Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 14:16, контрольная работа
Возникновение и развитие русской философии
Вопрос о происхождении русской философии спорный. Считают, что если на Руси до XVII в. философия была запрещена, а вся литература была религиозной, то и нельзя говорить о существовании русской философии. В данном случае речь пойдет о тех философских идеях, которые появлялись на Руси в какой бы то ни было форме. А появились они вначале вместе с принятием христианства.
Принятие христианства приобщало Древнюю Русь к более высокой античной и византийской культуре. В XI-XII вв. уже встречается термин «философия» («любомудрие»). Если Кирилла называли философом, то Мефодия святым, учителем, но не философом. В это время становятся известны труды не только Гомера, но и Аристотеля, Платона, Демокрита, Эпикура.
Общефилософские
проблемы, занимавшие интересы Герценa,
— это единство бытия и мышления,
жизни и идеала, поиски метода, в
котором гармонично сочетались бы эмпирический
и рациональные приемы человеческого
ума. Он стремился обосновать закономерность
движения человечества по пути к свободному
от антагонизмов обществу. По Герцену,
грядущий мир есть царство разума,
он как бы подытожит и воплотит
разумные начала всей предшествующей
истории: реалистическое преклонение
перед природой и принципы суверенности
личности, свободы духа, развитые первоначальном
христианстве. Он ратовал за снятие
крайностей материализма и идеализма.
В молодости он был глубоко
верующим, впоследствии разделял идеи
атеизма, говоря точнее, находился в
поисках и колебаниях в этом вопросе.
Герцен уделил особое внимание взаимоотношению
личности и общества; он критиковал
Как буржуазный индивидуализм, так
и уравнительные
Герцен с
глубоким интересом воспринимал
идеи социализма, например, высоко ценил
труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона
и др. Он исходил из того, что пути
к социализму многообразны и зависят
от исторически сложившихся форм
общественной жизни и культуры. Относительно
России он считал, что для нее
наиболее приемлем крестьянский социализм,
так как русская деревенская
община содержит его зачатки. Хотя Герцен
верил в идеи социализма, но не рассматривал
его как окончательную и
“Где лежит
необходимость, чтобы будущее разыгрывало
нами придуманную программу?”
В области
философии истории в фокусе его
внимания была проблема сущности социальных
законов, которые осмысливались
как переплетение стихийного хода истории,
т.е. бессознательного начала в историческом
потоке, и сознательной деятельности
индивидов и общества в целом
в виде развития научного знания. Герцен
боролся за просвещение масс, подготавливающее
их к социальному перевороту. Но
после поражения революции 1848 г.
он существенно пересмотрел
Последним словом
социально-философских
По мнению С.Н. Булгакова, все сознаваемые страдания Герцена имели источником позитивизм и атеизм. Но при всех своих позитивно-атеистических воззрениях, Герцен был постоянно занят вопросами религиозного сознания — о смысле жизни, истории и т.д. — карамазовскими вопросами. Но, как и Карамазову, Герцену суждено было испытать не радость положительного разрешения этих великих и страшных вопросов, а горечь сознания их неразрешимости. Он искал и не нашел; однако истинная религиозность состоит именно в искании. Со всепобеждающей силой внутреннего переживания значение религии на русской почве было показано Ф.М. Достоевским, а позднее Вл. Соловьевым с помощью логической аргументации, опирающейся на философию идеализма. Поэтому можно сказать, что Герцен, хотя и кружным путем, более Отрицательным, чем положительным, ведет к... Достоевскому и Соловьеву. В нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной борьбы, но и один их провозвестников грядущего религиозного возрождения "3". Отношение к христианству у Герцена было противоречиво-поисковым. Заслуживает упоминания, что к Евангелию он всегда сохранял необычайно теплое чувство "4" .