История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

· идол театра –  слепая, догматическая вера в интеллектуальные авторитеты, традиционные философские учения.

Познание начинается с показаний органов чувств, однако они часто вводят в заблуждение из-за действия идолов рода и пещеры, нужно проверить эти показания в эксперименте. Полученные факты важно правильно объяснить, что является задачей разума, который тоже часто ошибается, делая выводы, оторванные от действительности из-за действия идолов площади и театра. Выход – опираться на метод индукции – движение мысли от частного к общему, от фактов к теоретическим обобщениям (экспериментально-индуктивный метод).

Р.Декарт. Создал рационалистический дедуктивно-аналитический метод.

Знание должно быть очевидным и достоверным для разума. Необходимо рациональное сомнение – проверка всех наших знаний на предмет их истинности. Однако абсолютное сомнение невозможно, поскольку нужна идея-основа новой философии и науки. Необходимо найти абсолютно очевидную и достоверную идею, в которой невозможно усомниться. «Я мыслю, следовательно, существую» – такова идея, из которой можно вывести любые истины.

По Р.Декарту, разум формирует знание и проверяет его истинность, опыт является вспомогательным средством. В разуме изначально находятся доопытные «врожденные идеи» (Бога, субстанции, чисел и фигур, принципы математики и логики). Познание исходит из них: они настолько очевидны и достоверны для разума, что он с помощью интеллектуальной интуиции устанавливает их истинность. Затем с помощью метода дедукции из врожденных идей строится знание. Дедукция – движение мысли от общего к частному: из врожденной идеи чисел  строится алгебра, из врожденной идеи фигур – геометрия, в итоге – математика, которая является наукой чисто рациональной и из опыта не выводимой.

Таким образом, согласно Р.Декарту, формируется познавательная цепочка: врожденные идеи разума ® интеллектуальная интуиция ® дедукция ® знание. В соответствии с этим он выдвинул правила рационалистического метода:

· начинать с простого и очевидного;

· критерий истины – интуиция, усматривающая врожденные начала;

· с помощью дедукции получать сложные высказывания;

· сохранять непрерывность цепочки умозаключений.

Т.Гоббс. Он разработал учение о роли языка в познании и обществе. По его мнению, слова языка подразделяются на метки и знаки. Словами-метками люди обозначают вещи, явления и процессы, но благодаря тому, что эти слова превращаются в слова-знаки, происходит передача мыслей и знаний между людьми. Это является предпосылкой науки: слова складываются в суждения, а предложения в умозаключения. Без языка была бы невозможна и социальная жизнь.

По мнению Т.Гоббса, познание делится на обыденное и научное. В обыденном решающую роль играют показания органов чувств, в научном – разум. Ключевыми науками он считал механику и математику. Наш разум действует математически: мышление – это процесс сложения и вычитания ощущений. В естественных науках наилучшим является опытно-индуктивный метод, в математике – метод дедуктивно-рационалистический, которые равноправны. Тем самым, для воззрений Т.Гоббса характерен методологический дуализм.

Если Р.Декарт полагал, что математика опирается на интуиции ума, то Т.Гоббс утверждал, что математика опирается на дефиниции – точные определения слов, фиксирующих их должное значение. Истина – это свойство суждений о вещах (позиция номинализма по вопросу об общих понятиях).

Д.Локк. Оо отрицал учение Р.Декарта о врожденных идеях разума. Наш разум – это «tabula rasa» – «белая бумага без всяких знаков и идей», на которую опыт наносит письмена. Отсюда – главный принцип сенсуализма, обоснованный Д.Локком: «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении».

Опыт делится на внешний и внутренний. Внешний опыт является первичным и заключается в показаниях органов чувств. В его результате возникают простые идеи о вещах, которые делятся на две группы:

· идеи первичных качеств вещей – эти качества объективны и присущи самим вещам (масса, объем, плотность);

· идеи вторичных качеств вещей – эти качества субъективны и являются итогом воздействия первичных качеств на органы чувств (цвет, вкус, запах).

Внутренний опыт – рефлексия (размышление) – заключается в деятельности разума, который опирается на показания органов чувств. Разум из простых идей внешнего опыта строит сложные идеи путем соединения, сопоставления и абстрагирования. В тоже время Д.Локк в духе рационализма считал, что у разума есть спонтанная сила, независимая от чувственности, – интуиция – способность разума к непосредственному усмотрению некоторых истин, связи идей.

Б.Спиноза – Г.Лейбниц. Развивали учение рационализма Р.Декарта:

· принижали роль чувственного познания, считали опыт вспомогательным средством поиска истины. По Б.Спинозе, органы чувств создают идеи, всегда смутные, беспорядочные, фрагментарные, благодаря восприятию понаслышке ведут к мнению; отверг индуктивный метод Ф.Бэкона. Г.Лейбниц к тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении» сделал дополнение «кроме самого разума»: разум, в отличие от чувственного познания, способен постигать не только частное и случайное, но и всеобщее и необходимое.

· только разум способен получить истинное знание, опираясь на заложенные в нем доопытные логические принципы. По Б.Спинозе, ими являются «общие понятия», которыми оперирует разум; мышление и бытие тождественны: «Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в природе». По Г.Лейбницу, разум содержит «малые перцепции» (задатки мышления); критиковал Д.Локка, отрицавшего наличие в разуме доопытного. Б.Спиноза и Г.Лейбниц считали, что доопытными являются принципы логики и математики.

· решающую роль в познании играют интеллектуальная интуиция и дедукция. По Б.Спинозе, разум интуитивно усматривает истинность «общих понятий» и с помощью дедукции выводит из них знание, которое является логически связным и системным. Интеллектуальная интуиция раскрывает сущность вещей, целостность мира, что выражается в точных определениях. По Г.Лейбницу, «истины разума» извлекаются интуитивно-дедуктивным путем из «малых перцепций», должны соответствовать принципу логической непротиворечивости. Правда, он стремился к компромиссу между сенсуализмом и рационализмом:

· основу естественных наук образуют «истины факта» (должны соответствовать принципу достаточного основания), опыт, в них допустима индукция;

· доопытные «малые перцепции» раскрываются под воздействием чувственного познания, которое направляет разум к поиску определенных истин.

В XVIII веке сенсуализм Д.Локка получил разное толкование. С одной стороны, французские материалисты поддерживали его идеи: познание начинается с ощущений, возникающих при воздействии внешнего мира на органы чувств, мышление – способность мозга сопоставлять и суммировать ощущения. По К.-А.Гельвецию, знание сводится к показаниям органов чувств, недоступное для них недоступно и уму (Д.Локк так не считал). П.Гольбах критиковал учение Р.Декарта о врожденных идеях, Д.Дидро – субъективный идеализм Д.Беркли. Французские материалисты были гносеологическими оптимистами, познание понимали как бесконечный процесс, истину – как соответствие идей вещам.

С другой стороны, сенсуализм Д.Локка в учениях Д.Беркли и Д.Юма получил субъективно-идеалистическую интерпретацию. Д.Локк защищал идеи:

· мир существует объективно, независимо от нашего сознания;

· основу бытия мира составляет материя как всеобщая субстанция;

· мир является принципиально познаваемым для человека.

Д.Беркли и Д.Юм выступили в своих учениях с других позиций.

Д.Беркли. Поставил цель – опровергнуть материализм, доказав, что понятие материи лишено оснований. Для этого он пересмотрел три идеи Д.Локка.

 

СРАВНЕНИЕ

Д.ЛОКК

Д.БЕРКЛИ

 

 

Общие понятия

 

Разум способен к образованию абстрактных общих понятий

Разум не способен к образованию абстрактных общих понятий. Все существующее только единично. В единичных вещах общее и единичное слиты воедино и общего выделить невозможно. Наше восприятие вещи разлагается без остатка на сумму единичных ощущений. Любую общую идею всегда заменяет конкретная единичная идея, сходная с ней (теория репрезентативного мышления)

 

Опыт

Опыт бывает внешний (органы чувств) и внутренний (разум)

Реален только внутренний опыт – деятельность нашего сознания: все единичные вещи представляют собой лишь разнообразные комбинации идей нашего сознания

 

Качества вещей

Качества вещей бывают первичные (объективны) и вторичные (субъективны)

Все качества вещей вторичны и зависят от нашего сознания: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Существование само по себе и существование в нашем восприятии – это одно и то же. Существует только то, что дано в нашем сознании


 

В итоге Д.Беркли пришел к выводу, что поскольку у нас нет восприятия материи как таковой, как нечто общего, следовательно, ее не существует. Его учение характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Д.Юм. В отличие от Д.Беркли, он считал что мир и его объекты, возможно, и существует объективно, но он не познаваем для нас (идея агностицизма).

Человек всегда воспринимает мир не напрямую, а при посредстве ощущений: мир ® ощущения ® человек. Первичными он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными – чувственные образы памяти. Эти ощущения могут быть недостоверны, однако мы не можем выйти за их пределы, знание ограничивается чувственными впечатлениями, видимым, кажущимся: «Природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн…».

Агностицизм Д.Юма проявился в учении о причинности. Мы не можем знать причинно-следственных связей, так как, то, что считают следствием, не содержится в том, что считают причиной, логически из нее не выводится и не похоже на нее. Если явление Б следует во времени за явлением А, это не значит, что А – причина Б, «после» – не значит «поэтому». Люди верят в знания причин и следствий по привычке восприятия, в силу психологической  веры, ожидания, обусловленного регулярным повторением последовательности событий.

3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.

В Новое время по вопросу о Боге наибольшее распространение получили доктрины деизма (сторонники – Р.Декарт, Г.Лейбниц, Ф.Вольтер, Ш.Монтескье) и атеизма (сторонники – Д.Дидро, П.Гольбах, К.-А.Гельвеций, Ж.Ламетри, отвергавшие идею креационизма средневековой философии).

Благодаря успехам науки и, в первую очередь механики, формируется концепция механистического материализма. Создателем первой законченной его системы был Т.Гоббс. Природа рассматривалась им как совокупность протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение мыслилось как перемещение тела в пространстве по законам механики; к механическому движению сводилась любая форма движения: любое живое тело – «машина», функционирующая по законам механики (растение, животное, человек). И даже государство – это «механическое чудовище».

Идеи Т.Гоббса развил французский материалист XVIII века П.Гольбах. Он утверждал, что материя – это вещественная всеобщая субстанция, причина самой себя; вечна и бесконечна, состоит из неделимых и неизменных атомов. Движение – необходимое условие бытия материи, источник движения коренится в ней самой; движение – механическое перемещение тел в пространстве. Природа пронизана причинно-следственными связями, подчинена необходимости, нет случайного. Главный закон развития природы – непрерывность («природа не делает скачков»): происходит воспроизведение прежних качеств (круговое движение). Живая и неживая природа развиваются по единым законам – механики.

В философии Нового времени получила разработку проблема субстанции:

· Р.Декарт: дуализм. Существуют две противоположные и независящие друг от друга субстанции – телесная (материальная) и мыслящая (духовная). Они обладают противоположными свойствами: материальная протяженна и делима, духовная непротяженна и неделима. Материальная отождествлялась с природой, подчиненной законам механики, духовная – это мыслящая душа. В человеке эти субстанции присутствуют одновременно. Соотношение души и тела, по Р.Декарту – психофизиологическое взаимодействие: от состояний тела зависят состояния души, душа, в свою очередь, волевым усилием управляет телом. Взаимодействие души и тела осуществляется в «шишковидной железе» головного мозга.

· Б.Спиноза: материалистический монизм. Существует одна субстанция – Бог-природа (пантеизм), она вечна, причина самой себя, неподвижна и неизменна, действует самостоятельно. Способ действия субстанции называется атрибутом. У субстанции атрибутов множество, но нам известны два – протяжение и мышление. В отличие от Р.Декарта, для Б.Спинозы это атрибуты не двух субстанций, а одной. Мышление свойственно всей природе: «И камень мыслит». Мышление человека – особый случай мышления природы. Субстанция порождает единичные вещи, явления, именуемые модусами. Субстанция действует с необходимостью, ничего случайного нет. Все модусы подчинены необходимости. Человек – особый модус, способный к рациональному познанию природы, но и он подчинен необходимости: «Свобода – это осознанная необходимость».

· Г.Лейбниц: идеалистический плюрализм. Утверждал, что субстанций множество: в основе всего лежат простые элементарные начала – монады.

СРАВНЕНИЕ

ДЕМОКРИТ

Г.ЛЕЙБНИЦ

Сущность

Атомы – это материальные частицы

Монады – это духовные субстанции

Движение

Атомы приводятся в движение внешней

необходимостью

Источник движения монад находится в них самих, они обладают самодвижением

Взаимодействие

Атомы взаимодействуют между собой путем столкновений

Монады существуют совершенно независимо друг от друга


 

Другие свойства монад: вечность, непроницаемость, неделимость, способность к восприятию и деятельности. Монады созданы Богом как верховной монадой, но Бог не управляет их деятельностью. Монады независимы друг от друга, но действуют согласованно: каждая монада – «зеркало Вселенной», воспринимает действия остальных. Существует «предустановленная Богом гармония» монад: «Наш мир – наилучший из всех возможных миров». Человеческой монадой является разумная душа. Соотношение ее с телом – психофизиологический параллелизм: тело и душа друг на друга не воздействуют, образуют гармонию.

Информация о работе История философии