Научная база логики и теория познания Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Сам Аристотель пользовался термином «первая философия». Предмет первой философии (протофилософия) чистое беспримесное бытие, сущее как таковое, в отвлеченности от отдельных материальных тел. Однако это чистое беспримесное бытие нигде не может существовать, кроме единичных тел. Чистота и беспримесность бытья состоит, по Аристотелю, в том, что оно как общее находится в единичном, но не зависит от него. Значит, общее является самодовлеющем, самозначашим. Такое неизменное основание вещей, в отличие от изменяющегося облика единичной вещи, Аристотель назвал первой сущностью.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………3

2. Логика по Аристотелю…………………………………………….....4

3. Теория познания……………………………………………………...5

4. Предмет знания и знание предмета…………………………………6

5. Основные черты научного знания…………………………………..6

6. Логика Аристотеля и его учение о методе………………………….9

7. Диалектика……………………………………………………………9

8. Теория достоверного познания. Определение и доказательство…11

9. Недоказуемые элементы…………………………………………….17

10. Научная база логики и теория познания Аристотеля……………..18

11. Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

аристотель его основные научные идеи.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.     Введение………………………………………………………………3

 

2.     Логика по  Аристотелю…………………………………………….....4

 

3.     Теория познания……………………………………………………...5

 

4.     Предмет знания  и знание предмета…………………………………6

 

5.     Основные черты  научного знания…………………………………..6

 

6.     Логика Аристотеля  и его учение о методе………………………….9

 

7.     Диалектика……………………………………………………………9

 

8.     Теория достоверного  познания. Определение и доказательство…11

 

9.     Недоказуемые  элементы…………………………………………….17

 

10. Научная база логики  и теория познания Аристотеля……………..18

 

11. Список литературы………………………………………………….22

Введение.

 

Аристотель(384-322гг. до н.э.)-систематизатор всего античного знания. Аристотель - отец современного европейского знания, науки. трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Он, скорее, ученый, а не философ. Создает универсальную систему знания. Работы Аристотеля охватывают практически все области античного знания: 1. Логика. В средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием «Органон».2. Работы из области теории физики; о частях животных- биология, входит в физику. 3. То, что после физики - метафизика (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия-этика, политика и т.д. 5. Эстетика.

 

Главная задача Аристотеля состояла в том, чтобы избавиться от мифологизирования, от неоднозначности терминов. Путь, на котором Аристотель пытался найти  точное значение,- это путь перехода от эмпирического к доказательному знанию, т.е. ценность знания зависит  от степени его обобщенности. В  этом смысле он выделяет: 1.Первую философию; 2. Вторую философию, более конкретные науки.

 

Физика- важнейшая во второй философии, эта наука о телах, находящихся в движении. Метафизика- достигает высшей степени абстракции. Ядром метафизики является логика- наука о доказательствах.

 

Сам Аристотель пользовался  термином «первая философия». Предмет  первой  философии (протофилософия) чистое беспримесное бытие, сущее как  таковое, в отвлеченности от отдельных  материальных тел. Однако это чистое беспримесное бытие нигде не может  существовать, кроме единичных тел. Чистота и беспримесность бытья  состоит, по Аристотелю, в том, что  оно как общее находится в  единичном, но не зависит от него. Значит, общее является самодовлеющем, самозначашим. Такое неизменное основание вещей, в отличие от изменяющегося облика единичной вещи, Аристотель назвал первой сущностью.

 

В то же время сущность имеет  три  разновидности: сущность как  единичная вещь; сущность как субстанция; сущность как субъект высказывания.

 

Главное здесь – сущность как субстанция – общее, не зависящее от единичного. В то же время, для того, чтобы  подойти к этому общему, мы должны начинать с единичного, с эмпирических вещей. Здесь обнаруживается радикальное различие между Платоном и Аристотелем. Общее, или идеи, у Платона как онтологическая реальность была в то же время фактом, феноменом чистого сознания, не зависящего от сознания эмпирического. Общее- идея-достигалось в акте припоминания душой виденного занебесья.

 

У Аристотеля подчеркивается эмпирическое начало познания. Познание неизбежно начинается с единичного. Соотношение общего и единичного контролируется наукой логики. Логика – это не только наука  о том, как в познании осуществляется переход  от единичного ко всеобщему, но и наука  о бытии всеобщего, т.е. логика у  Аристотеля одновременно является и  онтологией. Поэтому наука лишь начинается с единичного, подлинным ее предметом  выступают вечные непреходящие сущности. Единичная вещь- это материал, в  котором реализовались форма  и сущность как таковая. Каждая вещь существует благодаря реализовавшейся  в ней форме как вечной сущности.

 

В этом плане каждая вещь есть одновременно и возможность, и  действительность. Действительность- это всегда действительность   реализовавшейся формы. Любой предмет  одновременно является и возможностью, и действительностью. Прежнее положение  о сущности как о единичной  сущности и о сути вещи играет большую  роль и в учении о возможности  и действительности, но теперь рассматривается  не сама определенность, устойчивость вещи, а переход ее из одного определенного  состояния в другое.

 

Единичная сущность содержит в себе возможность и действительность таким образом, что первая постоянно  превращается во вторую, а вторая вновь  становится первой, причем переходы возможности  в действительность не хаотичны и  не беспорядочны. Возможность, присущая вещи в цикле ее превращений  в  виде внутреннего задатка, тенденции  ее развития, определяет предмет на всех этапах этого развития. При  этом речь продолжает идти о единичных  предметах- кирпичи превращаются в  дом, дерево становится столом и т.д. Но теперь единичный предмет рассматривается  со стороны его взаимоотношения  с другими единичными предметами, благодаря чему мир не распадается  на автономные, изолированные сущности, он сохраняет в себе единство, целостность, динамику, обнаруживаемую на уровне любого единичного предмета.                                            

 

2. Логика по Аристотелю.

 Логически философское  учение о сущности сообщало  специфическую форму физике Аристотеля. Эту же функцию выполняли и  категории возможности и действительности. Аристотелевская физика основывается  на положении, что актуальное  онтологическое выше, чем потенциальное.  На этом основании Аристотель  строит теорию движения, обосновывая  отсутствие начала и космоса.  Движение совершается в ограниченном  пространстве под непосредственным  воздействием одного тела на  другое. Ограниченность пространства  и цель движения характеризуют  направленность движения, придают  миру значение огромного «перпетуум-мобиле». 

 

Физика учит не о чистых сущностях, как метафизика, а о  движении, но движении телесном. Есть четыре вида движения, которые сводятся к  перемещению в пространстве. В  физику входит и космология- это  надземная поверхность, и биология- все, что происходит в сфере земли.

 

Особое место в физике Аристотеля занимают проблемы места  и пространства. Проблема движения, центральная проблема, как раз  и решается через объяснение проблемы места и пространства. Вещи занимают различные места, но каждая вещь имеет  собственные границы, а так же признается Аристотелем направленность движения тел к своему «естественному месту». Пространственное движение вещей  есть способ воздействия одной вещи на другую. Весь мир есть совокупность воздействующих друг на друга тел. А  все тела движутся, воздействуя друг на друга, к своему естественному  месту.

 

Физическая теория Аристотеля, таким образом, опирается на два  метафизических принципа: наличие первоматерии как чистой возможности; наличие  последней формы- формы форм, вечного  двигателя.

 

Вечный двигатель- или  Бог- содержит в себе все возможные  формы и вступает первотолчком мироздания. Все остальные предметы, весь мир, переходя от возможности к действительности, всего лишь переводит бесконечные  потенции Бога из потенциального в  актуальное. Причем, бесконечность-это  всегда потенциальная бесконечность. Бесконечность не может восприниматься в виде реального, актуально-бесконечного тела. Бесконечное не может быть субстанцией, оно представляет собой  у Аристотеля чувственный континуум, то есть Аристотель идентифицирует бесконечность  с количественной бесконечностью.

 

Однако  бесконечность  является неопределённой количественной величиной, в то время как каждый реальный предмет имеет определенную количественную сторону, поэтому бесконечное, находящееся в модусе действительности, для него неприемлемо. Наряду с конечным и вне его не существует ничего бесконечного. Бесконечное существует только в модусе возможного, как  последовательность этапов и состояний, как бесконечная возможность  осуществления. такая позиция объясняет  финитизм мышления Аристотеля и вывод  о конечном шарообразном мире.

 

   

 

3.Теория познания Аристотеля.

Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию и  по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и  от опыта, и от мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие от знания, предмет искусства- производство вещей при помощи способности, определенной к действию. Поэтому  сфера искусства- практика и производство; сфера же знания- созерцание предмета, теория, умозрение. И всё же у науки  есть общее с искусством: как и  искусству знанию принадлежит способность  быть сообщаемым посредством обучения. Поэтому искусство есть знание в  большем смысле слова, чем опыт, и  оно сопровождается истинными суждениями.

 

Знание отличается также  и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт- их начало или исходная точка. Однако в отличие  от знания предметом опыта могут  быть только факты, рассматриваемые  как единичные. Основание опыта- в ощущении,  памяти и привычке.

 

Но знание не тождественно с ощущением. Правда, всякое значение начинается с ощущения. Этот тезис  Аристотель даже рассматривает как  основной для теории познания. Если нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствующего ему  достоверного знания. В опыте, поскольку опыт обусловлен ощущениями, непосредственно ум постигает самый предмет ощущения, в единичном непосредственно постигает род, в Калии- «человека».

 

Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно  отличается от знания. «То, что в  вещах показывает чувственное познание, т.е. ощущение, зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. научное постижение предмета – мысль , покоящаяся и в известном смысле стабильная, остановившаяся ».

 

Но знание отличается от мнения. То, что дает мнение, основывается на всего лишь вероятных основаниях. Не таково знание. Правда, научное знание также выражается в суждении и  принимается в качестве истинного, лишь когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Но если суждение основано как достоверное  значение, то нельзя указать оснований, посредством которых оно могло  бы оказаться опровергнутым или  хотя бы измененным. Напротив, для мнения или для веры справедливо, что  по отношению к ним всегда возможны иное мнение и другая вера. Мнение может  быть и ложно и истинно, убеждение  в нем никоим образом не может  быть «незыблемым», в то время как  знание- прочная и незыблемая истина.

4.Предмет знания и знание предмета.

Рассматривая отношение  знания к своему предмету, Аристотель твердо стоит на почве убеждения, что в порядке времени существование  предмета предшествует существованию  знания. Это та материалистическая или объективно- идеалистическая  точка зрения, которую, читая и  конспектируя «Метафизику» Аристотеля, отметил Ленин: «Прелестно! Нет сомнений в реальности внешнего мира». Предмет, по Аристотелю, предшествует познанию, которое человек может иметь  об этом предмете. В этом смысле отношение  знания к предмету то же, что и  отношение ощущения к предмету. Из того, что у ощущающего человека временно отсутствуют зрительные ощущения, никак не следует, будто свойства, воспринимаемые людьми посредством  зрения, отсутствуют в самом предмете. Однако в момент, когда к человеку вернется способность зрения, то, что  он увидит, будет уже необходимо относиться к области видимого. Начиная  с этого момента уже нет  смысла спрашивать, что чему предшествует: видимое или ощущения видения, они  оба, начиная с этого момента, одновременны, соотносительны.

 

И точно таково же отношение  знания к  своему предмету. Оно подобно  отношению меры к измеримому или  измеренному. Поскольку познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. В этом смысле соотношение между  ними однозначно, необратимо.

 

Но если знание рассматривается  как уже возникшее, как уже  осуществляющееся, как уже отнесенное к своему предмету, то предмет и  знание о нем составляют нераздельное целое. Правда, в этом целом можно  посредством абстракции выделить оба  его элемента- предмет знания и  знание предмета, но всё же единство обоих не теряет от этого своей  реальности. Предмет, рассматриваемый  сам по себе, есть только возможный  предмет знания. Если бы он остался только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента разом и предмет знания, и знание предмета становятся действительностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель заключает, что знание есть род обладания, т.е. способ бытия специфического рода.

5.Основные черты научного знания.

 Как специфический  род бытия знание отличается, по Аристотелю, тремя основными  чертами:

 

1.     доказательность-  всеобщность и необходимость;

 

2.     способность  объяснения;

 

3.     сочетание  единства со степенями подчинения.

 

Начнем с первой черты  науки- ее доказательности. По определению  самого Аристотеля, наука есть вид  бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть только о  том, что не может происходить  иначе. Оно состоит в получении  заключения из начал: истинных,  необходимых  и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном  бытии, ни о том, что возникает  и разрушается, а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет  доказательства- это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Пример- затмение Луны. Будучи тем, что  оно есть, затмение это происходит всякий раз одним и тем же способом. И хотя оно не происходит всегда, оно, по крайней мере, есть частный  случай общего рода.

 

Из текстов видно, что  общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость  может быть даже в том, что встречается  только часто и отнюдь не постоянно. Этим не исключается наивысшая ценность, которая для знания представляет безусловное постоянство явления- такого, как, например, движение неба. Однако научное знание об общем уже налицо, если мы знаем суть бытия вещи: существует знание о каждой вещи, если мы знаем  сущность бытия.

 

Научное предложение характеризуется, таким образом, необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Правда, отдельный ученый всегда рассматривает  и может рассматривать только единичные  сущности, но наука в  целом слагается и состоит  из общих предложений.

Информация о работе Научная база логики и теория познания Аристотеля