Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:35, реферат
Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:
1.Определить понятие науки, ее функций в обществе;
2.Рассмотреть основные этапы развития науки и научного знания;
3.Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;
4.Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
5.Рассмотреть место философии в системе научного познания.
I.Введение……………………………………………………………..2
II.Что есть наука? Каковы ее функции?.............................................5
III.Основные этапы развития науки и научного знания……………...8
IV.Философия и наука………………………………………………...13
V.Заключение…………………………………………………………18
VI.Список использованной литературы…………………………….21
Содержание
Введение
Слово философия происходит от греческого filosofia, которое в свою очередь есть производное от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему - то, увлекаться чем - то, и даже целовать), и sofia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание, учёность, премудрость, мудрость Бога). Сократ, по словам Платона, говорил, что никто не может быть мудрым, кроме Бога, поэтому, человек не может быть мудрецом, а лишь любящим мудрость. Это утверждение даёт право предположить, что первым, кто ввёл данный термин, был ни кто иной, как Сократ.
Словарь Ньюмана даёт такое определение слову философия – человеческая мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский энциклопедический словарь утверждает, что философия – это некая форма общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия – это любовь к знаниям, преследование и отыскивание их. Что–то похожее встречается и в древнегреческо–русском словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как любовь к знанию, любознательность, исследование, учение. Одним словом, философия в том понимании, в котором она понималось в древнем мире, может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.
С
развитием науки и
Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента осознания себя и непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально - критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы - актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных зон, - т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук. Философия — это всегда стремление открыть что-то новое. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, ибо всегда под философией понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем философия — это открытая, развивающаяся система. Способом ее существования является творческий поиск, для которого нет ничего окончательного решенного, навсегда установленного и который связан со стремлением человека дойти ”до оснований, до корней, до сердцевины” в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как такового, собственного ”Я”, смысла жизни и возможностей человека в мире. Тема данной работы весьма актуальна и неоднозначна в трактовке самого вопроса философии. Система научного знания для философии имеет достаточно спорную сущность, поэтому привлекает интерес.
Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:
Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".[1]
Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. [2]
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности (скрытой и явной), включая и самого человека. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей. Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем. [5]
Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.
Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.
Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.
Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.
Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.
Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.
Наука критична – сомнение один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.
Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.
Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально--этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.
Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).
Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными. Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука — теоретическое отражение действительности.[2, 4, 11, 13]
В числе различных сфер человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция — состоит в том, чтобы вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука — способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности, которая отличается от других видов деятельности как в сфере материального производства, так и в духовной сфере.
Так, материальное производство невозможно без использования знаний, но они применяются в данном случае в качестве идеальных средств, тогда как для науки получение знаний — главная и непосредственная цель. Итогом научной разработки может быть теоретическое описание, иди схема технологического процесса, или сводка экспериментальных данных, или получение формулы химического препарата и т.п. Если результатом материального производства является то или иное вещественное изделие, то результат научной деятельности — это приращение знаний. В то же время научные знания и их обогащение в процессе общественного развития воздействуют революционизирующе на все другие виды человеческой деятельности, в том числе на материальное производство. [13]
Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной функцией, включающей формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний (был ли исследователь честен, справедлив, самостоятелен, мужествен) или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий.
Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать, сопоставляя ее с другими деятельности. Так, сравнивая науку и искусство, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию. В любое знание выступает как обезличенное, максимально обобщенное. Для искусства характерно «мышление в образах», для науки — «мышление в понятиях». Различно воздействие науки и искусства на человека. Если искусство затрагивает чувственно-образную сторону творческой способности человека, то наука — интеллектуально-понятийную.[5]
Если сравнить науку и религию, то обнаруживается, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, практически подтверждая получаемые ею знания.[3]
Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки. ХХ век правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.
В
ранних человеческих обществах познавательные
и производственные моменты были
неразделимы, первоначальные знания носили
практический характер, выполняя роль
руководства определенными