Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
Основателем схоластики считается Боэций, мыслитель V-VI веков. Он перевел на латынь «Органон» Аристотеля, исследовал его логику, в теологических сочинениях использовал категориальный аппарат философии Аристотеля.
Ключевые понятия средневековой философии:
· креационизм – учение о сотворении мира и человека Богом;
· супранатурализм – учение о сверхприродной сущности Бога;
· теизм – учение, что Бог, сотворив мир, еще и постоянно управляет им;
· сотериология – учение о спасении души как смысле жизни человека;
· аскетизм – учение о телесно-материальном самоограничении человека;
· провиденциализм – учение, что в истории действует божий промысел;
· эсхатология – учение о конце света и страшном суде;
· теократия – учение о превосходстве Церкви над государством.
2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ средневековой философии.
Первая проблема – доказательство бытия Бога.
Мыслитель |
Доказательство |
Главная идея |
Августин и Ансельм |
Онтологическое |
Само представление о Боге как абсолютно совершенном существе уже предполагает его существование |
Фома Аквинский |
Космологическое |
Если существует следствие – мир, должно существовать движущее его начало, конечная причина всех вещей, источник необходимости, высшая степень совершенства |
Телеологическое |
Целесообразность природы является свидетельством бытия ее разумного создателя и устроителя |
Вторая проблема – соотношения веры и разума.
ФИлософ |
Главная идея |
Смысл этой идеи |
Тертуллиан |
«Верую, ибо абсурдно» |
Считая воплощением разума Сократа, Тертуллиан противопоставил ему Иисуса как воплощение веры: «что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и Церкви?». Разум должен остановиться перед несокрушимостью веры: она принимает то, что не принимает разум (воскрешение из мертвых Иисуса). Вера является антиподом разума, несовместима с ним, не нуждается в доказательствах с его стороны |
Аврелий Августин |
«Верую, чтобы понимать» |
Вера предшествует рациональному познанию, догматы веры сверхразумны. Приобщение к истине возможно через веру и авторитет, разум, достижения наук и философии. Приоритет – первому пути. Разум – это разновидность веры; он способен укрепить веру путем доказательства бытия Бога. Онтологическое доказательство Августина: само понятие Бога как совершенного существа уже предполагает его существование |
Пьер Абеляр |
«Понимаю, чтобы верить» |
Разум может быть частично обособленным от веры и быть ее предварительным условием: Библия не подлежит предварительному, разумному осмыслению, однако авторитет церковного Предания (труды богословов) должен быть удостоверен разумом на предмет его истинности |
Фома Аквинский |
Теория гармонии веры и разума |
Вера и разум – самостоятельные способности души, направленные на познание Бога, но делающие это разными путями: разум опирается на философию и науку, вера – на теологию; разум доказывает свои истины, истины веры опираются на авторитет Бога; итог разума – знание, веры – вероучение. Если общим объектом познания и источником истины является Бог, может не быть принципиального противоречия между откровением разумом, теологией и философией. Наука и философия, познавая мир, доказывают бытие Бога. В случае конфликта между разумом и верой приоритет имеют «истины откровения»: не все из них доступны разуму |
Иоанн Дунс Скот |
Теория двойственности истины |
Истины богословия, с одной стороны, и истины науки и философии, с другой, автономны друг от друга: первые опираются на веру и откровение, вторые – доводы разума; религия охватывает нравственность, философия – теоретическое знание. Получаемые «две истины» могут не совпадать друг с другом: разум имеет значительную независимость от веры |
Третья проблема – спор об универсалиях или общих понятиях.
Понятие «универсалия» ввел Боэций. Он же поставил вопрос: категории Аристотеля являются видами реальных вещей или только знаками языка? В схоластике возникли разногласия: понятия следует считать результатом мышления человека либо они имеют какие-то высшие основания?
НАПРАВЛЕНИЕ |
ТЕЧЕНИЕ |
ГЛАВНАЯ ИДЕЯ |
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Реализм |
Крайний |
Общие понятия существуют «до» и независимо от единичных вещей и образуют особый идеальный мир в божественном уме |
Иоанн СкотЭриугена |
Умеренный |
Общие понятия существуют «до вещей» в уме Бога, «в вещах» в качестве их сущности и «после вещей» в мышлении человека |
Фома Аквинский | |
Номинализм |
Умеренный (концептуализм) |
Общие понятия существуют как общее «в» единичных вещах и «после» вещей в уме человека как результат его абстрагирующей деятельности |
Пьер Абеляр |
Крайний |
Общие понятия присутствуют только «после» вещей в мышлении человека как имена единичных вещей и не образуют особого идеального мира |
Иоанн Росцелин |
В реализме (опирался на учение Платона о мире «идей») возникла теория «скрытых качеств»: у любой вещи имеются внешние, случайные признаки и внутренняя сущность, мистически идущая от Бога. Номинализм способствовал отделению философии от богословия, содержал материалистическую тенденцию.
Эта линия возобладала в поздней схоластике. Роджер Бэкон критиковал склонность схоластов к вере в авторитет, абстрактным и непроверяемым построениям, защищал идею опытного знания. Математика – это «дверь и ключ» к прочим наукам, которые должны раскрыть в интересах человека тайны природы.
Уильям Оккам выдвинул принцип, получивший название «бритвы Оккама», направленный против реализма и теории «скрытых качеств»: «сущности не следует умножать без необходимости» (идея, истинность которой не проясняется интуитивно или не проверенная опытом, не должна считаться истинной).
Идея автономности разума, естественного знания вне теологии, лишенного религиозной окраски, способствовало развитию естествознания, научных методов познания природы, формированию идеала объективного научного знания.
ФИЛОСОФ |
ГЛАВНЫЙ ТРУД |
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Тертуллиан |
«О свидетельстве души» |
Душе человека прирождены христианские истины. Измышления философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами простой, необразованной души. Разум является антиподом веры |
Аврелий Августин
|
«Исповедь» |
Проблема самосознания личности, ее внутренней динамики. В этой философской автобиографии Августин показал становление собственной личности. Необходима божественная благодать, поскольку только она может вывести личность из инерции греховного бытия и «спасти» |
«О граде Божьем» |
Учение о «граде земном», государстве, основанном на «любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «граде Божьем» – духовной общности, основанной на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе» | |
Боэций |
«Утешение философией» |
Все происходящее, в том числе
страдания, имеет высший смысл. Миром
правит божественное |
Фома Аквинский |
«Сумма теологии», «Сумма против язычников» |
Завершение системы католической теологии, отработка вероучения в рамках здравого смысла: над «естественным» рассудком надстраиваются «сверхъестественные» догмы. Доктрина христианского аристотелизма |
3. Основные принципы философии Возрождения.
Эпоха Возрождения географически и хронологически разделяется на «южное» (Италия XIV-XVI вв.) и «северное» (Франция, Германия, Нидерланды и Англия XV-XVI вв.). Родиной культуры Возрождения является Италия.
В эпоху Средних веков античное наследие оценивалась негативно, несмотря на заимствование ряда идей, полезных для христианского вероучения. Мыслители Возрождения видели в античном наследии образец, фундамент построения культуры новой эпохи. Лоренцо Валла назвал Средневековье «темными веками» – это как бы провал между светлой эпохой Античности и Возрождением.
Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха, характеризующаяся восстановлением духовных идеалов Античности в новых исторических условиях. Религиозные проблемы бытия Бога, добра и зла, спасения души не были забыты, но больше не являлись центральными; соотношение Бога и человека, Бога и мира по сравнению со средневековой философией было переосмыслено.
Главным мировоззренческим принципом философии Возрождения являлся антропоцентризм – представление, что человек занимает в мире центральное место; теперь не Бог, а человек поставлен в центр внимания мыслителей.
Особенности философии Возрождения:
· светский характер и секуляризация – происходит освобождение культуры и философии от влияния богословия, контроля Церкви, идеалом становится светское знание, догматизму противопоставляется свободомыслие, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа;
· гуманизм – учение, в котором единственным предметом являлся человек, решались проблемы его природы, возможностей, судьбы;
· антисхоластическая направленность – нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие их оттенки, исследовать необходимо человека, явления природы и жизни общества;
· интерес к познанию природы – эпоха Возрождения была временем быстрого становления естествознания, опытных наук;
· пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу; познание Бога возможно через познание законов природы, в которых проявляется его замысел;
· взаимодействие философии с наукой и искусством – они были поняты как равные друг другу способы познания человека и мира.
4. Направления философии эпохи Возрождения.
Это гуманизм, натурфилософия и социально-политические теории.
Гуманизм. В узком смысле гуманизм – культурное движение эпохи Возрождения; в широком смысле – воззрение, признающее абсолютную ценность человека, его право на свободу, счастье, реализацию творческих способностей.
Основатель гуманизма – Франческо Петрарка. В конце XV века появилось понятие «гуманист» (от лат. humanus – «человеческий»), означавшее знатока античной культуры. Гуманизм делился на «ранний», «этико-филологический», «гражданский», и «поздний». К «раннему» (XIV-первая половина XV вв.) относились Колюччо Салютати, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Леон Баттиста Альберти, Джанноццо Манетти, Пико делла Мирандола. «Поздний» гуманизм (вторая половина XV-XVI вв.) представлен неоплатоническим кружком Марсилио Фичино и учением неоаристотелизма Пьетро Помпонацци.
С конца XV века гуманистическое движение перешло из Италии в другие страны Западной Европы – Нидерланды (Эразм Роттердамский), Германию (Иоганн Рейхлин), Францию (Мишель Монтень) и Англию (Томас Мор). Гуманизм подразделялся также на светский (Леон Баттиста Альберти, Пико делла Мирандола и другие) и христианский (Эразм Роттердамский, Томас Мор).
«Ранний» гуманизм возник в связи с изучением и преподаванием филологии и поэзии, истории и философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес темам и методам схоластики. Итальянские гуманисты обозначали свои занятия как «studia humanitatis», что Л.Бруни назвал «познанием вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека». Это означало культ разума и светского знания.
Центральной была мысль о реализации творческих способностей человека, всестороннем, гармоничном развитии личности, культивации ее «достоинства». Три качества обусловливают центральное место человека в мире – свобода, разум, творчество. Гуманисты верили в безграничные возможности человека и даже обожествляли его. Идея титанизма человека – культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в различных сферах деятельности.
СРАВНЕНИЕ |
ТеоцентрическАЯ КОНЦЕПЦИЯ человека |
ГуманистическАЯ КОНЦЕПЦИЯ человека |
Образ человека |
Человек сотворен по образу и подобию Бога |
Человек сам творит себя как личность |
Бог и человек |
Человек – это раб Бога |
Человек – это земной, смертный Бог |
Степень совершенства |
Человек несет на себе печать первородного греха и несовершенен |
Человек прекрасен и совершенен и телесно, и духовно |
Природа человека |
Человек – прежде всего, духовное существо |
Человек – единстве телесного и духовного |
Судьба |
Судьба человечества предопределена Богом |
Человек является хозяином своей судьбы |
Человек в мире |
Место человека в иерархии бытия определено Богом и неизменно |
Человек – космически не закреплен, и сам определяет свое место в мире |
Счастье |
Достижимо только в загробном мире |
Человек достоин счастья в земной жизни |
Смысл жизни |
Спасение души, смирение и покорность |
Творческая реализация, деятельность, успех |
Этика |
Религиозная, аскетическая мораль |
Гедонистическая светская мораль |
Свобода |
Свобода человека ограничена |
Человек – свободное существо |
Роль разума |
Разум подчинен авторитету догмата, вторичен по отношению к вере и откровению |
Разум обладает большими возможностями и имеет самостоятельное значение |
Образование |
Должно носить религиозный характер и предполагать усвоение истин Библии |
Светское, гуманитарное образование с опорой на культуру Античности |