История философии. Теория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:00, лекция

Краткое описание

Мифологическое мировоззрение как самое древнее.
Мифология - фантастическое отражение действительности в виде чувственно наглядных представлений. Главная особенность мифологического мировоззрения заключается в том, что окружающий мир объясняется через человека.
Мифы Древней Греции (Собрание мифов составили Гомер и Гесиод), библейская мифология, скандинавские и славянские мифы.

Вложенные файлы: 1 файл

философия-все лекции.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

 

Гносеология:

Спиноза - рационалист. Он выделяет 3-и способа познания: чувственное (познание единых вещей, оно не совершенно), рациональное (это даёт истинное значение), интуитивное.

Спиноза был  фаталистом - нет случайных предметов в мире.

 

Джон Локк (1632 – 1704).

 

Закончил оксфордский  университет, где изучил естественные науки и медицину. Это повлияет на его жизнь, он напишет трактат "О медицинском искусстве" и даже будет работать врачом. Но главное его увлечение - политика. Из-за этого он был вынужден уехать в эмиграцию.

 

Сочинения: "Опыт о человеческом разуме" – посвящён теории познания (гносеологии).

 

Философия:

Локк дал  основную разработку сенсуалистической теории познания. Дал обстоятельную критику о врождённых идеях центрического пункта всех рационалистов. Опровергает это на огромном фактическом материале, обратившись к детской психологии, психологии диких народов. Пришел к выводу, что все человеческие понятия не врождены, а приобретены из опыта. Локк подтверждал главный признак сенсуализма, им же сформулированный: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".

Человеческое  познание начинается с ощущения, а  до чувственного соприкосновения с  миром в самом начале своей жизни человеческая душа – "tabula rasa" (чистая доска), т.е. все знания приобретаются из опыта.

 

Опыт  у Локка распределяется на 2-а  вида:

Внешний (ощущения) - его источником является внешний мир.

Внутренний (reflecsia) - его источником является деятельность человека, его душа, психика.

Внешний мир  и рефлексия - основные источники основного познания человека.

Роль же разума - сопоставлять и комбинировать простые идеи, которые дают нам ощущения, в сложные.

 

Локк разработал теорию первичных и вторичных качеств предметов.

Первичные качества - качества, которые присущи самим вещам (плотность, число, движение, покой), они объективны.

Вторичные качества – они самим предметам не принадлежат (зрение, обоняние, осязание и т.п.), они выражают наше человеческое восприятие предметов, они субъективны (цвет, запах, форма).

 

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716).

 

Немецкий философ. Закончил юридический факультетЛейпцигского Университета. Работал при дворах коронованных особ юристом и дипломатом. Знал многих учёных и философов своего времени: Ферма, Гюйгенс, Ньютон, Бойль, Спиноза. Трижды встречался с Петром I, который приглашал его в Россию. Он же подал Петру идею о создании Академии. Сам же был создателем Берлинской Академии Наук. Лейбница в России называли немецким Ломоносовым.

 

Сочинения: "Новые опыты о  человеческом разуме" – наиболее крупная и законченная работа, которая была написана в противовес Локку.

 

Лейбниц – крупнейший учёный своего времени. Ему принадлежат научные достижения в разных областях, особенно в математике и теоретическом естествознании. Был крупнейшим изобретателем своего времени, большое внимание уделял технике (В Парижской Академии Наук представил счётную машину, более совершенную, чем у Паскаля).

 

Философия Лейбница:

 

В философии  Лейбниц создаёт свою собственную  систему объективного идеализма (монадология). Лейбниц отвергает Декартовский дуализм и пантеизм Спинозы, и считает, что число субстанций бесконечно. Любая вещ, любой предмет – это проявление субстанции. Этот взгляд называется плюрализмом – т.е. признание множественности субстанций. Их Лейбниц называет монадами – простыми субстанциями, единицами бытия, обладающими свойствами неделимости, вечности, нематериальности (математическая точка) – это некие духовные сущности - своеобразный аналог Платоновских идей и Демокритовских атомов.

 

В зависимости  от степени развития монады делятся на:

Низкие монады – обладают лишь смутными представлениями, низкой духовностью. Это неорганическая природа, минералы, растения.

Монады – души – они обладают ощущениями и представлениями (животные).

Монады – духи – обладают разумом и познанием (люди – малые боги).

На вершине  монад – творческая монада (Бог).

 

Гносеология Лейбница:

 

Лейбниц – рационалист  – продолжатель учений Декарта и  Спинозы. Он невысоко оценивал чувственное познание: с его помощью вещ можно лишь узнать, а познать её можно только с помощью разума.

Его классификация  познания такая же, как у Декарта. Лейбниц признавал существование врождённых идей (это некие задатки знаний). Образу чистой доски Лейбниц противопоставляет образ глыбы мрамора, прожилки которой намечают форму будущей статуи.

Лейбниц сформулировал принцип рационализма в познании: "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах, кроме самого разума".

В области этики Лейбниц развил теорию оптимизма. Он доказывал, что наш мир наиболее гармоничен среди всех возможных миров, наилучший и самый совершенный. Для доказательства Лейбниц прибегал к теодицеям, напоминающим теодицеи Августина.

 

Джордж Беркли (1685 – 1753).

 

Английский  философ, родился в Ирландии. Образованный человек с широкими интересами в математике, физике, медицине, философии, политике и экономике; знал несколько языков. Много путешествовал. Самое большое путешествие – из Европы в Америку на Бермудские острова, мечтал основать там колледж для миссионеров. Но ничего не получилось и он вернулся домой. В Америке его именем назван город (там расположен Калифорнийский университет). Сам Беркли стал епископом.

 

Сочинения: "Трактат о началах  человеческого знания" – гносеологическое сочинение.

 

Философия:

 

Субъективный идеализм, признающий первичным сознание отдельного человека и невозможность существования чего-либо вне и независимо от сознания. Объективная действительность полностью определяется активностью субъекта. Несмотря на столь странные выводы, субъективный идеализм – не бред, у него есть свое логика.

Беркли развивает идеалистический сенсуализм. Для этого он стирает Локковское разграничение качеств на первичное и вторичное, говоря, что все качества являются вторичными или субъективными. Он соглашается с Локком, что все вторичные качества субъективны, но при ближайшем рассмотрении и первичные качества являются субъективными (пример с протяжённостью: размеры объекта зависят от расстояния от него до наблюдателя).

Беркли довёл  Локковские идеи до логического конца: все качества в равной мере вторичны и субъективны. Но он сделал крайний  вывод: он отождествил вещ и её чувственный образ. Предмет и ощущение – суть одно и то же: любой предмет – лишь комбинация ощущений. "Esse est persipi" – существовать - значит быть воспринимаемым.

В этой логике есть слабое место: если бытиё состоит  в восприятии, то вещи появляются и  исчезают, в зависимости от того воспринимает её субъект или нет.

Было предложено следующее решение противоречия: если я не воспринимаю данную вещ, то её могут воспринимать другие люди, если же её никто не воспринимает, то она существует как идея в уме Бога, и именно Бог вкладывает в сознание людей содержание ощущений. Бог и является конечной причиной всех идей (Беркли – епископ!).

Философия Беркли получила значительный резонанс в истории, её оценки полярны. Беркли прав в том, что мы связаны с миром своими ощущениями. Любая вещ – это наше восприятие этой вещи. Человек не может выпрыгнуть за свои ощущения и узнать, какова вещ на самом деле. Но его ошибка (?) в том, что он объявил вещи лишь ощущениями, которым в реальном мире ничего не соответствует, что у вещи нет материального первоисточника в виде предмета.

Любопытное  опровержение философии Беркли предложил  Фейербах: "Почему кошка впивается когтями в мышь а не в глаза? Потому что она понимает разницу между реальным предметом и образом в своём сознании".

 

Немецкая классическая философия.

(конец XVIII – начало XIX века).

 

Немецкая классическая философия представляет собой крупное  и влиятельное движение в философской мысли. К нему относятся:

Эммануил Кант – основатель.

Иоганн Фихте.

Фридрих Шеллинг.

Георг Гегель –  диалектик.

Людвиг Фейербах – идеалист.

 

Эммануил Кант (1724 – 1804).

 

Немецкий философ. Родился в Кенигсберге в семье  ремесленника. Закончил теологический  факультет Кенигсбергского Университета. Но пастором не стал, а проявил интерес к философии и стал профессором в университете. Читал лекции по курсам физики, метафизики, географии, логики и др. Когда Кенигсберг перешёл к России (сер. 18 века), Кант присягнул Елизавете, а в 1794 был избран в члены Петербуржской Академии наук. Из Кенигсберга Кант никогда никуда не уезжал.

Особенности личности: очень педантичен. У него были сильно развиты знаменитые немецкие добродетели: честность, прилежание, любовь к порядку. Всех поражал его монотонно – однообразный, до мелочей продуманный распорядок дня. Лишь два раза он его нарушил: первый – когда зачитался сочинением Руссо, второй – когда взяли Бастилию. Знаменитой стала его прогулка: ровно в 19 часов в любую погоду по одному и тому же маршруту – философской тропе.

 

Сочинения: "Критика чистого  разума" – где он изложил своё учение о познании.

 

Философия: в философии Канта выделяют три периода:

 

Докритический период – до написания трилогии "Критики".

В этот период Канта  интересуют проблемы бытия и природы. В своих трудах Кант выступил как крупный учёный (астроном, физик, географ). Самое значительное сочинение этого периода – "Всеобщая естественная история и теория неба", в которой Кант изложил гипотезу о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности и развитии её до законов Ньютона. Гипотеза была скорректирована Лапласом и стала называться теорией Канта - Лапласа. Кант в этот период – учёный-материалист, хотя и не отрицает Бога.

 

Критический период – он связан с написанием "Критик". В этот же период Кант оставил задачу провести критический анализ познавательных способностей человека (прежде чем познать, надо исследовать сам инструмент познания).

Кант ставит первый главный вопрос философии: "Что  я могу знать? Что я способен знать и где границы моего разума?". Вопрос направлен не на объект, ан на субъект познания. Для ответа на этот вопрос Кант хочет провести критический анализ теории мышления человека, он хочет найти границы мышления.

Самой постановкой  вопроса Кант совершил переворот  в гносеологии: если все знаменитые философы до Канта делали акцент на анализе объекта познания, а субъективное начало рассматривали как помеху, то Кант делает объектом изучения самого познающего субъекта. Подобно Копернику, Кант поменял местами объект и субъект познания. За это Кант называл себя Коперником в философии.

 

Гносеология Канта:

 

Познавательные способности человека:

Чувственность – способность к ощущению.

Рассудок – способность к понятиям и рассуждениям.

Разум – способность к умозаключениям, приводящая к понятиям и идеям.

 

Содержанием чувственного познания является тот разнообразный материал, который дают человеку его ощущения. Но к нему же относится и то, то человек даёт от самого себя. В чувственности человека существуют некие врождённые формы, в которые укладывается это содержание. Эти формы сообщают хаотичному содержанию некоторую упорядоченность и единство. Это формы чувственного познания Кант назвал априорными.

Априорный – независимый от опыта, предшествующий ему.

Чистыми априорными формами Кант считал пространство и  время. Благодаря этим формам человек  обрабатывает полученное чувственное  познание в пространстве и  времени. Т.о. пространство и время – не формы бытия предметов, а чувственного восприятия человека (т.е. они субъективны).

 

Рассудок – вторая ступень познания. Он также обладает врождёнными априорными формами – это категории, чистые понятия, заложенные в сознание человека (единственность, причинность и т.д.)

По Канту  не категории отражают явления природы, а наоборот – явления подгоняются под уже существующие категории. Отсюда знаменитое изречение: "Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает ей свои".

Априорные формы  чувственности и рассудка – это  и есть то, что в познании идёт от самого субъекта. Это процесс  взаимодействия объекта и человека.

 

Разум – высшая познавательная способность, стремление сознания к научному синтезу, как к идеалу познания.

Разум оперирует  идеями: "Всякое человеческое познание начинается с созерцания, переходит к понятиям и заканчивается идеями.

Идеи (по Канту) – это такие понятия, которые из опыта не возникают, и потому они не могут быть не подтверждены, ни опровергнуты. Три великие из них:

Психологическая – о душе.

Космологическая – о мире, о вселенной.

Теологическая – о Боге.

Кант доказывает их рациональную несостоятельность.

Пример: Психологическая  идея – с точки зрения Канта  опыт не даёт никаких подтверждений о существовании некой нематериальной и бессмертной субстанции.

Космологическую идею Кант опровергает приводя тезис  и антитезис:

- Мир бесконечен  в пространстве и времени.

- Мир имеет  начало во времени и конечен  в пространстве.

А в науке  может быть только одна истина.

Теологическая: Кант опровергает все известные  доказательства существования Бога, так как находит в них существенные логические ошибки. Доказательство выводится  из понятия Бога, а надо исходить из знаний, но знать Бога нельзя – значит в него можно только верить.

Таким образом  Кант показал рациональную несостоятельность  трёх великих идей разума. Бог, душа и мир - предметы не научного познания, а веры. Это объекты сверхчувственной реальности (трансцендентные объекты).

Информация о работе История философии. Теория философии