Лекции по «Философия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций

Краткое описание

Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.

Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ философия вопросы.docx

— 114.05 Кб (Скачать файл)

Представление выражает образ  предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

 

 

  1. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.

 

Рациональное  познание - более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления.

К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

Выделяют две разновидности рационального познания: ценностно-гуманитарное и логико-понятийное, соответствующие различным сферам деятельности верхней «половины поля» нашего сознания.

Традиционно рациональное познание ассоциируется с деятельностью  логического мышления, как оно  проявляется в науках логико-математического  цикла, в естественных, обществоведческих  и технических дисциплинах. Науки, тяготеющие к логико-понятийной рациональности, в основном отвечают на вопросы «как?» и «почему?», реже - «откуда?» и практически не задаются ценностно-метафизическими проблемами типа «во имя чего?» и «для чего?».

Разум и рассудок - понятия, выражающие две взаимно  необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические «мерила» для эмпирического материала, для конструирования результатов.

Разумная способность  отличается, напротив, тем, что здесь  понятия ввергаются в процесс  преобразования. Цели и ценности берутся  в их изменении, и теоретический  процесс ориентирован на конкретный идеал, ведущий к развитию и самого субъекта знания, ценностей и т. п.

 

  1. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм.

 

Познание, начинаясь с  ощущений, восприятий, продолжаясь  в виде представлений (чувственное познание), и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления (рациональное познание), представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.

Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Однако, подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, следует иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного  или прямого (в виде какого-то озарения) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина); конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного.

Сенсуализм (лат. - чувство, ощущение) - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Рационализм (лат. - разумный). - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть, почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Ограниченность рационализма - в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Ограниченность рационализма была преодолена марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание, Теория и практика).

Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Ощущения могут стать необходимой стороной познания только при условии их органического единства с другими сторонами процесса познания - практикой и абстрактным мышлением.

 

 

  1. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.

 

Истина - соответствие наших  знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику.

Объективная истина - такое  содержание наших знаний, которое не зависит от человека. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимодействия абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина - это  цель, к которой стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, которые не ставятся под сомнения.

Относительная истина - такое  знание, которое при всём своём  объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной.

Из диалектики относительной  и абсолютной истины вытекает принцип  конкретности истины. Он требует подходить  к объекту познания с учётом реальных условий.

Основной критерий истины – практика. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность.

Практику, дополняют и другие критерии:

- общезначимость (то, что признаётся многими людьми),

- прагматизм (то, что признают  полезным, что приводит к успеху);

- когерентность (взаимосоответствие  суждений);

- конвенционализм (то, что  соответствует соглашению).

 

 

  1. Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное познание.

 

Наука – специфическая  духовная сфера познания т.е. сфера  человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Научное познание зародилось в недрах обыденного познания, которое складывалось в процессе повседневной жизнедеятельности людей на основе наблюдения и накопленного опыта многими поколениями. Элементы научного знания появились еще в древних обществах. Возникновение науки относят к VI веку до н.э. Научное познание изначально ориентировалось на критерии разума, поэтому по своему существу противоположено мифологии и религии. Знание становится научным тогда, когда оно достигает достаточно высокого уровня развития – порогу научности.

Специфические признаки научного познания:

1. необходим подготовленный субъект познания и неизученный объект

2. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир

3. всегда опирается на определенные методы (важнейшие - гипотезы и теории)

4. цель - открытие объективных законов

5. ориентируется на будущее

6. научное знание предметно и объективно

7.  запрет на плагиат

8.  специальные приборы

Критерии научности: непротиворечивость, доказательность, системность, воспроизводимость, проверяемость,  проблемность, мобильность, критичность, практичность.

Выделяют научное и ненаучное познание. К ненаучному познанию относятся обыденное познание, художественное познание, мифологическое познание и религиозное познание, а также такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности.

Научное познание, в отличие от других многообразных  форм познания, - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

 

  1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

 

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

 

  1. Методы и формы научного познания.

 

Методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

3. Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

4. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Формы научного познания: научный факт; научная проблема; гипотеза; теория.

 

 

  1. Философия и наука: единство и различия.

 

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Различия: Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого.

Другое отличие  науки от философии заключается  в том, что наука традиционно  абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или плохим является то, что она находит. Из философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима. Претендуя на решение вечных проблем бытия, философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью.

Информация о работе Лекции по «Философия»