Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция

Краткое описание

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций по филос..doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

  б) социальное развитие и нравственное  совершенство. Для западного человека характерна раздвоенность (разум отделен от веры и от удовольствий). Для России все едино. “Добрые силы в одиночестве не растут” - Хомяков. Необходимость взаимоотношений людей друг с другом.

Церковь - идеал социального устройства. Соборность - единство в понимании веры и жизни - главный принцип церкви. Церковь - носитель истины. Католицизм - единство без свободы. Протестантизм - свобода без единства.

смирение

набожность

идеалы  святости

склонность  к общественной жизни

 

черты характера

России

Поэтому Россия пойдет дальше Запада в деле социальной справедливости.


 

 

В своем творчестве Х. исходил из глубокого знания сочинений  отцов церкви, кроме того ощущается  понимание теории Шеллинга. В мировоззрении Х. чувствуется влияние русской и немецкой романтической поэзии, не случайно и то,, что сам он писал стихи и баллады, которые имеют параллели с творчеством Жуковского. Все его стихи и книги написаны в связи с противопоставлением собственных взглядов иной мировоззренческой позиции.

Х. - христианской философ, церковное сознание является систематизирующим звеном его взглядов.  Но Церковь для него - не отвлеченный авторитет, а - источник “живого света”, “истина”. Церковь объединяет всех людей веры, делает их свободными от внешнего мира. Учение о церкви является для Х. переходом к учению о человеке.  Человек без церкви обречен на совершенное бессилие и внутренний непримиримый разлад. Человек находится в постоянной борьбе между эгоизмом и любовью к Богу, и это противоречие преодолевается  рациональной волей и нравственной свободой. Х. считает, что только церковь может помочь обрести себя в этой борьбе, но часто человек идет ложным путем, покоряясь природной или социальной необходимости.

В гносеологии  Х. стоит на позиции приоритетности религиозного познания. Считает, что познание является функцией индивидуального сознания. Он пишет “истина недоступна для отдельного мышления, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью”.

Индивидуальное  познание, не опосредованное церковью, способно только к рассудочному познанию мира - к постижению только внешней, видимой стороны предметов и явлений. Рассудочное познание стало путем Западной Европы, и потому там процветают бездуховность и рационализм. Под рационализмом Х. понимает логическое знание, отделенное от нравственного начала.

Рассудочному  познанию Х. противопоставляет веру, являющуюся способностью разума, которая воспринимает действительные данные, передаваемые ей на разбор и сознание рассудка. Вера - функция всецелого разума. Х. первым в русской философии разрабатывает  тему познания, связывает ее с проблемой мироздания и объективной истинности.

В историософии признает природную закономерность исторического развития. Не может  быть независимой истории отдельных  народов - истиной является только  история человечества, которая объединяет историю всех наций  в их взаимовлиянии. Естественный ход истории не  исключает того, что существуют законы развития и воля божья. Но человек обладает нравственной свободой, которая существует наряду с внутренней необходимостью и делает историю многосторонним процессом, в котором России отведена особая роль “духовного лидера”. Х. пишет “история призывает Россию стать впереди всемирного просвещения  - история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал”.

Россия должна показать пути всестороннего духовного очищения, вырвать мир их оков рационалистической Западной Европы, так как последняя развивалась исторически не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т.е. христианства односторонне понятого.

Главная задача философии - согласование веры и разума. Воля - допредметная область, которая никогда не переходит в познаваемый образ. Как историческая реальность для Х. первоначален народ, а не государство. Критика Х. пути развития Западной Европы ставит ударение на рационализме, рационализм Х. связывает с рассудочным познанием. 

“Старший  славянофил” - И.В. Киреевский (1806-1856).

В своем творчестве - прежде всего романтик. Сказывается  влияние Жуковского  и немецких поэтов.

У К. базисом  мировоззрения является понятие  “духовной жизни”. Он верит, что посредством объединения в одно гармоничное целое всех духовных сил человек приобретает способность к мистической интуиции и созерцанию, которые делают для него доступной суперрациональную истину о Боге и его соотношении с миром. Вера такого человека - не вера во внешний авторитет, а вера в живое и цельное зрение ума.

В первый период своей деятельности К. идеализировал  опыт Западной Европы, но затем он пришел к выводу о необходимости собственного пути развития для России, “освобождении умственной жизни православного мира от искажающих влияний постороннего просвещения”.

К. выступает  против рационализма, противопоставляя ему подлинное христианское просвещение. Это противоречие К. объясняет  различной направленностью веры и разума. К. определяет веру как действительное событие внутренней жизни, через которое человек входит в существенно общение с Божественными вещами”.

Идея целостности  мироздания основная в учении о человеке, который находится в “болезненном противоречии между умом и верой, между внутренними убеждениями и внешнюю жизнью”. Человек испытывает груз противоположных воздействий и в этом смысле обречен на непрестанную борьбу и отход от религии. Поэтому большую роль в жизни людей играет окружающий их социум, оказывающий решающую роль в формировании личности. “все, что существенного в душе человека вырастает в нем общественно”. Т.о. К. подошел к учению о соборности - т.е. объединению сил православных верующих в духовных и социальных устремлениях.

К. трактует систему  познания мира как стремление к согласованию человеческой веры и разума в самых истоках мысли, признанию недостаточности “естественного” хода мысли и восхождению к духовному разуму.

Основание для  критики Западной Культуры заключается  в подмене католической церковью внутреннего авторитета истины внешним авторитетом церкви. Это объединило все сферы духовной жизни и привело к тому, что церковь в своей организации приблизилась к светским рациональным институтам.

В историческом процессе действует на только Провидение (необходимость), но и свободная воля людей (случайность).

Смысл истории  заключается в преемственности  всемирной исторической мысли. К. даже выдвинул мысль о том, что каждый народ должен пройти определенные этапы в своем развитии, и у каждого народа есть свой период “расцвета”. Роль России в истории, считал К., в привнесении духовности в рационалистический мир Запада, в преодолении “однобокости” развития. 

Последний из “старших славянофилов” - К.С. Аксаков (1817-1860).      

А. видит специфическую особенность  русского народа в общине. Он пишет, что личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма, личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свобода в ней как в хоре.

А. в большей степени, чем другие славянофилы, противопоставлял общественную сферу жизни государственной. Отсюда А. критиковал государственную замкнутость, узконациональную культуру, которая, по его мнению, наиболее свойственна Западной Европе. Он подчеркивал, что Запад потому и развил законность, что чувствовал в себе недостаток правды.

А. осуждал деятельность Петра I за его  подрыв народного строя и нарушение  идеального порядка. А. идеализировал русскую историю, называя ее “всеобщей исповедью” и “житием святых”.

Если  Х. и К. видели отдельные плюсы  в развитии Западной Европы, то А. ненавидел  Западную цивилизацию, противопоставляя ей русский путь. А. видел только темные стороны латинизма: насилие, враждебность, ошибочную веру, склонность к театральным эффектам.

А. считал, что основы высокой нравственности русской жизни следует искать в крестьянстве, которое еще не испорчено цивилизацией. А. выступал против ограничения  самодержавной власти царя, но в то же время был сторонником духовной свободы индивидуума.                       

Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность. 
 
     Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивид - отправной момент для формирования личности. Личность - итог развития индивида. Индивид - носитель всех биологических, психологических и социальных черт человека, носитель стереотипов массового сознания, массовой культуры. 
     Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. 
Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру 
своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. 
     Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. 
индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Фундаментальное качество личности - свобода. Личность - автономный человек, выступающий независимо от общества Проблема личности в истории философии. 
     Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения.  
Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные.. формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы Маккиавели, он считал, так как желания человека ненасытны и так как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания К. Маркс придерживался следующего определения личности. Человек - есть ансамбль общественных отношений. Все чем живет человек имеет значение в свете его общения с другими людьми. Человек - разумное начало. 
    С конца XIX века в философии выдвигаются сомнения разумности деятельности человека. Человек на подсознательном уровне может поступать неразумно, иррационально. Это было подхвачено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец, но и тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предлагал освободиться от морали. Он придерживался идеи сильной личности. Н. Бердяев понимал личность как существо, подчиненное сверхчеловеческому началу. Это начало творческое и в этом смысле божественное. творческая энергия человека делает его подобным богу. Такой точки зрения придерживались и другие русские философы (Соловьев, Булгаков и др.). З. Фрейд. Личность - подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам из животного мира. 
Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. В понятием свободы связано понятие ответственности личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно детерминирован в своих действиях, то он не отвечает за них 
Экзистенциалисты. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора несет трагедию, психическое переживание. 
Человек - свобода, он способен творить себя и других людей. Человек свободен совершенно, независимо от его целей и возможностей. Т.о. Свобода - это свобода выбора духовно-нравстенной позиции, свобода сознания. Т.е. деятельность людей направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Люди свободны и в выборе средств для достижения своих целей. Со свободой связана и ответственность человека. без свободы нет ответственности. Если человек не свободен он не отвечает за свои действия. Э. выступает против того, что человека можно изучить подобно машине. Э. говорит что такой подход граничит с опасными попытками обращаться с людьми также как и с вещами 
Спиноза показал, что свобода связана с познанием необходимости. Он утверждал, что человек не признающий необходимости, становится рабом своих страстей и влечений. 
Познание необходимости - первое условие свободной деятельности человека. С точки зрения современной философии понятие свободы включает в себя: познание законов природы, общества и человеческого мышления, принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей, наличие желания и способностей необходимых для претворения в жизнь принятых решений. Реализуя свою свободу, человек должен сделать выбор. Его выбор будет определен присущей ему ценностной ориентацией, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого, человек тем самым “снимает” противоречие между свободой и необходимостью. Высшая степень свободы - совпадение стремления, воли, хотения и объективной необходимости. 
Свобода человека сопряжена с ответственностью, т.к. любое действие человека, как правило затрагивает интересы других людей. Проблема ответственности разработана в экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и выбор - Ч. ответственен за все происходящее в мире. Человек не имеет права уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умение осуществить самоконтроль и самоуправление. Сделанный человеком выбор означает, что Ч готов взять на себя всю полноту ответственности. Характеристики индивида: 
- целостность психофизиологической организации- устойчивость во взаимоотношении с окружающим миром- активность - способность к самоизменению 
Индивидуальность - человек как индивидуальность рождается. Индивидуальность - уникальность и неповторимость во всем богатстве личностных качеств. 
Личность - человеческий индивид как субъект отношении созидательной деятельности  
- устойчивая система соц. значимых черт, характеризующих индивида как члена одного общества Характеристика личности- активность- направленность - система мотивов, убеждений и т.д.- глубинные смысловые образования, которые формируются в совместной деятельности. 
- степень осознанности своих отношений с действительностью. Компоненты личности- физическая личность- социальная личность, складывается в общении людей- духовная личость Воля - созидательное и свободное стремление человека к осуществлению цели. Воля присутствует только у зрелой личности

Общественные отношения

Общественные  отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными  группами, нациями, а также внутри них в процессе их социальной, экономической, политической, культурной жизни и деятельности. Способ существования общественных отношений - общение людей с использованием всех коммуникативных возможностей. Существует два уровня социальных отношений: возникающие естественным образом и искусственно созданные субъектами общества: социальными институтами, государством. 
В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических и идеалистических позиций. Материалистическое понимание общественных отношений разработано в рамках марксизма. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения делятся на первичные - материальные, базисные, и вторичные - идеологические, надстроечные. Из всех общественных отношений главными, ведущими являются материальные - идеологические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. - возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Общество представляет собой не механическое соединение, а единую систему общественных отношений. Для каждой общественно-экономической формации общественные отношения исторически конкретны и специфичны. В марксизме выделяются антогонистическис и неантогонистические общественные отношения, т.е. отношения враждебных и дружественных социальных групп. Антагонистически характер общественные отношения принимают в рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественных формациях. Отношения, типичные для данной формации своеобразно переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций или зарождающимися предпосылками отношений новой формации В идеалистических концепциях первичным в общественных отношениях рассматривается не материальный, а духовный фактор. В рамках юридического мировоззрения Нового времени общественные отношения трактовались как система правовых, отношений (Локк, Гоббс). Согласно представителям английской моральной философии (Шефтсбери, Хатчесон) источником общественных отношений служит врожденное моральное чувство. По Гегелю, общественные отношения в гражданском обществе как государстве рассудка, основанные на частных материальных интересах, приводят к столкновениям, борьбе и вражде. Государство разума направляет эту борьбу в истинное русло. Представитель французского экзистенциализма Сартр считает, что социальные отношения как отношения Я и Другого характеризуются опредмечиванием и борьбой за свою свободу. 
Общественные отношения.

Информация о работе Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)