История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

4. КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. 

В эту эпоху ключевой являлась теория общественного договора, объясняющая возникновение государства (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо). В эту эпоху зарождается доктрина либерализма, основателем которой был Д.Локк. Французские Просветители вырабатывают теорию общественного прогресса.

 

СРАВНЕНИЕ

Т.ГОББС

Д.ЛОКК

 

Естественное состояние

В естественном состоянии имела место «война всех против всех», поскольку эгоизм людей и их неограниченная свобода вели к розни, каждый считал, что он имеет право на все («человек человеку – волк»)

Естественное состояние не было столь конфликтным, имело место сосуществование свободных, равных и независимых индивидов, обладающих собственностью и способностью к согласованию интересов

 

Причина заключения договора

Причина возникновения государства – необходимость обеспечения всеобщего мира и безопасности граждан, чтобы прекратить «войну всех против всех»

Причина возникновения государства – защита неотъемлемых прав людей и, прежде всего, их собственности от своеволия, которым может обернуться свобода

 

Последствия заключения договора

Люди передают государству фактически всю полноту своих прав. Граждане добровольно ограничивают свою свободу и соглашаются подчиняться государству как абсолютному суверену

Люди передают государству только часть своих прав (правосудие, внешние связи), ради эффективной защиты остальных (свободы слова, веры, собственности). Только народ является сувереном

Политический идеал

Наилучший строй – это абсолютная монархия

Наилучший строй – конституционная, парламентская монархия


 

Д.Локк в рамках доктрины либерализма обосновал следующие идеи:

· гражданское общество – это совокупность свободных и равноправных частных лиц, обладающих неотъемлемыми, естественными правами;

· государство обязано защищать права людей, и само подчиняться закону: «Где нет законов, там нет свободы»; если государство нарушает естественные права, то народ имеет право свергать безответственное правительство;

· правовое государство предполагает верховенство закона, равенство всех перед ним, неукоснительное исполнение его требований;

· теория разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешние связи государства).

Французские Просветители понимали общество как совокупность социальных «атомов» – людей. По К.-А.Гельвецию, человек является продуктом социальной среды. Плохо устроенное феодальное общество порождает людей порочных, их нравы не соответствуют природе человека, «естественные права» которого на жизнь, свободу, собственность нарушать нельзя. В природе человека заложено стремление к свободе, он способен исправить плохие общественные отношения, приведя их в соответствие со своей «естественной» природой.

Движущей силой развития общества является прогресс разума и просвещение. Феодальное общество – это «разрыв» в восходящем шествии Разума, отклонение от магистрального пути. Конечной целью истории является «царство Разума» – гармоничное общество, основанное на началах справедливости.

Если люди будут неограниченно пользоваться своими правами, наступит хаос, личный интерес нужно подчинить общему благу (концепция «разумного эгоизма» К.-А.Гельвеция). Заключается общественный договор. Если государство не учитывает жизненные интересы народа, он имеет право на революцию; государство должно обеспечивать равенство и свободу (Ж.-Ж.Руссо).

Как и Д.Локк, Ш.-Л.Монтескье обосновал теорию разделения властей, но придал ей современный вид – законодательная, исполнительная, судебная власть. Вслед за Д.Локком, он поддерживал принцип верховенства закона, свободы в его рамках, защищал идею «разрешено все, что не запрещено законом».    

Религию Просветители, с одной стороны, понимали как зло: Бог – это «призрак», мешающий людям жить, ослабляющий их силы и веру в себя. С другой стороны, религия необходима. Ф.Вольтер выдвинул концепцию «естественной религии»: религия нужна для контроля над народом, сохранения порядка в обществе и поддержания нравственности. Ж.-Ж.Руссо обосновал концепцию «гражданской религии»: религия призвана усилить авторитет моральных и правовых норм в обществе, атеисты являются «плохими гражданами».

 

ФИЛОСОФ

ГЛАВНЫЙ ТРУД

ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД

Ф.Бэкон

 «Новый Органон»

Обоснование эмпиризма, учение об эксперименте, теория индукции 

 «Новая Атлантида»

Проект идеального общества на основе развитой науки и техники

 

Р.Декарт

 «Рассуждение о методе»

Обоснование рационалистической методологии научного познания, дедуктивно-аналитического метода

 «Начала философии»

Рациональное сомнение как поиск самоочевидного начала: «мыслю, следовательно, существую»; обоснование механистической картины мира 

Т.Гоббс

 «Левиафан»

Возникновение государства как следствие общественного договора, преодолевающего «естественное состояние» с «войной всех против всех»

 

Д.Локк

«Опыт о человеческом разуме»

Обоснование гносеологической концепции сенсуализма,  критика рационалистической теории «врожденных идей»

«Два трактата о правлении»

Теория общественного договора и разделения властей,  обоснование доктрины политического либерализма

Б.Спиноза

 «Этика»

Учение о субстанции, атрибутах и модусах; рационалистическая теория познания; идея «свободного человека», руководствующегося разумом

 

Г.Лейбниц

«Монадология»

Плюралистическое учение о «монадах» как субстанциях

 «Новые опыты о человеческом разуме»

Поиск компромисса между рационализмом Р.Декарта и сенсуализмом Д.Локка; критика учения Д.Локка о разуме как «чистой доске»

П.Гольбах

«Система природы»

Механистический материализм в трактовке природы

Ж.Ламетри

«Человек – машина»

Механистическая трактовка человека как природного существа

Ш.-Л. Монтескье

«О духе законов»

Теория разделения властей и другие проблемы


 

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

 

1. Краткая характеристика  немецкой классической философии.

2. Гносеология и этика  И.Канта.

3. Система и метод  философии Г.В.Ф.Гегеля.

4. Антропологический материализм  Л.Фейербаха.

5. Учение К.Маркса о  человеке и обществе.

 

1. КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ. Эта философская школа получила развитие в 70-е годы XVIII – первой трети XIX века. Ее основателем был Иммануил Кант, а его последователями – Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Немецкая классическая философия имела идеалистический характер: И.Кант и И.Фихте являлись субъективными идеалистами, а Ф.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель – объективными идеалистами. В рамках немецкой классической философии была разработана логико-гносеологическая модель идеалистической диалектики.

 

2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА.

Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы:

· пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи;

· Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем;

· Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности. 

«Критический» период начался в 1770 году. Материализм сменяется субъективным идеализмом, гносеологический оптимизм уступает место агностицизму. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть такая проверка.

 

 

СРАВНЕНИЕ

ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КРИТИЧЕСКОГО» ЭТАПА

«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»

«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»

Способность

души

Познание

Моральное сознание,

нравственность

Чувство удовольствия

Вопрос

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

 Проблема

Гносеология

Этика

Эстетика

 

 Ключевая идея

Вопрос об источниках и границах познания, возможностях разума, является ли философия наукой?

Учение о воле и ее свойствах. «Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон

Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета


 

«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии:

· до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический – индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта) – надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание.

· И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления. Мир определяется априорными формами активного сознания субъекта.

По И.Канту, знание бывает апостериорное (опытное) и априорное (доопытное). Оно фиксируется в аналитических и синтетических суждениях: первые обозначают уже известное, вторые – дают новое знание. И.Кант поставил вопрос об источниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?

 

СРАВНЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ

Способность

Чувственность

Рассудок

Разум

Основа

познания

Ощущения поступают в сознание при воздействии вещей на органы чувств

Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного

Порождает «чистые» умопостигаемые идеи (ноумены) о Боге, душе и свободе

 

 

Процесс

 познания

Априорные формы чувственности, налагаемые сознанием на внешние предметы – пространство и время – упорядочивают ощущения

Рассудок подводит ощущения под одну из 12 априорных категорий: посредством чувственности предмет нам дается, рассудком он мыслится

Разум связан с чувственностью через рассудок. Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы

 

 

 

 

Характер

знания

Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира

Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает законы природы, а устанавливает их природе в пределах своего ее понимания

  Рассудок ограничен опытом, сферой  явлений, высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за антиномий – неразрешимых противоречий. Философия – это не наука о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а наука о границах познания

Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем мир лишь как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема. Чувственность и рассудок строят предметы своего познания со стороны их логической формы


 

 

Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу. Человек может выбирать между верой и неверием, руководясь голосом совести (это уже переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).

 

СРАВНЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

Предмет

Природа

Нравственность

Основа

Мышление

Воля

Взгляд

на человека

Человек как природное существо подчинен необходимости

 Человек как нравственное существо  обладает свободой


 

Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей.

Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других.

 

3. СИСТЕМА  И МЕТОД ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф.ГЕГЕЛЯ.

Труды – «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Создал систему объективного идеализма: основу бытия образует духовное и разумное начало – Абсолютная Идея, Мировой разум:

· тождество мышления и бытия – категории мышления Идеи – это одновременно формы ее бытия: реальный мир есть проявление этих категорий;

· тождество субъекта и объекта – как субъект Идея порождает всю действительность, но, имея цель самопознания, является и объектом для самой себя.

Самопознание Идеи состоит в саморазвитии, в ходе которого порождается материальная и духовная действительность. В Идее в виде возможности  заложено любое бытие, развитие – это превращение возможностей в действительность, что происходит этапами. Развитие идет от абстрактного к конкретному: от самого абстрактного понятия к все более конкретным понятиям. На высших уровнях происходит «уплотнение знания»: в «снятом» виде вбирают предыдущие.

Информация о работе История философии