Диалектика инженерного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 06:54, реферат

Краткое описание

Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Наше общество связывает
свои надежды с ожидаемыми переменами. В этих условиях недопустимо оставаться
на позициях формализма и догматизма, которые в инженерной, особенно научной и
учебной деятельности, нивелируют способности и оставляют в тени творческую
индивидуальность личности.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ....................................................................2
2. ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ ТВОРЧЕСТВА.................... 3
2.1 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА................................................4
Что есть система...............................................................4
Зачем нужен системный подход...................................................7
Функционально-структурный подход...............................................8
Философская сущность системного подхода.......................................10
2.2 ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ..................................11
Фундаментальные основы инженерного искусства..................................11
Существуют ли объективные законы развития техники?............................12
Законы и закономерности развития антропогенных систем.........................17
2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.............................23
Вам нужно принять решение.....................................................23
Принятие решений. Что это такое...............................................24
Обучают ли методам принятия решений...........................................27
Как думать и над чем думать...................................................27
Общие системообразующие методы, используемые в процессе принятия решений......27
Методы направленного поиска решения инженерных задач..........................31
Что общего между различным....................................................33
О "человеческом факторе " в принятии решений..................................34
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................35
Литература..............................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 147.63 Кб (Скачать файл)

мировоззрение, как методология. Многообразие формы, структуры зависит от

конкретизации условий, места и времени поставленных функции (целей),

специализации деятельности. Отсюда практический вывод: овладев системным

подходом к принятию решений, можно быстрее постигнуть и выбрать для своей

деятельности наиболее приемлемые методы принятия решений.

Главное здесь учиться не только правилам и приемам мышления (что бесспорно

важно), но и диалектике,  т.е. умению в развитии (движении) находить и

преодолевать противоречия на научно материалистической основе.

Системный подход к принятию решений состоит в следующем:

1. Принятие решения является  не начальным, а завершающим этапом  творческого

цикла, который начинается с выделения системы, определяющей проблемную

ситуацию, затем продолжается в выявлении тех закономерностей, по которым

развивается и функционирует данная система, и только потом наступает этап

выбора метода принятия решения.

2. Возможность выбора из многообразия  методов принятия решений обеспечивается

использованием функционально-структурного подхода.

    

О "человеческом факторе " в принятии решений

 

Процесс принятия решения даже в технических вопросах нельзя отделить от

"человеческого фактора "  - от психологических и социально-экономических

факторов, от особенностей личности, в частности смелости и умения ввести

(включить) в решение некоторую  степень риска. Под риском понимается  не

поведение игрока, а умение качественно учесть интуитивно некоторые факторы.

По мнению профессора В. Абчукa, ученого в области исследования операций:

«Выработка верных решений - это не только наука. Наряду с исследованием

операций для обоснованного выбора сегодня, как и в прошлом, большое значение

имеют знание конкретного дела, а также интуиция, опыт, чутье все то, что

называется словом “искусство”. Но ведь между наукой и искусством нет

непроходимой пропасти. Наука, говорит, прежде всего мера. А искусство –

чувство меры. В их единстве и рождается высшая мудрость.

Исследование операции - важнейший инструмент для выработки концентрированной

мудрости - верных решений во всех областях целенаправленной деятельности

человека могучее средство повышения эффективности и качества общественного

производств.

Сегодня предмет исследование операции включен в программы ряда вузов. Дело

явно идет к тому, чтобы завтра основами столь нужного знания овладели еще в

школе».

Необходимо добавить, что сегодня еще многие и многие вопросы являются

искусством. Всегда, как не велики будут успехи формализации принятия решении

будет существовать область недоступная, где властвует человек.

Это не только область эмоции вкусов воспитания и становления личности. Наука

принятия решений, ЭВМ и техника будут мощным инструментом в руках людей

доставляя им варианты из области хороших решении. Ставить задачу и принимать

окончательное решение будет человек.

    

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представляя процесс инженерного творчества как связь трех неразрывных

составляющих: системный подход – законы развития – принятие решений в

соответствии с положениями материалистической диалектики и, рассмотрев каждую

их составляющих, мы убедились в эффективности и необходимости их применения в

инженерном творчестве.

В соответствии с этим раскроем смысл вкладываемый в концепцию современного

взгляда на научную инженерную и учебную деятельности.

- Во-первых, мировоззренческая позиция, основанная на диалектическом

материализме. И находит эта позиция свое отражение в системном (функционально

структурном) подходе.

- Во-вторых, применяя системный  подход к техническим системам, мы базируемся

на законах и закономерностях их развития.

- В третьих результатом системного  подхода к задачам развития  техники

является принятие решения, которое выражает процесс вскрытия и преодоления

противоречий. Здесь весьма важно владеть разнообразными методами активизации

творческого мышления и использовать накопленные в различных отраслях техники

опыт, банки данных.

Таким образом, ученый, инженер, педагог на основе системного подхода опираясь

на законы развития техники может принимать эффективные решения в своей

научной инженерной и учебной деятельности.

Что же необходимо делать?

Сейчас необходимо осознать, что действующая испокон веков система образования

носит не творческий, а информационный характер. Да, так было всегда, но так

не может оставаться дальше.

Принимающему решение не легко расстаться с возвышающей мыслью о себе, о том,

что только его «гении», а не сознательная системная творческая деятельность в

союзе с наукой, опираясь на законы природы и законы развития техники, ведет

дело кратчайшим путем к успеху.

Нужно перешагнуть высокий барьер предубежденности, чтобы практически

осознать, что диалектический материализм это не то, что находится за дверьми

кафедры философии, а мировоззрение, которое определяет деятельность человека

в технике и в обществе.

В последнее время начались успешные исследования в области философского

осмысления технических наук инженерной деятельности и проектирования. Время

меняет подход к изучению философских и социальных проблем научно технического

прогресса.

Нам с вами нужны конкретные знания о системности мира, о человеке, о законах

развития техники и методах принятия решении. Необходимо овладеть методологией

научно технического творчества, осмыслить с этих позиции «свою» научную,

инженерную, учебную деятельность. Актуальной задачей нашего времени является

дальнейшее развитие и конкретизация в различных областях изложенной выше

современной концепции.

Для этого необходима активная творческая работа (содружество) философов и

представителей конкретных специальностей (инженеров, ученых, педагогов)

Таким путем мы будем успешно содействовать научно-техническому прогрессу,

эффективному развитию нашего общества.

    

     

Литература

 

1. Уемов А. И. Системный подход  и общая теория систем М.: Мысль 1982 246с.

2. Балашов Е. П. Эволюционный синтез  систем М.: Радио и связь. 1985 328с

3. Кузьмин П. К. Принципы системности  в теории и методологии К. Маркса. М.

Политиздат, 1986. 399с.

4. Самарин В. В. Техника и общество. Социально философские проблемы  развития

техники. М.: Мысль 1988. 143с.

5. Саймон Герберт. Наука об искусственном. М. Мир 1972 216с.

6. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности  ее развития. // Вопросы

философии. 1985. №8 С 16-24

7. Половинкин А. И. Законы строения  и развития техники. Волгоград

Волгоградский политехн. ин-т 1985. 202с

8. Половинкин А. И. Основы инженерного  творчества. М.: Машиностроение. 1990.

322с

9. Злотин Б. Л. Зусман А. И. Законы  развития и прогнозирования технических

систем. Методические рекомендации. Кишинев. Картя Молдовеняске. 1993. 114с

10. Половинкин А И. Методы инженерного  творчества. Учебное пособие.

Волгоград: Волгоградский политехн.  ин-т, 1984. 364с.

11. Альтшуллер Г. С. Злотин Б. Л. Филатов  В .И. Профессия — поиск нового.

Кишиней. Картя Молдовеняске. 1985. 242с.

12. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства, 2-е изд. М.: Московский

рабочий. 1973,164с.

13. Альтшуллер Г.С. Творчество как  точная наука. М.: Сов радио, 1979, 216с.

14. Альтшулдер Г.С. Найти идею. Введение  в теорию решения изобретательских

задач. Новосибирск: Наука. 1985. 196с

15. Белозерцев В.И. Диалектика развития  техники. М.: Знание. 1974. 142с.

16. Акофф Р. Искусство решения  проблем. Пер. с анг. М.: Мир. 1982. 214с.

17. Эдвард де Боно. Рождение новой  идеи. М.: Прогресс. 1976. 250с.

18. Джонс Дж К Методы проектирования  Пер с анг 2-е изд М Мир 1991. 326с

19. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной  деятельности студентов.

Научно-методическое пособие. М.: Высшая школа. 1982. 223с.

20. Справочник  по  функционально  стоимостному анализу (ФСА) .М.: Финансы  и

статистика. 1992. 431с.

21. Автоматизация поискового конструирования. Под. Ред. А. И. Половинкина.

М.: Радио и связь. 1981. 312с.

22. Диксон Дж. Проектирование систем. Изобретательство анализ принятие

решении. М.: Наука. 1969. 150с.

23. Советский энциклопедический  словарь 4-е изд. М.: Сов/ Энциклопедия. 1989.

24. Чус А. В. Демченко В.Н. Основы  технического творчества (учебное  пособие).

Киев: Вища школа. 1983. 184с.

25. Абовский Н. П. Воловик А.Я. Современный  взгляд на научную инженерную и

учебную деятельность. Красноярск. 1991. 68с.

26. Абовский Н. П. Воловик А.Я. Системный  подход в научно техническом

творчестве. Красноярск. Отдел.: Стройиздат. 1992.

27. Диалектика и системный анализ. М.: Наука. 1986. 336с.

28. Гвишиане Д. М. Диалектико-материалистическое  основание системных

исследований. [27] С 5—27.

29. Материалистическая диалектика  как общая теория развития. М.: Наука. 1987.

559с.

30. Сборник «Философско-методологические  проблемы технических наук». / Сост.

и автор предисловия М. М. Гусев. М.: Московский рабочий, 1986. 264 с.

31. Кудрявцев А.В. Обзор методов  создания новых технических решений (конспект

лекций) М.: ВНИИГТИ, 1988. 52с.

32. Ларичев О. И. Системный анализ  и принятие решений. [27] С 219-237.

33. Белозеров В. И. Диалектический  материализм и технознание. Воронеж: Изд-во

Воронежского ун-та, 1980.

25. Абовский Н. П. Творчество. Системный  подход. Законы развития. Принятие

решений. 1998.

 


Информация о работе Диалектика инженерного творчества