Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 23:34, контрольная работа
Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения: мифологическое - символическое мировоззрение, мир одушевленный (гора одушевлена итд), ритуал- миф, воспроизвод. через символ. действия. 10-ки т.лет. д.н.э.; религиозное - 1-е тысячелетие д.н.э. два мира: небесный и земной, очень различны, сокращается кол-во богов.; научное, философское - стержень не вера, а разум. появилось с философией тогда же когда и религиозное. требует мышление, творческое, личностное, нет посредников, нет разделения мира.
29.Сознание и самосознание
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
30.Материальное и идеальное.
Философское (материалистическое) понимание материи характеризует ее только как «объективную действительность, существующую в пространстве и времени независимо от сознания и обладающую самодвижением» (В.И.Ленин). Из этого определения вытекал вывод о том, что весь мир един, и объединяет его «материальность». Самодвижение снимает вопрос о первотолчке, освобождает от необходимости искать причинную связь для всего существующего вне мира. Идеальное – это, прежде всего, образ какого-нибудь предмета, процесса или явления. Но именно образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Образ здесь открывается как предмет, представленный только в своих существенных чертах.Следующий отличительный признак психического: образ существует только в психике, в то время как материальное существует вне сознания, независимо от психики. Это понимание отвечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». С его точки зрения идеальное – это специфическое материальное.
31.Логико-гносеологическая и материалестическая модели діалектики
32.Диалектический и метафизический стили мышления
Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечи-вым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.Противоположность диалектического и метафизического стилей мышления прослеживается по трем основным направлениям.
1. Во-первых, для диалектики
мир представляет собой единое
взаимосвязанное целое, для метафизики,
напротив, вещи изолированы, оторваны
друг от друга, существуют вне
связей и отношений между
2. Во-вторых, с диалектической
точки зрения мир находится
в постоянном движении и
3. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка.
Диалектика выступает и теорией, и всеобщей методологией, и методом мышления.
Принципы диалектики (основа диалектического стиля мышления):
1) принцип объективности
2) принцип всеобщей связи
3) принцип развития, (причины возникновения, становления всего сущего);
4) принцип
конкретно-исторического
5) принцип выделения основного звена в цепи событий,
Формы диалектики:
Объективная - диалектика материальной действительности, она существует независимо от человеческого сознания и лишь отражается им (Объективная диалектика это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества).
Субъективная - отражённая в мышлении и познании объективная диалектика, она вторична по отношению к объективной (Субъективная это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании).
Известны и другие формы диалектики:
- Стихийная бездоказательная диалектика древних греков (Гераклит).
- Диалектика материалистов эпохи Возрождения (Бруно, Кузанский).
- Идеалистическая диалектика
немецкой классической
- Диалектика русских
- Материалистическая диалектика
- и теория познания, и логика,
т. к. одни и те же диалектические
законы действуют как во
Проявления метафизического метода мышления:
Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т.н. софизмов, т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней формальной правильностью. (вырывание событий из их связи с др., т.е. за правдоподобной формой рассуждений скрываются нарушения правил логики, часто формальной логики.
Эклектика - соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических предпосылок, ценностных суждений и т.п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетаний различных сведений и знаний. Э характеризуется неумением выделять главные, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.
33.Категория діалектики.
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
В современной диалектике к базовым категориям относят:
34.Законы діалектики
1. закон единства
и борьбы противоположностей;
Закон единства и борьбы противоположностей
раскрывается через категории: противоположность,
противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки
предмета, которые коренным образом отличаются
друг от друга и вместе с тем не могут сущ.
друг без друга, взаимно дополняют друг
друга (день и ночь, добро и зло, верх и
низ).
.
«Противоречие – это импульс, толчок к
изменению и развитию предмета.
Различают виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия,
которые сущ. между классами, группами,
слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия,
противоположные антагонистическим. Этот
вид противоречий характерен только для
общества.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными
сторонами предмета (пр. между производством
и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением
и другими явлениями (пр. между обществом
и природой, живым организмом и внешней
средой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими
(главными) сторонами предмета.
Неосновные - противоречия между другими
сторонами предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает:
противоположностями, которые в процессе
взаимодействия приводят к противоречию.
Противоречие дает толчок к изменению
и развитию предмета.
2. закон перехода количественных изменений
в качественные и обратно
Любой предмет и явление обладают как
количеством, так и качеством.
Качество –
1. свойство предмета - такие черты и особенности
предмета, которые характеризуют его способность
взаимодействовать с другими предметами.
2. структура предмета, то из чего состоит
предмет, из каких элементов
3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет
предназначен.
4. место предмета, т.е. является он исходным
пунктом или его результатом, находится
он в развитом или неразвитом состоянии.
Любое явление обладает как количественными,
так и качественными показателями. Связь
их проявляется в том, что количественные
изменения не приводят к качественным
до определенного момента, которым является
мера.
Сущность закона. Проявляется в том, что
количественные изменения по достижению
определенного момента приводят к качественным,
а качественные изменения приводят к определенным
количественным изменениям. Данный закон
показывает механизм развития предмета.
3. закон отрицания отрицания
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет
определенный исходный пункт и результат.
При этом результат данного процесса составляет
исходный пункт дальнейшего процесса,
который также имеет определенный результат.
Так происходит в обществе, природе и мышлении.
Одни явления отмирают, уходят в прошлое,
другие становятся на их место.
Отрицание – такая связь старого и нового
в процессе развития, когда новое возникает
на базе старого под влиянием свойственных
ему внутренних противоречий, преодолевает
его и при этом сохраняет в той или иной
степени, некоторые положительные черты,
присущие старому.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания
показывает связь старого и нового в процессе
развития, которая состоит в том, что новое
качество отбрасывает старое и вместе
с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого.
Данный закон носит противоречивый характер,
показывает направленность развития предмета
(явления).
35.Сущность и виды познавательной деятельности
36.Эмпирический и теоретический уровни познания
В науке различают эмп. и теор. ур. п-я. Для эмпирического познания хар-на фатофиксирующая деятельность. Теоритическое познание-это сущьное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Оба эти уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому. Наюлюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение-преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявления существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего лбъкт в определенные заданные условия, отвечающие целям исследования.
В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученые в уме оперируют определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент позволяет проверить и подтвердить гипотезу и дает данные для новых гипотез. Теория-это высшая , обоснованная, логическая, непротиворечимая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности и т.д. В серцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многобразие их классификаций. Различают описательные, математизированные, интерпритационные и дедуктивные.
37.Чувственное и
рациональное в процессе
38.Проблема истины и ее критерии
Истина - адекватное отражение действительности
субъектом, воспроизведение ее такой,
какова она есть вне и независимо от сознания.
Существует
две традиции в понимании истины в философии:
1) Онтологическая
(от Платона).
2) Гносеологическая
(от Аристотеля).
Платон: истина
- нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель:
истинность и ложность не свойства самого
бытия, а характеристика знания. Аристотель
сформулировал классическое определение
истины: суждение истинно, когда оно утверждает
то, что есть или отрицает то, чего нет;
суждение ложно, когда оно отрицает то,
что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом
виде это определение предполагает:
1) Внешняя
действительность как объект познания
существует до познания и не зависит от
наличия или отсутствия знания.
2) Понятие
истины не совпадает с понятием о бытии
и относится не к бытию, а к суждению.
3) Истинность
/ ложность суждения выявляются в его соотнесенности
с предметом.
Мур назвал
эту теорию истины корреспондентской
(соответствие). Существуют также так называемые
Прагматическая теория истины: истинная
идея - та, которая выполняет свою функцию
и когерентная теория истины - истинное
положение, которое можно вывести из аксиом
данной системы. Кант: трансцендентальная
теория истины критерий истины только
формален - истина состоит в согласии знания
с самим собой. Прагматизм: критерий истины
- субъективная уверенность. Классическое
определение истины постепенно размывается,
образуется две тенденции:
1) Абсолютизирующая
субъективную сторону: онтологизация
истины.
а) акцент
на созерцании => к абстрактной всеобщности.
(Декарт, Гегель).
b) акцент
на деятельности: субъект конкретный индивид
=> абсолютизация единичного (Философия
жизни, Хайдеггер)
2) Абсолютизация
объективного гносеологизация истины:
истина - только теоретическое значение.
Но истина
есть взаимосвязанный процесс. Помимо
идеи и предмета включает в себя намерения
познающего и возможности реализации
в предметной сфере. Истина - такое содержание
сознания, которая соответствует реальности
и является основанием для изменения реальности
в виду субъективных целей. Граница меры,
достигнув которой теоретическое знание
становится практическим действием. Истина
во времени, но как процесс она вечна.
Информация о работе Мировозрение, его структура и исторические типы