Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

     Идеал науки представителя критического рационализма К.Поппера тесно связан с его представлением об общественном идеале. "Открытое общество" - это такое общество, которое потому и "открыто", что в его основу положены универсальная Рациональность, освобождающая людей от власти догм, предрассудков, невежества ради власти творческого разума.

Поппер называет знание "третьим миром", существующим наряду с другими мирами. "Для объяснения этого выражения, — пишет он, — я хочу указать на то, что если не принимать слишком серьезно слова "мир" или "универсум", то мы можем различить следующие три мира или универсума:

  • мир физических объектов или физических состояний;
  • мир состояний сознания или мыслительных состояний;
  • мир объективного содержания мышления, в частности, научного и поэтического мышления и произведений искусства".

Вывод: Согласно Попперу, наука прогрессирует от менее глубокой проблемы к более глубокой.

Модель роста научного знания выглядит следующим образом:

  • наука начинается с проблем;
  • научными объяснениями проблем выступают гипотезы;
  • гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема;
  • фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок;
  • новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии;
  • углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

Механизм развития научного знания у Поппера - это последовательная смена теорий путем их фальсификации, причем фальсифицированная теория элиминируется окончательно, ее реабилитация невозможна.

 

3) Историческая школа  (Т.Кун,  И.Лакатос).

Ответ: Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922—1995), включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция» — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки».

Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие, по его мнению, подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.

       В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традициями — могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой «понятийной сетке». В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для периода «нормальной науки».

      Кун отмечает, что в период научной революции главная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного — того, который «вытекает» из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их «голым отрицанием», а «снятием», с сохранением положительного.

       «Научно-исследовательская программа» — основное понятие концепции науки Имре Лакатоса(1922—1974). Она, по его мнению, является основной единицей развития и оценки научного знания. Под научно-исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т.е. некоторый тип развития.

      Согласно Лакатосу, каждая научно-исследовательская  программа, как совокупность определенных  теорий, включает в себя: а) «жесткое ядро» — целостная система фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющаяся во всех теориях данной программы; б) «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от опровержений; он может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами; в) нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать («негативная эвристика»).

     Вывод: Сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Основными этапами в развитии последней, согласно Лакатосу, являются прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

      Особое внимание следует обратить на мысль Лакатоса, когда он указывает на то, что некоторые величайшие научно-исследовательские программы «прогрессировали на противоречивой основе». В этой связи он ссылается на Н. Бора, который, как известно, в своем принципе дополнительности сумел выразить некоторые реальные диалектические противоречия микрообъектов. Можно без преувеличения сказать, что идея о выявлении и «снятии» (т. е. разрешении, а не устранении) возникающих в теории противоречий свидетельствует о сильной «диалектической струе» в концепции Лакатоса о природе научного метода и об источниках и механизмах развитии научного знания.

 

      4) Прагматизм (Ч.Пирс, Д.Дьюи).

Ответ: Прагматизм – течение в американской философии, возникшее в 1870-х гг., которое рассматривает целенаправленную деятельность человека как определяющее свойство личности. В рамках прагматизма мышление рассматривается как средство оптимального приспособления к окружающему миру, а содержание знания определяется его практическими последствиями. Основоположник прагматизма Чарльз Пирс (1839-1914) отказался от априорных постулатов, он интерпретировал человеческое мышление как знаковое (языковое), выделив три категории бытия идеи – первичную(феномен), вторичную (факт) и третичную (универсалия).  В концепции Джона Дьюи (1859–1952) опыт охватывает не только сознание, но и бессознательное, при этом функция интеллекта заключается в построении наиболее эффективных отношений с окружающими объектами, а идеи являются всего лишь “проектами действий”.

       По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:  
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;  
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философскиеисследования;  
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;  
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;  
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни. 

     Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма. 

     Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философиипреобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.  
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция. 

 

5)  Герменевтика (В.Дильтей, Г.-Х.Гадамер).

Ответ: Герменевтика -наука о понимании, изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ в., ее основатель - Ганс Гадамер. Его предшественники - Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и как результат познания.

     По определению Ганса-Георга Гадамера, задача философской герменевтики - раскрыть герменевтическое  измерение в его полном объеме и основополагающем значении для всего нашего миропонимания. Никакая экзистенция, никакое субъективное самосознание никогда не может существовать иначе, чем в языке и через язык. Никакое сознание не может что-то знать, не используя сформулированные в языке знания других людей, знания, накопленные предшествующими поколениями.

    В своей главной работе Истина и метод. Основные черты философской герменевтики (1960 г.) Гадамер показывает, как в мышлении и миропонимании каждого человека проявляется авторитет традиций. В каждом феномене сознания в акте мышления участвуют бесчисленные предрассудки, убеждения или предположения прошлых поколений, переплетение разных идеологий. Историзм Гадамера претендует на обоснование исторического подхода к унаследованному знанию и взглядам на раскрытие связи современного мышления с направлениями и результатами мышления прошлых поколений.

      Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Герменевтика интегрирует научные знания в практическое сознание. Основная проблема герменевтики - проблема понимания. Герменевтика – «техника истолкования», она связана также и с развитием методологии науки.

    Понимание может трактоваться как:

  • некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания;
  • как некая научная роскошь, без которой можно обойтись;
  • как сугубо личностный и психологический феномен.

       Однако герменевтика претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер.

Проблемы и последствия герменевтики:

  • герменевтика приводит к одушевлению всех предметов. Природа полна смысла, надо его только вычленить;
  • герменевтика ≈ увлечение языком, а познание ≈ дешифровка;
  • остался неопределенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма.

 

6) Феноменология  (Э.Гусерль, М.Хайдеггер).

Ответ: Логические Исследования Эдмунда Гуссерля привели к возникновению Феноменологии как философского направления, метода, школы. Феноменологическое движение включает в себя концепции различных философов, которые могут быть представлены как следующие направления феноменологии: реалистическая феноменология, трансцендентальная феноменология, герменевтическая феноменология, экзистенциальная феноменология.

    Гусерль предлагает новый философский метод, имеющий дело не с фактами, а с сущностями, которые распознаются в результате эйдетической интуиции. В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), Гуссерль определяет феноменологию как «трансцендентальную» философию. Центральной темой трансцендентальной феноменологии является трансцендентальное сознание или субъективность. Феноменология описывает его как сущностную структуру. Кроме того, феноменология представляет мир как универсальный горизонт показывающихся сущностей. В этой связи Гуссерль говорит о «естественном состоянии» и его беспристрастном философском отражении. Предложенный Гуссерлем трансцендентально-феноменологический метод как перво-субъектное отражение сознания состоит из двух этапов:

  1.эйдетическая редукция, в процессе которой отражающий фокус перемещается с фактов на сущности;

  2.феноменологическая или трансцендентальная редукция, «заключающая в скобки» объекты с целью их рассмотрения как имеющих значения.

      Мартин  Хайдеггер не принимает феноменологию Гуссерля в ее трансцендентальной и идеалистической форме. Он развивает свое собственное понимание феноменологии исходя из учения о бытии. Феноменологию Хайдеггера в определенном смысле можно определить как герменевтическую. Он рассматривает феноменологию как метод онтологии, учения Бытия о бытии. Хайдеггер говорит о феноменологии человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Цель Бытия и Времени Хайдеггера заключается в описании того, как человеческое бытие имеет дело со смыслами своего собственного бытия.

      Вопрос о смысле бытия раскрывается через человеческое бытие, при котором возможен сам вопрос о смысле. Хайдеггер описывает отношение к самому себе в терминах интерпретации и понимания, что придает его феноменологии герменевтическую и экзистенциальную направленность. Интенциональная жизнь конституирования, образования значений и смыслов связана с практической жизнью, с каждодневным бытием в этом мире.

7)  Экзистенциализм   (К.Ясперс,  М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

Ответ: Экзистенциализм, или философия существования - одн из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Информация о работе Лекции по "Философии"