Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 15:43, контрольная работа
1. Что понимают под «философскими вопросами» ?
2. На чем основано мифологическое мировоззрение?
3. Назовите исторические этапы развития философии.
5) Постклассическая европейская философия XIX—XX вв. возникла в результате критики классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм или «философия неразумности» - представители А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд; религиозно окрашенная философия Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др. Предметом интереса иррациональной философии явились, прежде всего, инстинкты и воля человека, его интуиция, бессознательные эмоционально-волевые процессы, т.е. неразумное. Иррациональная философия Шопенгауэра, представлена в работе «Мир как воля и представление». Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание. Немецкий философ Ф.Ницше один из идейных предшественников философского иррационализма XX века в своей «философии жизни» развивал идею о том, что сущностью и законом мира, его «душой» является слепая и неисчерпаемая воля к власти. Философия Ницше это - истинная справедливость есть функция силы и власти и должна служить «сильным» людям. Для «слабых» высшая справедливость - это погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Само же общество необходимо превратить в своеобразную теплицу по выращиванию сильных людей. Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха. К философскому иррационализму можно отнести теорию З.Фрейда, которую принято называть психоанализом. Фрейд считал, что основную роль в психике человека играет ее бессознательное начало, некие «темные» пласты в виде инстинктов и прежде всего - полового инстинкта («либидо»). Как правило, философскому иррационализму присущи крайние суждения о человеке и обществе. Иррационализм не несет в себе оптимистических трактовок сущности и природы человека, смысла его существования в мире, перспектив развития общества, от него исходит чаще всего дух исторического пессимизма.
Кроме иррациональных постклассическая европейская философия включала и мощные рациональные системы. Рациональная философия, или «философия разумности» выразила определенные позитивные тенденции и крупные достижения в деятельности современного человечества. Наиболее известны марксизм и позитивизм. Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Он развивает материалистическое понимание истории, где применяет метод диалектического материализма. В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, и которые образуют «базис» общества - экономическую систему. И именно экономическая система определяет образ жизни человека и общества. Все остальное - идеи, теории, мораль, право - всего лишь надстройка над экономическим фундаментом - базисом. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот. В целом не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет сознание. Идеалом для марксизма является коммунистическое общество. Огюст Конт (1798—1857) — известнейший французский философ, основатель школы «позитивизма», отвергал идеи немецкой классической философии, противопоставив «старой» философии как науке о первоначалах бытия новый «позитивный» взгляд на теорию и историю науки. Вся «старая» философия от греков до Гегеля объявляется Контом «спекулятивной», т.е. ненаучной, необъективной, чем-то вроде сказок и мифов. Никаких первопричин бытия нет и быть не может. Есть явления в мире, которые и должна познавать наука, опираясь на методы, которые она сама и вырабатывает. Например, химия имеет свои методы, а математика - свои. Общих же методов, действующих во всех науках, по мнению Конта, не существует.
ВОПРОС 4. Что вы знаете о философии всеединства в России?
ОТВЕТ:
Философия всеединства (70-е гг. XIX в. - 30-е гг. XX в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков - к античности и Возрождению. В русской духовности идея этого направления возрождена и развита была Вл. Соловьевым (1853-1900), который был наиболее значительной фигурой русской философии. Его труды стали основным источником фор¬мирования религиозной философии XX в. в России. В их числе: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др. Центральная идея Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира. Схематично основные пункты «философии всеединства» можно представить в таблице.
Основные пункты «философии всеединства» Вл.С. Соловьева:
Онтологические представления Соловьева (онтология – наука о бытие, об устройстве и мира). Существует абсолютный мир как воплощение божественного. Ему противостоит видимый, сотворенный мир, который стремится к божественному. Посредником между мирами является мировая душа. Ее Соловьев символически определяет как Софию, «вечную женственность», сближая ее с образом Богородицы (рождение Христа таким же образом соединило божественный и реальный миры).
Гносеологические представления Соловьева (гносеология – наука о познании мира и себя в нем). Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое (научное), рациональное (философское) и мистическое. Последнее включает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины.
Аксиологические представления Соловьева (аксиология – наука о ценностях). Всеединство в ценностном плане представляет собой синтез красоты, истины и добра. В основе этого синтеза должен лежать «нравственный момент», т.е. добро.
Этические представления Соловьева. Человек отделяет себя от других существ посредством стыда; жалость указывает на солидарность всего живого; благоговение есть подчинение божественному. Все три этих составляющих объединяются в любви.
Религиозные идеи Соловьева. В социальном плане Соловьев
ратовал за объединение церквей и создание
свободной теократии на основе единой
«вселенской церкви».
ВОПРОС 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?
ОТВЕТ:
В советский период отечественной истории (1917-1991 гг.) философская мысль не имела возможности полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. Находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив.
В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. На «философском фронте» все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропагандой она была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. После смерти Сталина и официального осуждения его культа в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Стал выходить журнал «Философские науки», а в 60-е гг. была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах. В советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Происходили исследования в области логики, философских проблем естествознания и теории познания, исторического материализма, теории человека, этики и эстетики. Под влиянием «оттепели» появились яркие и оригинальные философы: Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц и др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране.
В 70-80-е гг. наступил завершающий период
в развитии советской философии. За редким
исключением, она носила официальный и
излишне идеологизированный характер.
В ней процветал культ теоретиков марксизма
и некритическое цитирование официальных
материалов КПСС, речей высших руководителей
страны. Существовал жесткий идеологический
контроль за всей системой подготовки
и деятельности философских кадров в стране.
ВОПРОС 6. В чем философский смысл понятия «бытие»?
ОТВЕТ:
Бытие – категория (философское понятие), фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (от греч. on, ontos - сущее + logos - учение - учение о бытии и его формах); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Понятие бытия («есть», «существовать», «наличествовать») является одним из самых древних и содержательных в истории философии. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убежденность человека в существовании мира, но и познаются коренные характеристики мироздания.
Бытие есть важнейшая категория философии, которая необходима для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность. Бытие - это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как основное его свойство. В философии полагается реальным бесконечное многообразие как материальных, так и нематериальных объектов, процессов и явлений, без какого-либо исключения. В своей действительности бытие является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», преходящего и непреходящего. Данное понятие философии является предельно богатым по объему, так как охватывает собой все виды реальности, уже известные и еще пока неизвестные. Бытие - это сложная совокупность всего сущего, мир как единое и многообразное целое, или Универсум.
На протяжении развития философии бытие рассматривалось под разными углами зрения. Так, для философского материализма на первом плане находится бытие Природы как исходный и основной объект познания и практики. В философском же идеализме на первый план всегда выдвигается бытие Духа в различных его проявлениях (мировой разум или же формы индивидуального и общественного сознания) как исходный и основной объект познания.
Если проанализировать все понятия бытия и его эволюции в философской мысли, то можно понять, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, мы можем равно уверенно говорить и о бытии какой-то вещи, и о бытии идеи.
Определив понятие, назовем теперь и раскроем основные формы проявления бытия.
Во-первых, это бытие природы (живой и неживой) - мир ее вещей, состояний и процессов.
Во-вторых, философия изучает бытие человека как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал.
В-третьих, имеет место бытие общества (общественное бытие) как мир многогранной духовно-практической деятельности людей и их взаимоотношений.
В-четвертых, философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Оно представляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представления, которые создаются людьми в ходе их духовно-практической жизни. Духовное это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и другие).
Таким образом, бытие предполагает две реальности – «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек.
ВОПРОС 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
ОТВЕТ:
Основным в философском материализме является понятие материи. Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Это - категория, объединяющая все многообразие предметов, систем окружающего нас мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии. Традиционное определение материи (в материалистической трактовке) восходит к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», где он определяет материю так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Кратко говоря, Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.
В философии выделяются следующие свойства материи:
Объективность существования - ее бытие вне и независимо от человека и его сознания - основное свойство материи.
Неисчерпаемость материального мира, что означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.
Бесконечность - подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний.
Целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все части и стороны мира непосредственно или же опосредованно связаны и взаимодействуют друг с другом: природа и общество, индивид и социальная группа.
Отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки («копии»). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством материального мира является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей.
Кроме названных универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это - формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.
ВОПРОС 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Философия»