Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
· ввел и обосновал многие философские понятия.
Аристотель говорил: «Платон мне, друг, но истина дороже» (отверг учение Платона о «мире идей»). Возражения Аристотеля против этого учения:
· «идеи» бесполезны для объяснения сущности вещей;
· «идеи» бесполезны и для чувственного существования мира;
· «идея» как всеобщее и сущность не может находиться за пределами вещи как единичного явления;
· учение об «идеях» не объясняет движение и становление в чувственном мире, возникновение и гибель вещей.
Аристотель пришел к выводу, что всеобщее необходимо искать в единичном, сущность – в явлении, они не могут существовать отдельно друг от друга. Аристотель предложил понятие «субстанция» – самобытное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-либо ином. Субстанцией может быть только единичное бытие. Существует четыре причины бытия единичной вещи:
· форма – благодаря чему возникает вещь;
· материя – из чего возникает вещь;
· движение – как возникает вещь;
· цель – для чего возникает вещь.
Форма в плане бытия – это первая сущность вещи (не только внешний вид вещи, но и ее структура); в плане познания – понятие о предмете. Форма является вечным, активным началом и представляет собой всеобщее. Однако всеобщее само по себе существовать не может, реально только единичное. Форма субстанцией быть не может: чтобы «форма» как всеобщее стала «формой» единичного предмета, необходимо, чтобы к форме присоединилось еще нечто.
Любой предмет – это единство формы и материи. Свойства материи:
· бесформенность – материя – это «лишенность» формы;
· возможность бытия, но не действительность;
· пассивность.
Движение представляет собой переход от возможности к действительности. Движение всегда имеет определенную цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием энтелехии. При этом цель существует еще до того, как предмет возникает, но это лишь возможная цель, когда же предмет появляется, возможная цель превращается в действительную цель.
Аристотель полагал, что вечное существование мира и вечное существование движения в мире означает существование вечной причины мира и вечного двигателя мира. Это – Перводвигатель или Бог. Его характеристики:
· неподвижность, но является источником движения;
· бестелесность – это высшая форма, лишенная материи;
· абсолютность – это теоретический, созерцающий себя самого чистый ум;
· целевая причина всего существующего – ?.
Таким образом, по Аристотелю, бытие представляет собой иерархию, высшим уровнем которой является Перводвигатель, низшим – материя. Они вечны, Перводвигатель материю не сотворил. Между ними располагаются по восходящей неживая природа, живая природа, человек и общество.
4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА.
В эту эпоху не было создано принципиально новых философских систем: эпикуреизм опирался на учение Демокрита, скептицизм – взгляды софистов, стоицизм – учение Гераклита о природе и Логосе, неоплатонизм – Платона.
В древней Греции происходит упадок полисной демократии. Вопрос о воспитании гражданских добродетелей, служения полису теряет актуальность. В центре философии этой эпохи оказались проблемы этики. Идея активности человека в мире сменилась проблемой его успокоения, достижения не общего блага, а личного счастья. Выдвигается идеал мудреца – человека, сумевшего если и не стать счастливым, то хотя бы нашедшего правильный способ отношения к миру.
Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Его последователь – древнеримский философ Тит Лукреций Кар (главный труд – поэма «О природе вещей»).
В отличие от Демокрита, Эпикур считал, что атомы могут самопроизвольно отклоняться под действием внутреннего импульса и сталкиваться случайно. Поскольку и душа человека состоит из атомов, этот принцип действует и по отношению к ней, значит, поступки человека не являются предопределенными. Эпикур защищал свободу человека: «Нет необходимости жить с необходимостью». Этой же цели служат атеистические идеи Эпикура: религия не дает человеку свободы, только здравое размышление может освободить его от предрассудков.
Аристотель понимал знание как самостоятельную ценность, Эпикур – чисто практически: обеспечить безмятежность духа, свободу человека от страха перед богами, явлениями природы, смертью. Единственным благом он объявил наслаждение, удовольствие как отсутствие страданий, умение довольствоваться тем, что имеешь. Средство избежания тревог и страданий – самоустранение от активной жизни, государственных дел, достижение независимости от внешних обстоятельств: нужно «прожить незаметно», человек должен стремиться к атараксии – полной невозмутимости духа, избавления от страха, и спокойно умереть.
Скептицизм. Основатель этого учения – Пиррон.
Скептики отрицали возможность получения достоверного знания, единственным критерием истины считалось мнение. Пиррон методом философии считал «эпохэ» – «воздержание от суждений». Для достижения счастья и душевного покоя человеку необходимо ответить на следующие три вопроса:
· каковы вещи по природе? – наши представления оне являются ни истинными, ни ложными, человек о них ничего не знает и должен с этим смириться;
· как мы должны к ним относиться? – необходимо освободиться от всех субъективных представлений, ничего не утверждать и не отрицать (эпохэ);
· что для нас из этого следует? – три состояния: афасия – о вещах нечего сказать, атараксия – безмятежность духа, апатия – отсутствие волнения.
Сомнение – это средство обретения душевного покоя. Необходимо избавиться от «бредового наваждения» вопрошать о природе бытия, отказаться от убежденности в доступности человеку истины. Подлинными ценностями, к которым нужно стремиться, является автономия личности, полный отказ от желаний – источника всех зол, подавление эмоций, особенно, боли и страха, преодоление инстинкта самосохранения, ибо смерть не более страшна, чем жизнь.
Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона. В стоицизме выделяют три этапа его развития – древний (Клеанф и Хрисипп), средний (Панетий и Посидоний) и поздний или римский стоицизм (Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий).
Они полагали, что цель жизни человека – счастье как жизнь согласно Логосу – закономерности, естественному ходу вещей: только такая жизнь добродетельна. В понятие добродетели (блага) включались благоразумие, умеренность, мудрость, знание добра и зла, злом объявлялся порок в его разных проявлениях; остальное считалось безразличным, содействующим и добродетели, и пороку.
Идеалом стоики считали мудреца, достигшего состояний апатии – невозмутимости и бесстрастия духа, и автаркии – полной независимости от внешних обстоятельств. Мудрец поступает в соответствии с Логосом и добровольно следует судьбе, зачастую покорно принимая ее удары: разумного и покорного человека судьба ведет по жизни, неразумного и непокорного – тащит.
Поступки мудреца есть «прямодеяние» – внутренняя невозможность поступить иначе, исходя из добродетельного склада души. Важно не достижение внешней цели, часто неподвластной человеку, а этический характер действия, отношение человека к человеку. Если обстоятельства вынуждают идти против нравственных принципов, оправданно самоубийство. Если мы не в силах изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним.
Неоплатонизм. Основателем этого учения был Плотин.
Первоначалом сущего является Единое – безличное абсолютное благо, вершина иерархии бытия. Возникновение сущего произошло путем эманации – «истечения»: Единое истекает во множество, пронизывая его, как луч света пронизывает темноту. Ступени эманации – это последовательность ум – душа – космос. Нус – это бытие-ум с идеями в нем, мировая душа – ипостась Единого, порожденная нусом, космос – проявление Единого, «отпавшее» от мировой души. Ум и душа – это осуществление Единого в вечности, космос – во времени.
Противоположность Единого – материя или небытие, принцип зла, низший уровень бытия. Причиной перехода Единого во множество была «дерзость»: ум дерзнул отпасть от Единого, душа – от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Материя провоцирует высшее к переходу в низшее и является «зеркалом», отражаясь в котором, высшее порождает низшее как свое подобие. Любая низшая ступень бытия вечно рождается от высшей ступени, причем высшая остается вечно неизменной и не терпит ущерба. Зло в мире вечно и неизбежно, но это не значит, что божество не заботится о мире, что он неразумен.
Сфера истинного бытия всегда открыта для души человека: экстаз – это состояние, когда душа, отбросив все чувственное и интеллектуальное, в восторге непосредственно созерцает Единое. Душе нужно вернуться к себе самой и познать свою истинную природу: ее рождение в теле «здесь» означает «дробление» единой души «там», где все они нераздельны. Возвращение достигается путем катарсиса – очищения, и уподобления ее божеству. Пусть душа презрев «здешнее», вернется к истинному «отцу» и полюбит его чистой любовью.
Для неоплатонизма было характерно колебание между принципом космоцентризма и теоцентризма, обоснованным в философии Средних веков. Неоплатонизм можно считать переходным учением от Античности к Средневековью.
ФИЛОСОФ |
ГЛАВНЫЙ ТРУД |
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Анаксимандр |
«О природе» ( у Парменида это поэма) |
Учение об «апейроне» и процессе возникновения мира |
Анаксимен |
Учение о «воздухе» как первоначале и его состояниях | |
Парменид |
Бытие есть «одно-и-все» или «едино-целое» | |
Демокрит |
Атомистическая концепция мира, человека, познания | |
Гераклит |
«О Вселенной, государстве, богословии» |
Учение об «огне» как первоначале бытия, единстве и борьбе противоположностей, Логосе как космической закономерности |
Протагор |
«Об истине» |
Концепция относительности истины, любых знаний |
«О богах» |
Сомнение в существовании богов, их непознаваемость | |
Платон |
«Тимей» |
Учение о «мире идей» и «мире вещей», Боге-демиурге, мировой душе |
«Менон» |
Гносеологическая теория анамнезиса – «припоминания» | |
«Государство» |
Модель идеального общественного устройства | |
Аристотель |
«Метафизика» |
Концепция «причин бытия» и Бога-Перводвигателя |
«Органон» |
Учение о категориях, логика, методе дедукции | |
«Политика» |
Учение о возникновении, природе, формах государства | |
Эпикур |
«Главные мысли» |
Атомистическая концепция, идея сенсуализма, этика |
Марк Аврелий |
«К самому себе» |
Концепция мироустройства и судьбы, идеал мудреца |
Лукреций Кар |
«О природе вещей» |
Атомистическая концепция бытия |
Плотин |
«Эннеады» |
Концепция Единого и его эманаций |
ТЕМА 3. Философия ЭПОХИ СреДНИХ ВЕКОВ
и ЭПОХИ Возрождения
1. Специфика и этапы средневековой философии.
2. Ключевые проблемы средневековой философии.
3. Основные принципы философии Возрождения.
4. Направления философии эпохи Возрождения.
1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
Философия эпохи Средних веков охватывает период примерно со II по XIV века. Культура и философия Античности и Средневековья сильно разнятся:
· в Античности господствовал политеизм (многобожие), в эпоху Средних веков – христианский монотеизм (единобожие);
· античная философия высоко оценивала возможности разума в познании истины, философия Средневековья отдает приоритет вере, откровению.
Главным мировоззренческим принципом средневековой философии являлся теоцентризм – представление, что Бог – главное звено бытия; Бог, его отношение к миру и человеку находилось в центре внимания средневековых философов.
Особенности философии Средневековья:
· религиозный характер;
· догматизм – убежденность в наличии незыблемых истин, которые суду разума не подлежат и принимаются только на веру (догматы Библии);
· традиционализм – традиция не может быть предметом сомнения и критики, мнение, освященное традицией, воспринималось как безусловная истина.
ЭТАП |
СТРУКТУРА |
МЫСЛИТЕЛИ |
Сущность этапа |
Апологетика(2-4 вв.) |
Иногда понимается как часть патристики |
Климент Александрийский, Ориген, Татиан,Тертуллиан |
Философско-религиозные учения ранних христианских мыслителей (защищали христианство от язычества и рационализма античной философии, обосновывали приоритет веры над разумом, критиковали «абстрактную книжную мудрость») |
Патристика(5-10 вв.) |
Западная, латинская ветвь |
Аврелий Августин |
Теологические и философские учения авторитетных христианских мыслителей – «отцов Церкви», разработавших целостное философское учение с опорой на философию Платона и неоплатонизм |
Восточная, византийская ветвь |
Василий Великий, Григорий Богослов | ||
Схоластика(11-14 вв.) |
Ранняя (10-11 в.) |
Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр |
«Школьная философия». Тип религиозной философии с приоритетом догматов веры в сочетании с логическими методами мышления; философия в рамках толкования Библии. Принцип «философия – служанка богословия» (превосходство веры над разумом). Задача философии – выведение из Библии божественных истин (экзегетика как искусство ее толкования с помощью логики Аристотеля). Томизм (христианский аристотелизм) Аквината |
Зрелая (12-13 в.) |
Альберт Великий, Фома Аквинский | ||
Поздняя (13-14 в.) |
Иоанн Дунс Скот, Роджер Бэкон, Уильям Оккам |