Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:55, контрольная работа
Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является Слово о законе и благодати первого русского митрополита Илариона (стал митрополитом в 1051). Критикуя религиозный национализм, киевский митрополит обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности.
Ярким представителем древнерусской
богословско-философской мысли
Из дошедших до нас пяти
его произведений два адресованы
Владимиру Мономаху: «Послание о
посте и о воздержании чувств»,
«Послание от Никифора Митрополита
Киевского к Владимиру князю
всея Руси… о разделении церквей
на восточную и западную», одно послание
— волынскому и муромскому князю
Ярославу Святославовичу «Написанное
на латыну к Ярославу о ересях», одно
— не названному по имени князю
и одно поучение, приуроченное к
неделе сыропустной,— наиболее философическим
считается «Послание о посте
и о воздержании чувств». В
нем прослеживается несколько взаимоприникающих
друг в друга, традиционных для античной
философии и определенных образом
отредактированных
Первым известным по имени
отечественным математиком
Знаменитый русский
Творчество святого Кирилла Туровского по достоинству, количеству и разнообразию произведений по праву занимает одно из первых мест в истории древнерусской мысли. Недаром после смерти его назвали «Златоустом, паки всех просиявшим на Руси», а многие его произведения включались в рукописные сборники наряду с произведениями святых отцов.
Прежде всего, Кирилл Туровский — превосходный мастер символического и аллегорического толкования притч, что роднит его с подходом Илариона. Святое Писание и Предание отцов Церкви предстают в его произведениях в ярких, запоминающихся и очень точных образах. Например, в «Притче о человеческой душе и о теле» (другое название «Слово о слепце и хромце»), в которой излагается притча о винограднике, хозяин которого нанял для его охраны слепца и хромца, но те не сохранили порученное, но, напротив, разграбили, хозяин олицетворен Кириллом с Богом, виноградник — с тем миром, который был дарован человеку Богом, хромцом выступает здесь тело человека, а слепцом — его душа.
Однако толкования притч нужны, согласно Кириллу, не просто для осознания, понимания прочитанного, последнее необходимо для того, чтобы смысл текста стал смыслом жизни его читателя.
Центральной проблемой большинства произведений Кирилла Туровского является проблема человека, его нравственного или безнравственного поведения. Мерилом того или иного поведения человека становится сила веры; по вере его человеку и воздается. Но опять же рефреном проходит мотив активности в вере, деятельного участия в любви к Богу. Таков Иосиф Аримофейский в «Слове о снятии тела Христова с креста», не убоявшийся преследований со стороны своих же собратьев евреев и вымоливший у Пилата тело распятого и убитого Христа для того, чтобы похоронить его согласно обычаю.
Высшим родом человеческой активности в Боге Кирилл признает монашеско-аскетический, схимнический подвиг. Здесь он выступает продолжателем печерской традиции возможности спасения человека и соединения его с Богом (в XVI веке Григорий Палама уточнит этот православный мистический опыт и даст ему точную формулу: соединение с Богом не по сущности, но по энергии). В «Послании к игумену Василию о схимне» святой Кирилл так — опять же образно-символически — описывает необходимые этапы восхождения человека к Богу: «И коли желаешь ты строить духовную храмину, положи веру в ее основание и кирпичами пусть будут надежда и любовь; свяжи целомудрием, как водою, грязь плоти твоей, чтобы возвысилась, словно храм, душа твоя. Подопри ее, как столпом, Божьей помощью… Введи во храмину мать и жену, то есть кротость и смирение… Оградись со всех сторон, как от татей, страхом Божиим и молитвою, и стражем поставь мудрый ум… Если все это с Божьей помощью устроишь и не станешь возноситься в гордости, осуждая других, тогда, свободным оком к мысленному воззрев свету, узришь Отца свету…».
Несмотря на то что точно
не установлено и еще продолжаются
споры о том, кем, когда (указывается
на конец XII — начало XIII века) написано
и кому адресовано «Слово», или, по другой
редакции, «Моление», Даниила Заточника,
этот памятник древнерусской мысли
вызывает чрезвычайный интерес. Прежде
всего, он — яркое свидетельство
того, что грамотность на Руси получила
достаточно широкое распространение.
Если верить автору, то он — писатель-самоучка,
который сам себе обязан за приобретенные
знания. В своем «Слове» Даниил
стремится убедить, как бы сегодня
сказали, общественное мнение и власти
предержащие в ошибочности
Также ведутся споры об
авторстве и времени создания
другого великого памятника древнерусской
мысли — «Слова о полку Игореве».
Предполагается, что оно было написано
в промежутке между 1185 и 1202 годом. Внешне
произведение посвящено достаточно
рядовому событию: неудачному походу дружины
новгород-северского князя Игоря
Святославича на половцев в 1185 году. Однако
это событие использовано автором
для самых широких и глубоких
общеполитических и нравственно-
«Слово» может служить
ярчайшим примером культуры двоеверия.
С одной стороны, мы встречаемся
с отзвуком славянской мифологии: вещий
Боян оказывается «внуком Велеса»,
ветры — внуками Стрибога, «Див
кличет на вершине дерева», также
налицо пантеистическое оживотворение
природы и характерное для
язычества циклическое
Подводя краткие итоги
развития древнерусской богословско-
Однако было бы неверно считать философское мышление Древней Руси полностью лишенным абстрактности, избегающим работы с понятийным и категориальным аппаратом. Особо успешно и плодотворно им исследовалась антропологическая тема. Человек, его нравственные качества, возможности преображения и спасения, что, несомненно, определяет и формирование его жизненного пространства, как социального, так и личностного, уже в X–XII веках становится главной проблемой всей русской философии. Причем если исторический человек по определению связан с той культурной традицией, почвой, на которой он возрос, откуда и для философии проистекала необходимость прагматического его рассмотрения, то для решения проблемы человека как такового, независимо от национально-культурной принадлежности, необходимость связи с традицией диктовала восточно-христианская точка зрения, также связанная с национальными особенностями формирования Православия.
Белов В.Н., доктор философских наук, профессор СГУ
Примечания и
1 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 19.
2 См.: Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. № 8. С. 102–117.
3 Шпет Г. Г. Очерк
развития русской философии //
Введенский А. И., Лосев А. Ф.,
Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки
истории русской философии.
4 Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 154.
5 Яковенко Б. В. Очерки русской философии // Яковенко Б. В. Мощь философии. СПб., 2000. С. 742.
6 Введенский А. И. Судьбы философии в России // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 27.
7 См.: Хоружий С. С.
8 Хоружий С. С.
9 Лосев А. Ф. Русская
философия // Введенский А. И., Лосев
А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г.
Г. Очерки истории русской
10 Подробнее см.: Перевезенцев С. В. Тайны русской веры. От язычества к империи. М., 2001. С. 42–52.
11 См.: Замалеев А. Ф.
Восточнославянские мыслители: