Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:58, курс лекций
Мировоззрение: структура, исторические типы и их специфика.
Мировоззрение – это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношений и взаимосвязи с этой действительностью.
В структуру мировоззрения входят следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.
Выделяют 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Научная картина мира - совокупность мировоззренческих знаний о мире. Каждая картина мира обладает своим смысловым центром. Научная (обесчеловечная реальность); религиозная (боги); философская (человек-мир).
Картины мира (религиозная, философская и научная) написаны на разных культурных языках при этом они сосуществуют друг с другом, так как обусловливают и дополняют друг друга. Несмотря на то что каждая из них внутренне многообразно расчленена, — так, философская картина мира объединяет десятки направлений, научная картина мира складывается из многих наук, а религиозная картина мира объединяет десятки религий, — во всех трех есть смысловые стержневые детерминанты. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, скрупулезно складывает мозаику единой картины мира. В плане налаживания указанного диалога философы обладают уникальными возможностями. Об этом недвусмысленно свидетельствует многовековая практика деятельности философского сообщества, нацеленная на развертывание картины мира максимально общего, универсального характера.
В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных революций.
Наиболее общие виды научных революций в истории науки: внутридисциплинарные; междисциплинарные и глобальные научные революции.
Выделяют 4 научные революции.
Первая революция - XVII — первая половина XVIII века — становление классического естествознания.
Вторая революция - конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира.
Третья революция - конец XIX — середина XX века, преобразование параметров классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, возникают кибернетика и теория систем.
Четвертая революция - конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События — компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей синергетики.
Крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
В широком смысле: Природа – совокупность всего сущего; весь мир в его многообразии. В своем содержании совпадает с такими философскими категориями как бытие, Универсум, реальность, Вселенная, космос.
В узком смысле: Природа - естественная среда обитания человека; совокупность процессов, протекающих естественным путем, без воздействия человека.
Природная среда – та часть природы, которая воздействует на общество и составляет условия для жизни людей.
Исторические формы отношения человека к природе:
1) Для первобытного человека природа – совокупность таинств, человек не отделял себя от природы, а растворялся в ней. Так возникло направление антропоморфизм. В его рамках развивались: анимизм (воззрение, согласно которому все имеет душу и живо до тех пор, пока душа не расстанется с телом); гилозоизм (воззрение, согласно которому живое все, что есть) Отличие живого от неживого не имеет смысла; тотемизм (отождествление себя с каким-либо животным - тотемом, которое считалось прародителем).
2) Средневековая христианская культура: Природа – нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек. Природа – источник зла. Жизнь человека – борьба бренного тела с душой.
3) Новое время: Природа обозначается термином «натура», который используется также в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная. Преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Ньютон, Галилей, Декарт создают механическую картину природы, понимание природы как субстанции, т.е. причины самой себя.
4) Современность: Природа – сложная система. Мир понимается как многогранный открытый, бесконечный. Мир рассматривается в его сложной взаимосвязи и взаимодействии, учитывается способность мира самонастраиваться и самовоспроизводиться. Коэволюция человека и природы. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество изменяя биосферу должно изменяться и с учетом объективных требований природы.
Глобальными являются проблемы, которые: по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.
Термин "глобальные проблемы" вошел в международный лексикон во второй половине 60-х гг. ХХ в., происходит от латинского "глобус", - то есть Земля. По различным подсчетам выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов.
Главные причины глобальных проблем - возрастание мощи технических средств ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, анархия производства и неравноправные экономические отношения между странами, несоответствие политического мышления социально-политическим реалиям, девальвация общечеловеческих ценностей.
Общепризнанные глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, демография, СПИД, природные катаклизмы.
Общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы": Проблема предотвращения мировой войны (дочерние проблемы: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон); Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества (частные проблемы: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений); Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран (частные проблемы: ликвидация существующих диспропорций в мировой торговле и ограничений несправедливого характера в международном эк обмене); Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.
«Общечеловеческие" глобальные проблемы: Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего развертывания научно-технического прогресса в интересах человека; Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации; Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации; Проблема ликвидации неграмотности и развития образования; Проблема гарантий прав человека прежде на жизнь, на существование в здоровой среде.
Характерная черта глобальных проблем современности - они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальные, затрагивают биологические и физические основы существования человека.
Экологические проблемы современности.
1) Загрязнение литосферы. Причины: несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему; экстенсивное использование пастбищ, превращающее в пустыни огромные участки земли; вырубка лесов; опустынивание; проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова.
2) Загрязнение гидросферы. Причины: ухудшение качества воды обусловлено, прежде всего, недостаточностью и несовершенством очистки загрязненных природных вод в связи с ростом объемов промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно – бытовых стоков; катастрофы с нефтеналивными судами. Нефть попадает в море при разрывах шлангов, при протечке муфт нефтепроводов; соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Наибольшее поступление их воды связано с промышленными центрами, расположенных у берегов. Стоки служат источниками многих инфекционных заболеваний.
3)Загрязнение атмосферы. Связано с расширением очагов промышленности, технизацией. В районах, где отмечается высокая плотность населения, скопление заводов и фабрик, большая насыщенность транспорта, загрязнение воздуха особенно возрастает.
4)Уменьшение биологического разнообразия.
Меры улучшения качества окружающей среды:
1. Технологические: разработка новых технологий; очистные сооружения; замена топлива; электрификация производства, быта, транспорта.
2. Архитектурно-планировочные мероприятия: зонирование территории населенного пункта; озеленение населенных мест; организация санитарно-защитных зон.
3. Экономические
4. Правовые: создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды.
5. Инженерно-организационные: уменьшение стоянок автомобилей у светофоров
Сложность философского определения человека заключается в том, что: по отношению к человеку сложно сохранять беспристрастность; человек слишком уникален и одновременно универсален, чтобы его можно было определить обычным философским путем; определение человека возможно только через определение мира человеческого бытия.
В широком смысле: Человек - точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики; человек выступает одновременно как микрокосм, микротеус и микросоциум.
В узком смысле: Человек - некое биопсихосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух.
На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Тело – материально-природное основание человеческого бытия.
Душа – 1) особая жизненная энергия, которая определяет сроки земного существования человека; 2) индивидуализирующее человека начало, выступающее носителем воли, свободного выбора.
Дух обращен к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность: 1) Дух как разум или разумная душа. Разум, который объединяет людей, т.к. все носители разума 2) Свидетельство социальности, общественности, политичности. «Человек – политическое животное».
В ходе изучения природы человека сформулировались 2 концепции: биологизаторская, социологизаторская. Сущность человека в двойственности. Он одновременно принадлежит 2 мирам: природе и обществу, телу и духу.
Для характеристики представителя общества применяются такие понятия как: человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.