Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:41, курс лекций
Философская мысль Древнего Востока.
Характер взаимоотношений первобытного человека с природой вызывал ощущение неразрывной связанности.
Этика и политические взгляды Конфуция.
Главное учение – «Практическая этика» - о правилах поведения человека; и «политическая этика» - принципы, которыми должен пользоваться .правитель.
Восток – Китай, Япония, Корея, завоевания от Китая (среднее течение реки Хуанхэ); Индобуддийский восток; арабо-мусульманские страны.
Западная Европа. Отличия от Востока:
- новаторский характер, стремление к обновлению
- направленность познания на внешний мир (ретроспективный характер) => появление науки, философии, техники, прагматизм. Желание преобразить мир.
- особенное понимание человека (индивидуалистическое) – как уникального существа, как личности. Начинается с греческих полисов, заканчивается Европой.
- особенный вид социума – демократия: общество – коллектив равноправных индивидуумов. Демократические начала управления.
- сословий (феодалов, дворянства)
- профессиональной группы
- молодежная
- традиционная (народная) – традиции, фольклор
- массовая культура
- культура узко
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.
Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется:
1) превращение материального
2) материальное производство
На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное, информационное общество.
ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОЙ,
ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Западную цивилизацию, сформировавшуюся в Европе в XV-XVII в., можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. М. Вебер показал что сформировались следующие ценности западной культуры: 1)динамизм, ориентация на новизну, 2) утверждения достоинства и уважения к человеческой личности, 3) индивидуализм, установка на автономность личности, 4) рациональность, 5) идеалы свободы, равенства и терпимости, 6) уважения к частной собственности.
Западному типу культуры
в философии противостоит
По особому стоит вопрос относительно России, как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19 в. сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.
22 вопрос
Философия науки.
Наука – сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство, систематизацию, проверку знаний. – сумма полученных знаний. – организационные структуры. – профессионалы, объединенные в сообщество, занимающиеся данным видом деятельности.
Структура.
Между группами нет чёткой границы. Ряд дисциплин занимают промежуточное положение.
По отношению к практике.
Взаимосвязаны, образуют одно целое.
Функции науки.
1) культурно-мировоззренческая. (наука
определяет форму
Уровни научного познания.
Наблюдение (познание объектов в их естественных условиях)
Эксперимент (искусственное воспроизведение явления в контролируемых условиях)
Измерение (количественный анализ наблюдаемых явлений, процессов) «Наука начинается там, где начинается измерение» - Менделеев.
Методы научного познания.
АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое, в систему). АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесса абстрагирования. Идеализация - мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании. МОДЕЛИРОВАНИЕ, исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
ОБОБЩЕНИЕ, переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области. КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат. classis — разряд, класс и facio — делаю), в логике — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от экстра... и лат. polio — приглаживаю, изменяю) распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения — один из источников научных гипотез. Аксиоматический метод – построение научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), которые позволяют путём логической дедукции получать утверждения данной теории. (геометрия Евклида). СИСТЕМНЫЙ метод, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Формализация – применение специальной символики, которая позволяет заменить реальный объект множеством знаков или символов. Связана с усилением роли формальной логики и математических методов в научных исследованиях.
Научная ТЕОРИЯ (от греч. theoria — рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; обоснованное, доказанное утверждение.
Критерии научности.
- это совокупность правил, которые позволяют сказать является ли знание научным или нет. Любая наука имеет свои критерии. Наиболее общие * согласованность и непротиворечивость – знания должны быть увязаны в систему и не противоречить друг другу, * воспроизведение знаний – результат на практике, * рациональное обоснование (доступность разуму, пониманию), логичность, * объективность (не зависит от сознания чел-ка).
СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia — наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
Сторонники сциентизма считали, что: *”Наука превыше всего”, * ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все виды деят-ти чел-ка. * отождествляет науку с естественно-математическим и техническим знанием, * отрицание и принижение соц-ой науки (не имеющие познавательного значения.).
Концепции развития науки.
КУН Томас (18 июля 1922— 17 июня 1996), американский физик, философ и историк науки выделял:
Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала, обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д. Этот период развития знания Кун назвал нормалоьной наукой. Но постепенно возникают причины для сомнения в ясности, очевидности и обоснованности общепринятых теоретических положений. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к исходным принципам действующей парадигмы со стороны значитеьной части научного сообщества). И в переходе к новой парадигме действуют те же факторы. Постепенно рациональные основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все большее количество сторонников пока не произойдет смена научной парадигмы.
1. Эволюционный механизм –
2. Революционный – ломка старых мировоззренческих парадигм, замена их новыми. Научная революция (17в. к 19-н20в.)
23 вопрос
Философия техники.
Понятие техники, ее классификация и функции. Концепция индустриальной и постиндустриальной цивилизации (Ростоу, Бэлл, ТОффлер). Технократизм. Информационные технологии и этапы НТР.
Понятие техники и ее функции.
греч. techne – мастерство, искусство
Техника – система искусственно организованной деятельности (или орудий производства), а так же приемы и операции осуществления трудового процесса.
Техника – совокупность артефактов (объектов, искусственно созданных человеком).
Техника сопровождает человека на протяжении всего его существования. Это результат тысячелетнего практического опыта людей. Уровень развития техники – важнейший показатель развития общества в целом.
Современная техника может быть разделена на несколько функциональных отраслей: