель показывает, как нужно держать ракетку. Рукой необходимо обхватить рукоятку ракетки близко к концу, чтобы можно было свободно перемещать кисть руки во время удара. Между большим и указательным пальцами должен образоваться угол. Для того чтобы проверить хват, руку с ракеткой выносят вперед. Головка ракетки должна быть перпендикулярна поверхности площадки. Удары ракеткой : открытое(когда к волану обращена ладонная сторона) закрытая(тыльная сторона)

По волану бьют с правой и левой  стороны, а также сверху и снизу. Исходное положение:  ноги на расставлены на ширину плеч, слегка согнуты в коленях. Рука с ракеткой направлена вперед-вверх, обод на уровне плеч перпендикулярно земли. Действия с воланом и ракеткой: стоя на месте, подбивать волан, поворачивая ракетку одной и другой стороной; бить по волану, подвешенному на веревочке; бить по волану, перебрасывая его через сетку. Игра парами: у одного ребенка ракетка, у другого волан. Один ребенок набрасывает волан на ракетку, другой отбивает его (расстояние 3м). Когда дети овладеют этими навыками, они могут играть в паре друг с другом, в дальнейшем дошкольники могут играть в бадминтон через сетку. 4. Правила игры : задача игроков – е дать волану упасть на своей стороне, выигрывает тот кто больше наберет очков Игра продолжается до того времени, пока один из игроков не наберет 10 очков. Если игрок не отбил волан, он проигрывает очко  и подача переходит др. игроку., если задел очко не начисляется и переход р. игроку

16 Общая и моторная плотность физкультурного занятия.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:Общая плотность = полезное время/продолжительность занятия х 100.Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90%.Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.Моторная плотность = время, затраченное на движения/общее время занятия х 100.Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

 

20 Структура  обучения двигательным  действиям:  цель и задачи этапа, средства  и методы.

Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи: 1.Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2.Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3.Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4.Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений. Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование. Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения. Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др. Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:  1) степени сложности техники изучаемого действия;  2) уровня подготовленности занимающихся;  3) их индивидуальных особенностей;  4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Методы: 1. методы развития физических качеств, 2. наглядные методы, 3. словесные методы, 4. аудиовизуальные воздействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике физического воспитания"