Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:21, лекция

Краткое описание

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы. Их интересовали возникновение звезд, Солнца, Земли. Рождение и гибель с их первоистоками, первопричинами - самая широкая все единящая тема философии. Грек-философ одновременно и физик, и космолог, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. И общекосмическое начало разыскивается не где-нибудь, а в самой природе.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций по филос..doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

Т.Кун (1922-???). Основная работа – “Структура научных революций”.

Для Куна определенного рода догматизм, твердая приверженность хорошо подтвержденным и плодотворным системам взглядов –  необходимое условие работы. Основной прогресс в получении и расширении знания, с его точки зрения, происходит не тогда, когда ученые вовлечены в попперовские критические дискуссии, а когда сплоченная единством взглядов и основных идей группа специалистов занимается планомерным и настойчивым решением конкретных научных задач. Эту форму исследования Кун называет ‘нормальной’ наукой. Парадигмой Кун называет совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами “научного сообщества”. В зрелых научных дисциплинах в период их устойчивого, нормального развития может быть только одна парадигма.

Революция в  науке – это смена парадигм. Как они происходят? Мало-помалу, у ученых накапливаются вопросы, головоломки (в терминах Куна аномалии), которые не удается решить в условиях существующей парадигмы. Однако никто не кричит, что парадигма не работает, просто копятся проблемы, и вот когда их число становится критичным, начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий, обсуждения фундаментальных проблем. Так на смену старой приходит новая парадигма. Длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются короткими периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы.

Имре  Лакатос (1922-1974). Основные работы: “Доказательства и опровержения”, “Фальсификация и методология научно-исследовательских программ”.

Выдвинул методологию  научно-исследовательских программ. Основная проблема для него – объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности. По Попперу, на смену одной теории приходит другая, старая теория отвергается полностью. Лакатос подчеркнул важность сравнения теорий друг с другом. К тому же сравнивать надо не просто теории, а научно-исследовательские программы (они содержат в себе несколько теорий). Структура научно-исследовательской программы состоит из жесткого ядра программы – это то, что является общим для всех ее теорий, т.е. это метафизика программы (наиболее общие представления о реальности, которую описывают входящие в программу теории); негативной эвристики – совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ее ядро от фальсификации, от опровергающих фактов, своего рода “защитный” пояс программы; позитивная эвристика – стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны быть решать ученые, позволяет определенное время игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями.

Лакатос считает, что ученые могут рационально  оценивать возможности программы и решать вопрос о продолжении или отказе от участия в ней, для этого существует критерий рациональной оценки прогресса или вырождения программы. В двух словах, он означает, что в прогрессивно развивающейся программе каждая следующая теория должна успешно предсказывать дополнительные факты.

П.Фейерабенд. Критикует кумулятивизм, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний. Ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теорий. Теории дедуктивно не связаны друг с другом, для них характерны разные тезисы и понятия. Отрицает возможнсоть универсального метода. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны. Заслуга Фейерабенда состоит в настойчивом отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука предстает как процесс размножения теорий, здесь нет единой линии.  

Вопрос 35. Понятия и виды объяснения и  понимания. Соотношение понимающего  и объясняющего подходов в различных  науках.

Герменевтика  Путь понятия:

1. Первоначальное  решение (что известно).

2. Уточнить то, что уже известно, и вернуться  снова к деятелю. 

Произведение  ® Писатель ® Субъективный мир  ® Объективный мир ® Произведение ® Писатель (Герменевтический круг). От части к целому - Герменевтический круг. Надо прервать этот круг и выдать свое понимание и доказать его. Разрыв осуществляется в контексте интересов самого исследователя (следует, когда надо исследовать). История - есть несколько интерпретаций ее.

Основная проблема Герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - “техника истолкования”.  Связана так же и с развитием методологии науки. С разложением позитивистского взгляда признали, что решающими являются  ценностные характеристики, личностные качества.

Понимание может  трактоваться как:

·       некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания.

·       как некая научная роскошь, без которой можно обойтись

·       как сугубо личностный психологический феномен.

Однако Г претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти  формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Г как техника  толкования древняя наука, называлась ранее экзегетика.

1 волна - в  древности

2 волна  - Реформация (буквально - прочтение  Святого Писания)

3 волна  - немецкий романтизм - Шеллинг  (проблема адекватного прочтения  античных источников и психологической интерпретации и толкования).

Современная Г пытается выйти с технических  проблем на всеобщий уровень. 

В настоящее  время можно говорить о герменевтике в трех смыслах:

- как  методология понимания

- как  Г философия, связывающая человеческое  бытие с культурой и растворяющее  человеческое бытие в культуре.

- критическая  Г 

Ключевая  проблема: как человек понимает. Условием понимания является “вхождение в круг”: чтобы понять надо объяснить, но чтобы объяснить надо понять - это круг. Целое понимается из знания частей, а часть из целого.

Гадамер подчеркивал, что понимание - удел того, кто смертен и осознает это.

Человеческое  знание - это всегда знание в контексте. Гадамер называет этот контекст пред-рассудком. Пред-рассудок - это то, что до рассудка, то, что определяется конкретной культурной традицией. 

Интерпретация - развертывание пред-понимания, перед  вхождением в определенный герменевтический круг.

Существует 4 вида интерпретации:

1. языковая

2. стилистическая

3. историческая

4. личностная (психологическая). 

Соотношение герменевтических понятий с другими  методами:

По  поводу объяснения и понимания. Все  методы научного объяснения можно назвать  методами понимания- за это Герменевтиков ругали.

Но  понимание - шире. Оно затрагивает  не только научные знания, понимание  и интерпретация есть в познании, объяснение же возникает при встрече  препятствий (наука).

Для Г важна основа понимания - то, что  является постулатами для объяснения, выработка определений. 

Привлекательность Г была в следующем:

1. глубокие  культурные традиции (историко-культурный  момент)

2. снятие  проблемы субъекта и объекта  в познании 

3. снятие  проблемы социального и личного  (схоже)

4. момент  рациональности. 

Проблемы  и последствия Г:

- Г  приводит к одушевлению всех  предметов. Природа получается  полна смысла, надо его только вычленить.

- Г  оказывается увлечением языком, а познание - дешифровка.

- остался  непреоделенным момент разделения  рационального объективизма и личностного субъективизма. 

Понимание - осмысление человеком действительности в каком-то социально-культурном контексте. 

Неокантианство

Ханс  Файхинбер. О бытии мы можем судить только в понятиях. Понятия - суть фикции, психические образы. За каждым пониманием вещи стоит конкретная цель. Любую вещь мы понимаем в контексте какой-либо цели. НО содержание понятий - фикции. Проверкой понятий является чувственное восприятие.                             

 

Единство  знания и проблема критериев выбора теорий.

По  Куну существует 5 стандартных критериев  выбора теории:

1.     Точность: следствия, выводимые из теории должны соответствовать результатам соответствующих экспериментов и наблюдений.

2.     Непротиворечивость: внутренняя и с другими теориями, применимыми в близких областях.

3.     Область приложения: следствия Т должны распространяться за пределы частных наблюдений, на которые она первоначально ориентирована.

4.     Простота:  Т должна вносить порядок в явления, которые в ее отсутствии были изолированы друг от друга и составляли спутанную совокупность.

5.     Плодотворность: Т должна открывать новые горизонты исследования.

Эти критерии используемые вместе могут  приходить в противоречие. Их вес  может меняться.

На  это влияет:

·       критерия разделяемые группой ученых и субъективными факторами каждого

·       т.н. “макисмы”, типа “семь раз отмерь, один - отрежь”.

·       ценности, норы, традиции общества. различные области творческой деятельности имеют различный набор ценностей. 

Многообразие  ценностных ориентаций науки как социального института.

Наука - вид социальной деятельности. Это  не индивидуальная деятельность.

В этой связи вопрос можно рассматривать  в трех аспектах:

1.     На социальном уровне: ценность науки как специфического вида деятельности для общества. Специфичность его в ориентации на истинное знание (на все виды экспертиз). Истинное - объективное - непротиворечивое - полное - простое знание. Эти критерии выражают ценности, на которые ориентируется наука в глазах общества.

2.     На социальном уровне - ценностные моменты в научном сообществе. Важна идентификация друг другом членов научных групп. Интеллектуальная скромность, бескорыстие, бесстрастность, независимость, объективность, критичность (к авторитетам), открытость для критики. Вебер отметил, что всем этим критериям можно приписать противоположные значения. Независимость и коллегиальность, критичность - уважение. Две ступени идентификации: свои и не чужие.

3.     Личностные ценности в науке. Существует масса теорий - теория мотиваций Маслоу. Теория успеха как двигателя всего.

Джемс - формула счастья = успех/притязания. Толстой читал ее так - дробь, в  которой в числителе то, что говорят о тебе другие, а в знаменателе то, что ты думаешь о себе сам.

Но  успех успеху рознь:

- успех как просто признание

- успех  как признание у значимых других

- успех  как преодоление (могу ли я?)

- успех  как самопреодолнние (могу ли  я это еще лучше?)

- стремление  к успеху как призвание

Роль  этих ценностных ориентаций в науке:

1.     Функция социального контроля (отличить ученого от неученого)

2.     организация научных коммуникаций

3.     избирательность научной деятельности

4.     Сплачивание научного сообщества

Таким образом ценностные ориентации в  науке важны как на социальном так и на личностном уровнях. 

Сциентизм и антисциентизм.

С - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление  о научном знании, как о наивысшей  культурной ценности и достаточном  условии ориентации человека в мире. идеалом для С выступает не всякое научное знание, а результаты и методы естетсвенно-научного познания.  Представители С исходят из того, что этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия.

Утверждается  С в конце 19 века. Причем одновременно возникает и АнтиС. Последний  подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах, толкует ее как силу чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство С и АС принимает особенно резкий характер в условиях НТР. С одной стороны НП открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной деятельности, с другой - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными и ведут к обострению противоречии общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создает питательную почву для С и АС. При этом С выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как АС возлагает на научное знание ответственность за социальные антагонизмы. Конкретными проявлениями С служит концепция науки, развитая в рамках современных школ неопозитивизма, технократических тенденций, пытающихся развивать социальное познание строго по образу естественных наук. 

Информация о работе Космоцентризм и основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)