Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 17:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является экспериментальное обоснование эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в подготовке курсантов-спасателей к профессиональной деятельности.
В работе представлены требования по физической подготовке, предъявляемые к спасателям. Рассмотрено годовое планирование занятий по физической подготовке с курсантами-спасателями. Проведено исследование, целью которого являлось:
выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а также
изучить состояние здоровья курсантов-спасателей 1-5 курсов.
В ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей, а также предложены рекомендации для совершенствования процесса подготовки будущих спасателей к профессиональной деятельности.
Разработана проектно-сметная документация для строительства спортивного ядра на территории училища. Рассмотрены вопросы экономической привлекательности проекта.
Дан анализ мероприятий по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности курсантов-спасателей при проведении занятий по физической культуре.
Введение
1. Основной раздел № 1. Теоретические аспекты физического воспитания
1.1 Система физического воспитания в России
1.2. Физическое воспитание курсантов-спасателей УВАУГА
1.3 Содержание учебной программы
1.3.1 Учебный материал для основного и спортивного учебных отделений
1.3.2 Основные средства для развития и совершенствования физических качеств
1.4 Организация процесса физического воспитания
2. Основной раздел № 2. Особенности организации процесса физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1 Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА
2.1.1 Экспериментальное исследование
2.2 Морфофункциональное развитие курсантов—спасателей
2.2.1 Физическое развитие и его показатели
2.2.2 Экспериментальное исследование
2.3 Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин
2.3.1 Профессионально-прикладная физическая подготовка
2.3.2 Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА
3. Специальный раздел № 1. Инвестиционный анализ строительства спортивного ядра в УВАУ ГА
3.1 Общие положения
3.2. Расчёт экономической эффективности строительства спортивного ядра на территории УВАУ ГА
4. Специальный раздел № 2. Организация охраны труда при занятиях физической культурой
4.1 Нормативно-правовые документы по охране труда на занятиях по физической культуре
4.2 Требования безопасности при проведении занятий по физической подготовке
5. Специальный раздел № 3. Предупреждение травматизма при занятиях физической культурой и спортом
5.1 Причины возникновения спортивных травм и меры по их предупреждению
5.2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (ПМП)
Заключение
Библиографический список
2.1.1 Экспериментальное исследование
Известно, что состояние психических процессов человека, в том числе мотивация, рассматривается как одно из важнейших условий, непосредственно влияющих на эффективность различных видов деятельности, включая физическую активность в ее широком понимании. В этой связи формирование у курсантов положительной мотивации к физической активности может служить одним из главных условий, непосредственно влияющих на эффективность организации учебного процесса по физической культуре.
Приступая к организации исследования, мы исходили из соображений, что на формирование положительной мотивации к физической активности непосредственное влияние может оказать объективная количественная и качественная информация об индивидуальном уровне ФП курсантов. Грамотное использование такой информации позволило бы преподавателям повысить заинтересованность курсантов в двигательной активности.
Основной методологический подход к организации исследования базировался на целесообразности использования комплекса контрольных показателей, позволяющих описать структуру ФП обследованных. А количественная и качественная оценки каждого из физических качеств: силы, быстроты, выносливости - послужили бы основанием к сознательному выбору соответствующих физических упражнений и режима их использования. В целом предполагали, что такая информация повысит уровень сознательного отношения и будет выступать как фактор мотивации курсантов к физической активности в условиях учебного процесса и в режиме свободного времени [17].
Таким образом, основная цель исследования - выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе кафедры физической культуры и спорта (ФКиС) в 2004-2008 учебных годах среди курсантов-спасателей 1-4 курса факультета «Безопасности жизнедеятельности», обучающихся по специальности «Безопасность технологических процессов и производств (на воздушном транспорте)». В исследовании приняли участие 98 человек, возраст испытуемых от 17 до 23 лет. Исследование включает в себя четыре контрольных упражнения - бег на 100 метров, бег на 1000 метров, прыжок в длину с места и подтягивание. Результаты контрольных упражнений позволяют объективно оценить уровень развития таких двигательных способностей как быстрота, выносливость, сила и скоростно-силовые качества. Тестирование курсантов проводилось в начале (октябрь-ноябрь) и в конце (май-июнь) учебного года в лабораторных и естественных условиях учебных занятий. Сравнительный анализ полученных данных проводился на основе контрольных нормативов учебной программы по физической культуре [27]. По этому условию студенты, которые во внеучебное время активно занимались каким-либо видом спорта, не включались в состав экспериментальных групп.
Результаты и их обсуждение. Данные, полученные в начале и конце учебного года, позволили объективно, в количественных выражениях оценить уровень ФП курсантов 1-4-го годов обучения.
Для характеристики уровня развития быстроты нами применялся тест - бег на 100 метров. Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [11].
Анализ полученных результатов показал, что в начале учебного года 76% курсантов 1 курса в соответствии с таблицей 2.1 имеют высокие показатели развития быстроты.
Таблица 2.1. Динамика развития двигательных способностей курсантов-спасателей первого курса
Показатели |
Начало учебного года |
Конец учебного года | ||
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) |
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) | |
100 метров |
13,7 ± 1,6 |
В - 76 С - 18 Н - 6 |
13,75 ± 1,55 |
В - 90 С - 7 Н - 3 |
1000 метров |
3.39,5 ± 12,5 |
В - 46 С - 46 Н - 8 |
3.21 ± 27 |
В - 88 С - 4 Н - 8 |
Прыжок в длину с места |
227,5 ± 17,5 |
В - 73 С - 18 Н - 9 |
242,5 ± 32,5 |
В - 87 С - 6,5 Н - 6,5 |
Подтягивание |
9,5 ± 5,5 |
В - 61 С - 31 Н - 8 |
12,5 ± 6,1 |
В - 80 С - 5 Н - 15 |
Примечание: В - высокий уровень; С - средний уровень; Н - низкий уровень; М - среднее арифметическое значение; σ - среднее квадратическое отклонение;
В результате занятий физическими упражнениями в течении учебного года данное двигательное качество существенно изменилось в сторону увеличения. Так, на конец учебного года количество курсантов с высоким уровнем развития быстроты возросло до 90%.
Подобное увеличение произошло благодаря уменьшению количества результатов среднего уровня с 18% до 7% и низкого уровня результатов с 6% до 3%. У курсантов второго и третьего годов обучения в соответствии с таблицами 2.2 и 2.3 показатели быстроты высокого уровня падают до 60%, а низкого уровня, наоборот, увеличиваются до 20-30%.
Таблица 2.2. Динамика показателей двигательных способностей курсантов спасателей 2-го курса
Показатели |
Начало учебного года |
Конец учебного года | ||
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) |
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) | |
100 метров |
14,3 ± 1,5 |
В - 60 С - 15 Н - 25 |
14,1 ± 1,4 |
В - 63 С - 17 Н - 20 |
1000 метров |
3.46 ± 32 |
В - 20 С - 15 Н - 65 |
3.46 ± 22 |
В - 8 С - 25 Н - 67 |
Прыжок в длину с места |
245 ± 15 |
В - 100 С - 0 Н - 0 |
248,5 ± 16,5 |
В - 100 С - 0 Н - 0 |
Подтягивание |
10,5 ± 4,5 |
В - 59 С - 32 Н - 9 |
10,5 ± 5 |
В - 48 С - 40 Н - 12 |
Таблица 2.3. Динамика показателей двигательных способностей курсантов-спасателей 3-го курса
Показатели |
Начало учебного года |
Конец учебного года | ||
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) |
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) | |
100 метров |
13,5 ± 1,5 |
В - 60 С - 10 Н - 30 |
12,9 ± 0,9 |
В - 60 С - 40 Н - 0 |
1000 метров |
3.36 ± 13 |
В - 22 С - 56 Н - 22 |
3.32 ± 12,5 |
В - 22 С - 58 Н - 20 |
Прыжок в длину с места |
243 ± 20 |
В - 35 С - 30 Н - 35 |
247,5 ± 22,5 |
В - 42 С - 25 Н - 33 |
Подтягивание |
11 ± 6 |
В - 70 С - 10 Н - 20 |
12,5 ± 7,5 |
В - 75 С - 0 Н - 25 |
Однако, следует отметить, что в конце учебного года у курсантов 3 курса не было зафиксировано ни одного результата низкого уровня развития быстроты, а среднее арифметическое значение результата равнялось 12,9±0,9 сек. По сравнению с результатами третьего курса, после четырех лет обучения в вузе у курсантов-спасателей наблюдается резкое падение результатов высокого уровня до 40% в начале учебного года и до 25% в конце в соответствии с таблицей 2.4. Соответственно увеличились результаты низкого уровня до 40-42%. Подобное явление возможно, так как на старших курсах значительно сокращается количество часов на физическую подготовку. Также при сдаче данного теста большое влияние на результат оказывает психоэмоциональное состояние тестируемого курсанта и погодные условия.
Таблица 2.4. Динамика показателей двигательных способностей курсантов-спасателей 4-го курса
Показатели |
Начало учебного года |
Конец учебного года | ||
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) |
Среднее значение (М±σ) |
Уровни (%) | |
100 метров |
14,0 ± 0,9 |
В - 40 С - 20 Н - 40 |
14,0 ± 1,7 |
В - 25 С - 33 Н - 42 |
1000 метров |
4.15 ± 39 |
В - 0 С - 9 Н - 91 |
4.16,5 ± 40,5 |
В - 0 С - 0 Н - 100 |
Прыжок в длину с места |
221,5 ± 18,5 |
В - 14 С - 29 Н - 57 |
230 ± 29 |
В - 18 С - 27 Н - 55 |
Подтягивание |
10,5 ± 3,5 |
В - 33 С - 17 Н - 50 |
10,5 ± 6,5 |
В - 42 С - 25 Н - 33 |
Коэффициент вариации, характеризующий диапазон различий достижений лучших и менее подготовленных курсантов, колебался в пределах - от 6,4 до 11,7%.
Для характеристики уровня развития общей выносливости нами применялся тест - бег на 1000 метров. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья [11].
Анализ полученных данных показал, что большинство занимающихся не выполняют нормативных требований, предусмотренных Государственной программой по физической культуре для ВУЗов. Так, 92% курсантов-спасателей первого года обучения показали результат высокого и среднего уровня, и лишь 8% курсантов не выполнили контрольный норматив. В конце учебного года наблюдается положительная динамика в результатах. Так, 88% курсантов показали высокие результаты, 4% средние и 8% низкие (см. таблицу 2.1). По абсолютной величине, результаты пробегания дистанции улучшились с 3.39,5±12,5 сек до 3.21±27 сек. У курсантов второго года обучения наблюдается несколько иная картина. В начале учебного года 20% курсантов показали результаты высокого уровня, 15% - среднего,65% - низкого. В конце учебного года наблюдается значительное снижение высоких результатов (8%), однако до 25% возросло количество курсантов, показавших норматив среднего уровня. Количество курсантов, не выполнивших норматив, осталось на прежнем уровне - 67% (см. таблицу 2.2). Курсанты третьего курса в начале учебного года имели по 22% результатов высокого и низкого уровней, 56% - среднего. К концу учебного года уровень результатов практически не изменился (см. таблицу 2.3). На четвёртом курсе занимающиеся курсанты не показали ни одного высокого результата, лишь 9% из них смогли добиться удовлетворительной оценки в начале учебного года. Остальные курсанты показали результаты низкого уровня, соответственно 91% обучающихся в начале года и 100% - в конце. Среднее время пробегания дистанции курсантами на четвёртом курсе составляло - 4.16,5±40,5 сек (см. таблицу 2.4). Коэффициент вариации колебался в пределах - от 5,6% до 15%.
Одной из причин такого резкого падения результатов у курсантов 4-го года обучения является значительное снижение плановых часов по физической подготовке на третьем и четвертом курсе. Так, если на первом и втором курсах количество часов, отведенных на занятия по физической культуре, составляло по 152 часа, то на третьем уже 40 часов, а на четвёртом 64 часа. Из них на лёгкую атлетику отведено: 12 часов на третьем курсе и 6 часов на четвёртом.
Для характеристики уровня развития скоростно-силовых возможностей мышц ног нами применялся тест - прыжок в длину с места. Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [3, 11].
Проанализируем результаты, показанные занимающимися, в этом упражнении.
На первом курсе в начале учебного года 73% курсантов имели показатели высокого уровня, 18% - среднего и 9% низкого при среднем значении результатов 227,5±17,5 см. В конце учебного года вырос процент высоких результатов до 87%, а количество курсантов, показавших средние и низкие результаты, снизилось до 6,5% (см. таблицу 2.1). Курсанты второго курса и в начале, и в конце года имеют результаты только высокого уровня, а среднее арифметическое значение результатов несколько возросло с 245±15см до 248,5±16,5 см (см. таблицу 2.2). Курсанты-спасатели 3-го года обучения тоже имеют достаточно высокий средний результат - 243±20 см в начале года и 247,5±22,5 см в конце. Но из-за повышения нормативов, количество курсантов, показавших результаты высокого уровня, снижается до 35-42%, а среднего и низкого увеличивается до 30-35% (см. таблицу 2.3). Тенденция снижения результатов к 4-му курсу, которая наблюдалась в беге на 100 и 1000 метров, повторяется и в прыжках в длину с места. В начале года результаты высокого уровня показали 14% курсантов, среднего - 29%, низкого - 57%. К концу учебного года показанные результаты остались на прежнем уровне.
Для характеристики уровня развития силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса нами использовался тест - подтягивание на высокой перекладине. Силовая выносливость -- это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая выносливость [3, 11].