Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:18, курсовая работа
В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них.
Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1: Из истории субкультур……………………………………………..5
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе……6
1.2. Российские субкультуры………………………………………………..6
Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9
Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………
Приложения …………………………………
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
БОУ СПО «Дебесский политехникум»
Курсовая работа
На тему: Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников
Горошникова Г. Г.-
преподаватель философии
Дебесы 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1: Из истории субкультур………………………………
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе……6
1.2. Российские субкультуры……………………………………………….
Глава 2: Современные молодежные субкультуры…………………………..9
Глава 3: Влияние субкультур на подростков ……………………………….16
Заключение………………………………………………….
Список литературы……………………
Приложения …………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существуют различные толкования термина «субкультура». Вот некоторые из них.
Субкультура – это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура – суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура – это также объединение людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.
Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:
специфический стиль жизни и поведения;
свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия (о чем уже говорилось), что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Как показывает анализ
научной литературы, влияние неофициальной
юношеской субкультуры обеспечивает компенсацию
негативного отношения к себе, низкого
уровня самоуважения, непринятия образа
собственного тела. Компенсация происходит
благодаря крайнему преувеличению и мифологизации
своей непохожести на других, исключительности.
Субкультура выступает также как форма
самопредъявления человека на культурно-эстетическом
уровне, когда человеку нравится, прежде
всего, музыка, одежда и другие внешние
признаки неформального объединения,
которые отличают его от других
Эмоциональная привлекательность
«неформального» (иного, отличного от
насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко
снижает значимость целенаправленной
деятельности подростка (учеба, хобби),
способствует размыванию жизненных перспектив.
Предпосылками к таким обстоятельствам
является академическая неуспешность
в школе,отсутствие настоящей социальной
роли в коллективе школы, отсутствие друзей.
Данная проблема возникает также в связи
с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания
и самоопределения
Молодые люди , подростки
стремятся социализироваться, найти в
этом мире себя , даже и через субкультуры,
зачастую не понимая, чем это им грозит.
Поэтому тема нашей работы актуальна.
Объектом исследования являются субкультуры.
Предмет исследования – отношение современных подростков к субкультурам.
Цель работы: изучить
влияние субкультур на
Задачи :
6.разработать и провести беседы, классные часы по теме ВКР.
Гипотеза: мы предполагаем,
что современный подросток
При выполнении работы
использованы следующие методы:
метод обработки и
1.1.Западные субкультуры - причины появления и роль в обществе.
Появление и оформление молодежной субкультуры произошло после окончания Второй мировой войны на рубеже 40-50-х годов ХХ столетия в силу социально – исторических причин сначала в США, Англии, затем в Европе, в СССР, Японии, также в других странах, каждая из которых по-своему – одна раньше, другая позже – начинала переход от индустриально развитой стадии к постиндустриальной.
Это случилось при
переходе общественных систем
от статики к динамике и
в соответствующем изменении
положения молодых людей в
общественных системах: в статичных
обществах главную роль играло
старшее поколение, в
В западном обществе
принято вести отсчет
Молодежная культура
заставила считаться с собой,
благодаря поколению бэби-бума (поколению
послевоенного
С самого начала
молодежную субкультуру
Невключенность больших групп молодежи в массовую культуру индустриальных обществ является причиной появления субкультур гетто, бедных районов или кампусов (университетских городков), их носителей не удовлетворяет массовая молодежная культура в силу их расовой принадлежности, материальной необеспеченности или высоких интеллектуальных притязаний.
После Второй мировой
войны мы можем увидеть
Наипростейшим путем
заполнения этого вакуума были
так называемые «банды» или
«тусовки» - небольшие группы
со своей территорией, и
В создании внешних,
отличительных образов
Западные молодежные
субкультуры обнаруживают
Источником этого стиля
является романтизированный и
идеализированный образ другой
цивилизации или культуры (это
можно назвать «культурным
Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. «Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке нормального поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте».
По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.
У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.
Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)». Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.
Информация о работе Молодежные субкультуры и их роль в жизни современных школьников