Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
4.
КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
В эту эпоху ключевой являлась теория общественного договора, объясняющая возникновение государства (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо). В эту эпоху зарождается доктрина либерализма, основателем которой был Д.Локк. Французские Просветители вырабатывают теорию общественного прогресса.
СРАВНЕНИЕ |
Т.ГОББС |
Д.ЛОКК |
Естественное состояние |
В естественном состоянии имела место «война всех против всех», поскольку эгоизм людей и их неограниченная свобода вели к розни, каждый считал, что он имеет право на все («человек человеку – волк») |
Естественное состояние не было столь конфликтным, имело место сосуществование свободных, равных и независимых индивидов, обладающих собственностью и способностью к согласованию интересов |
Причина заключения договора |
Причина возникновения государства – необходимость обеспечения всеобщего мира и безопасности граждан, чтобы прекратить «войну всех против всех» |
Причина возникновения государства – защита неотъемлемых прав людей и, прежде всего, их собственности от своеволия, которым может обернуться свобода |
Последствия заключения договора |
Люди передают государству фактически всю полноту своих прав. Граждане добровольно ограничивают свою свободу и соглашаются подчиняться государству как абсолютному суверену |
Люди передают государству только часть своих прав (правосудие, внешние связи), ради эффективной защиты остальных (свободы слова, веры, собственности). Только народ является сувереном |
Политический идеал |
Наилучший строй – это абсолютная монархия |
Наилучший строй – конституционная, парламентская монархия |
Д.Локк в рамках доктрины либерализма обосновал следующие идеи:
· гражданское общество – это совокупность свободных и равноправных частных лиц, обладающих неотъемлемыми, естественными правами;
· государство обязано защищать права людей, и само подчиняться закону: «Где нет законов, там нет свободы»; если государство нарушает естественные права, то народ имеет право свергать безответственное правительство;
· правовое государство предполагает верховенство закона, равенство всех перед ним, неукоснительное исполнение его требований;
· теория разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешние связи государства).
Французские Просветители понимали общество как совокупность социальных «атомов» – людей. По К.-А.Гельвецию, человек является продуктом социальной среды. Плохо устроенное феодальное общество порождает людей порочных, их нравы не соответствуют природе человека, «естественные права» которого на жизнь, свободу, собственность нарушать нельзя. В природе человека заложено стремление к свободе, он способен исправить плохие общественные отношения, приведя их в соответствие со своей «естественной» природой.
Движущей силой развития общества является прогресс разума и просвещение. Феодальное общество – это «разрыв» в восходящем шествии Разума, отклонение от магистрального пути. Конечной целью истории является «царство Разума» – гармоничное общество, основанное на началах справедливости.
Если люди будут неограниченно пользоваться своими правами, наступит хаос, личный интерес нужно подчинить общему благу (концепция «разумного эгоизма» К.-А.Гельвеция). Заключается общественный договор. Если государство не учитывает жизненные интересы народа, он имеет право на революцию; государство должно обеспечивать равенство и свободу (Ж.-Ж.Руссо).
Как и Д.Локк, Ш.-Л.Монтескье обосновал теорию разделения властей, но придал ей современный вид – законодательная, исполнительная, судебная власть. Вслед за Д.Локком, он поддерживал принцип верховенства закона, свободы в его рамках, защищал идею «разрешено все, что не запрещено законом».
Религию Просветители, с одной стороны, понимали как зло: Бог – это «призрак», мешающий людям жить, ослабляющий их силы и веру в себя. С другой стороны, религия необходима. Ф.Вольтер выдвинул концепцию «естественной религии»: религия нужна для контроля над народом, сохранения порядка в обществе и поддержания нравственности. Ж.-Ж.Руссо обосновал концепцию «гражданской религии»: религия призвана усилить авторитет моральных и правовых норм в обществе, атеисты являются «плохими гражданами».
ФИЛОСОФ |
ГЛАВНЫЙ ТРУД |
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Ф.Бэкон |
«Новый Органон» |
Обоснование эмпиризма, учение об эксперименте, теория индукции |
«Новая Атлантида» |
Проект идеального общества на основе развитой науки и техники | |
Р.Декарт |
«Рассуждение о методе» |
Обоснование рационалистической методологии научного познания, дедуктивно-аналитического метода |
«Начала философии» |
Рациональное сомнение как поиск самоочевидного начала: «мыслю, следовательно, существую»; обоснование механистической картины мира | |
Т.Гоббс |
«Левиафан» |
Возникновение государства как следствие общественного договора, преодолевающего «естественное состояние» с «войной всех против всех» |
Д.Локк |
«Опыт о человеческом разуме» |
Обоснование гносеологической концепции сенсуализма, критика рационалистической теории «врожденных идей» |
«Два трактата о правлении» |
Теория общественного договора и разделения властей, обоснование доктрины политического либерализма | |
Б.Спиноза |
«Этика» |
Учение о субстанции, атрибутах и модусах; рационалистическая теория познания; идея «свободного человека», руководствующегося разумом |
Г.Лейбниц |
«Монадология» |
Плюралистическое учение о «монадах» как субстанциях |
«Новые опыты о человеческом разуме» |
Поиск компромисса между рационализмом Р.Декарта и сенсуализмом Д.Локка; критика учения Д.Локка о разуме как «чистой доске» | |
П.Гольбах |
«Система природы» |
Механистический материализм в трактовке природы |
Ж.Ламетри |
«Человек – машина» |
Механистическая трактовка человека как природного существа |
Ш.-Л. Монтескье |
«О духе законов» |
Теория разделения властей и другие проблемы |
Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм
1. Краткая характеристика
немецкой классической
2. Гносеология и этика И.Канта.
3. Система и метод философии Г.В.Ф.Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
5. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
1. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ
2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА.
Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы:
· пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи;
· Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем;
· Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности.
«Критический» период начался в 1770 году. Материализм сменяется субъективным идеализмом, гносеологический оптимизм уступает место агностицизму. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть такая проверка.
СРАВНЕНИЕ |
ВАЖНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КРИТИЧЕСКОГО» ЭТАПА | ||
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» |
«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» |
«КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ» | |
Способность души |
Познание |
Моральное сознание, нравственность |
Чувство удовольствия |
Вопрос |
Что я могу знать? |
Что я должен делать? |
На что я могу надеяться? |
Проблема |
Гносеология |
Этика |
Эстетика |
Ключевая идея |
Вопрос об источниках и границах познания, возможностях разума, является ли философия наукой? |
Учение о воле и ее свойствах. «Категорический императив» как всеобщий, априорный моральный закон |
Концепция «прекрасного» как незаинтересованного, чистого удовольствия от созерцания эстетической формы предмета |
«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии:
· до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический – индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта) – надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание.
· И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления. Мир определяется априорными формами активного сознания субъекта.
По И.Канту, знание бывает апостериорное (опытное) и априорное (доопытное). Оно фиксируется в аналитических и синтетических суждениях: первые обозначают уже известное, вторые – дают новое знание. И.Кант поставил вопрос об источниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?
СРАВНЕНИЕ |
МАТЕМАТИКА |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
ФИЛОСОФИЯ |
Способность |
Чувственность |
Рассудок |
Разум |
Основа познания |
Ощущения поступают в сознание при воздействии вещей на органы чувств |
Опирается на материал ощущений и является синтезом чувственного и рассудочного |
Порождает «чистые» умопостигаемые идеи (ноумены) о Боге, душе и свободе |
Процесс познания |
Априорные формы чувственности, налагаемые сознанием на внешние предметы – пространство и время – упорядочивают ощущения |
Рассудок подводит ощущения под одну из 12 априорных категорий: посредством чувственности предмет нам дается, рассудком он мыслится |
Разум связан с чувственностью через рассудок. Не имея априорных форм, разум ставит задачу перед рассудком найти ответы на эти вопросы |
Характер знания |
Имеет научный характер, поскольку дает всеобщее и необходимое знание, но лишь в пределах нашего понимания мира |
Имеет научный характер, дает всеобщее и необходимое знание, но рассудок не раскрывает законы природы, а устанавливает их природе в пределах своего ее понимания |
Рассудок ограничен опытом, сферой явлений, высшие сущности в нем не даны. Разум не дает всеобщего и необходимого знания из-за антиномий – неразрешимых противоречий. Философия – это не наука о «вещах-в-себе» и высших сущностях, а наука о границах познания |
Мир как «вещь-в-себе» непознаваем, мы познаем мир лишь как «вещь-для-нас». Познаваемы только феномены (явления), а сущность непознаваема. Чувственность и рассудок строят предметы своего познания со стороны их логической формы |
Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу. Человек может выбирать между верой и неверием, руководясь голосом совести (это уже переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).
СРАВНЕНИЕ |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗУМ |
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ |
Предмет |
Природа |
Нравственность |
Основа |
Мышление |
Воля |
Взгляд на человека |
Человек как природное существо подчинен необходимости |
Человек как нравственное |
Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей.
Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других.
3. СИСТЕМА
И МЕТОД ФИЛОСОФИИ Г.В.Ф.
Труды – «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа». Создал систему объективного идеализма: основу бытия образует духовное и разумное начало – Абсолютная Идея, Мировой разум:
· тождество мышления и бытия – категории мышления Идеи – это одновременно формы ее бытия: реальный мир есть проявление этих категорий;
· тождество субъекта и объекта – как субъект Идея порождает всю действительность, но, имея цель самопознания, является и объектом для самой себя.
Самопознание Идеи состоит в саморазвитии, в ходе которого порождается материальная и духовная действительность. В Идее в виде возможности заложено любое бытие, развитие – это превращение возможностей в действительность, что происходит этапами. Развитие идет от абстрактного к конкретному: от самого абстрактного понятия к все более конкретным понятиям. На высших уровнях происходит «уплотнение знания»: в «снятом» виде вбирают предыдущие.