Философия Омара Хайяма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Омар Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов Востока, читаемых во всем мире. Миллионы книжечек его стихов, непрестанно переиздающихся в переводах на русский, все европейские и многие восточные языки, вот уже на протяжении столетия не могут насытить книжный рынок. Четверостишия Омара Хайяма - о смысле жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости, стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих находит нечто свое, сокровенное и еще не высказанное, -- стали общим духовным достоянием человечества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131)………………………………………4-7
Часть II. Философия в рубаи (четверостишия) Омара Хайяма…………………………………..8-19
1. Раздумья о смысле человеческого бытия…………………………………………………….10-11
2. Смерть…………………………………………………………………………………………………………….11-12
3. Думы о любви………………………………………………………………………………………………..12-13
4. Раздумья о «пьянящем» вине………………………………………………………………………13-14
5. Размышления о счастье……………………………………………………………………………………..15
6. Размышления о земных удовольствиях (рай)………………………………………………15-16
7. Бог в понимании Омара Хайяма.………………………………………………………………….16-18
8. Тема добра и зла……………………………………………………………………………………………18-19
Часть III. Известные личности об Омаре Хайяме………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21
Известные высказывания Омара Хайяма………………………………………………………………..22-24

Вложенные файлы: 1 файл

Философия О.Хайяма.docx

— 101.22 Кб (Скачать файл)

Омар Хайям  призывает своих читателей беречь каждый миг этой жизни, делать его  радостным и пьянящим, жить так, чтобы  оставить свой значимый след, стараться  приносить пользу, делать добро тем, кто находится рядом с тобой. Поэт в своих стихах пел гимны искренней дружбе, воспевал любовь — чистое, безгреховное чувство, которое «изначальней всего остального», то, «что всей нашей жизни основа», то, что «одно в этом мире духовно». В любви Хайям видел главный смысл жизни. Он утверждал, что дни, проведенные без любви, бессмысленны и пусты, а человек, не познавший этого волшебного чувства, «без утешения влачит свой век унылый». С уверенностью говорил он: 
 
Кто не знает любви, не пылает любовью, 
Тот мертвец, ибо жизнь, безусловно, любовь. 

Центральной идеей  всего мировоззрения поэта было утверждение прав личности. Личность — вольная, чистая душой, свободно мыслящая — вот неизменный идеал Хайяма. Он постоянно воспевал основные человеческие ценности: мудрость, жизнерадостность, способность к искренним чувствам. Но реальная жизнь сложна и противоречива. Поэтому в его стихах часто можно встретить сомнение, неверие, озадаченность, иногда даже отчаяние: 
 
Нет ни рая, ни ада, о сердце мое!  
Нет из мрака возврата, о сердце мое! 
И не надо надеяться, о мое сердце!  
И бояться не надо, о сердце мое! 

Поэт всегда прославлял движение, вечное и непрерывное, что  и составляет абсолютный закон бытия. Омар Хайям четко разграничивал добро и зло, умел отличить одно от другого, но никогда не навязывал читателю свои взгляды и убеждения. Как философ он обладал способностью так выражать свои мысли, свое понимание жизни, чтобы окружающие сами могли разобраться во всем и сделать правильные выводы. Омар Хайям не поучает, он размышляет. Размышляет над непреходящими ценностями, над важнейшими проблемами, стоящими перед человечеством, над смыслом самого бытия. Он постоянно ставит перед нами и перед собой вопросы и тем самым как бы вовлекает нас, читателей, в свои размышления, заставляет всерьез задуматься о том, для чего мы пришли в этот мир. 
Многогранно и уникально творчество Омара Хайяма. Критики отмечают, что по своеобразию и глубине созданных им произведений ему нет равных ни среди его современников, ни среди последующих поколений. Им написано великое множество стихотворений и трактатов. И людей во все времена не перестает интересовать ход его мыслей, восхищать и удивлять мудрость, звучащая в его творчестве. Всю жизнь свою посвятил великий мыслитель постижению смысла человеческого бытия. Но даже он не смог до конца разгадать эту тайну. И все же безмерна ценность заветов философа: 
 
Смысла жизни открыть не пытайся секрет,  
Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет,  
Лучше рай сотвори на зеленой лужайке —  
На небесный надежды особенно нет.

2.Смерть.

Наличие смерти обесценивает жизнь в её целостности, а радости  потусторонней жизни для поэта  весьма проблематичны, ибо Бог не сумевший. хорошо сотворить этот мир, прибавивший к жизни смерть, к добру зло, вряд ли побеспокоится о радостях загробного существования для вечного грешника и праха земного - человека.

 

 

Наполнил  зернами бессмертный ловчий сети,

И дичь попала в них, польстясь на зерна эти.

Назвал  он эту дичь людьми и на нее

Взвалил вину за зло, что сам творит на свете.

Хайям вскрывает противоречие между религиозным учением о  всемогуществе и всеведении бога и учением о воздаянии:

Когда ты  для меня слепил из глины плоть,

Ты  знал, что мне страстей своих не побороть;

Не  ты ль тому виной, что жизнь моя  греховна?

Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?

 

3.Думы о любви.

Знаменитый Омар Хайям, цитаты о любви которого, распространены по всему миру. Его великие четверостишья  «рубаи» про любовь популярны в каждом уголке любого континента. О нем наслышан практически весь земной шар, его переписывают, перечитывают и обожают цитировать. Ведь мы подражаем только тем мудрецам, которые в своем творчестве действительно несут смысл и содержание. Этот человек не только заставил рвать на цитаты свои красивые произведения о любви спустя длинные столетия, он ещё внес огромный вклад в развитие математики. Прозаик и поэт Омар Хайям, своими цитатами о любви заставляет не одно поколение «перерывать» библиотеки, интернет ресурсы. Все мечтают оригинальной формой стихов поразить своего близкого человека, удивить и приобщить к культуре востока. Любовь здесь трактуется как символ любви к Богу. 
 
Любовь - роковая беда, но беда - по воле аллаха.  
Что ж вы порицаете то, что всегда - по воле аллаха.  
Возникла и зла и добра череда - по воле аллаха.  
За что же нам громы и пламя Суда - по воле аллаха?

Хоть Хайям  и не находил вселенского смысла жизни, у него были весьма определенные представления о смысле жизни  личностном. В частности, он писал: "Сколько  я не вникаю в дела под луною, наслаждение - все, остальное - ничто!" С такими представлениями о месте человека во Вселенной в своих рубаи о любви Омар Хайям относится к женщине как к источнику наслаждения, нередко возводя любовь в ранг высшей добродетели.

Символ «любовь» у Хайяма очень близок к «вину», с той разницей, что «любовь» - для Сердца, а «вино» - для Духа. Можно сказать, что «любовь» - это тот настрой Сердца, при котором оно способно снабжать Дух возвышенными радостями Бытия. Чтобы пробудить Дух, Сердце должно радовать его «вином», а для этого предварительно само войти в постоянное состояние любви - любовного опьянения. «Любовь» - открытость взгляда, свежесть восприятия, жадная тяга ко всему прекрасному, постоянная готовность радоваться и радовать других. В любви истинная человечность радоваться и радовать других. Именно любовь концентрирует в человеке силу сравнимую с мощью богов, именно она порывает на самые благородные поступки, является основой творчества многих художников, поэтов, музыкантов, именно она делает человека возвышенней и прекрасней.

Вино отождествлено у  Хайяма с любовью. Хмельной дурман любви  подкреплён напитком из сока виноградных  лоз. Как и вино, любовь будоражит  кровь и ассоциативно представляется как нечто алое, багряное гранатовое словно вино. 
 
Хочешь тронуть розу - рук иссечь не бойся, 
Хочешь пить - с похмелья хворым слечь не бойся. 
А любви прекрасной, трепетной и страстной 
Хочешь - понапрасну сердце сжечь не бойся! 
Весь смысл жизни сосредоточен и выражен в любви, в том, что любить и быть любимым:  
На мир пристанище немногих дней – 
Я долго устремлял пытливый взор очей, 
И что ж? Твоё лицо светлее, чем светлый месяц; 
Чем светлый кипарис, твой чудный стан прямей.

Он воспевает свою любимую  с той же страстью, что и вино, но гораздо нежней, он находит смысл жизни в ней, так же как ищет его в вине. Два понятия любовь и вино неразрывно связаны в его поэзии и не могут быть разделены. Одно без другого могут существовать, но уже не будут нести с собой тот смысл, тот поток чувств, что несут они в себе, находясь в гармонии:  
 
Сады в цвету, вино, благоуханный луг ... 
Все радости весны, лишь нет тебя, мой друг. 
До радости ли мне, когда тебя не вижу? 
А встретив, с радости не вижу, что вокруг.

 

 

4.Раздумья о «пьянящем» вине.

Философия любви и вина переплетается с его жизненной позицией: «Пока ты жив и прах твой не смешан с глиной, живи и наслаждайся земными дарами»:  
 
Даже имя не вечно твоё под  луной, 
Наслаждайся покуда усладой земной: 
Пей вино и развязывай кудри красавиц, 
Ожидая, несчастный, развязки иной.

Вино вбирает в себя много различных смыслов и  несёт с собой разнообразный  подтекст. Вино как веселье, вино как  любовный пожар, вино как вино, вино как жизненная философия. Вино - то, лучшее в жизни, чем можно услаждать свой дух: молодость и любовь, весна и цветение садов, музыка и песни, зрелость и творчество, научное познание мира и общение с друзьями, старость и мудрость, афористичные стихи и мудрый спор. Иными словами под вином Хайям понимает истинные ценности бытия. Иногда это «чистое», «прозрачное вино», «сок лоз», иногда с конкретизацией: «любовное вино», «вино познанья». Главная эмоция, сопровождающая это «вино» радость жизни, веселье. 
 
Что значит «путь купил», что значит «зелье пить»? 
Наперекор судьбе всегда весёлым быть: 
Не веселить народ, когда итак веселье, 
А в невесёлый день веселье всем  дарить.  

Хайямовский  образ вина - образ сложный и многомерный, Это и реальный  хмельной напиток -- средство отстранения от мирских забот и печалей. Легкое опьянение при этом прославляется как особое состояние просветленности разума:

             Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб,

             Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.

             Есть мгновенье меж трезвостью  и опьяненьем.

             Это -  высшая правда, и я - ее раб!

                                            

   В вине - взлет души, сбросившей тягостные узы запретов и условностей:

 

             Лучше сердце обрадовать чашей  вина,

             Чем скорбеть и былые хвалить  времена.

             Трезвый ум налагает на душу  оковы.

             Опьянев, разрывает оковы она.

Именно на это «вино» и возложена в учении Хайяма надежда в пробуждении «спящих», в приобщении к «мудрецам». Вино - ответы на все вопросы, ведь не напрасно говорят, что истина в вине. Вино - веселье, жизненный оптимизм, так необходимые нам в наш нелегкий век:  
 
Поток вина - родник душевного покоя, 
Врачует сердце  он усталое, больное. 
Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи 
Спасения в вине: ты ни в ковчеге Ноя.

Могут спросить: почему он так много писал о вине? Он что — много пил? Ответ дал французский ориенталист Дж. Дермстетер еще в прошлом веке: «Человек непосвященный сначала будет удивлен и немного скандализирован местом, какое занимает вино в персидской поэзии. Вспомним, что Коран запрещал вино (Мухаммед запретил пить вино, ибо не мог смириться с тем, что его дядя Хамза, напившись, срезал саблей горбы верблюдам). Застольные песни Европы — песни пьяниц, здесь же это бунт против Корана, против святош, против подавления природы и разума религиозным законом. Пьющий для поэта — символ освободившегося человека, попирающего каноны религии». Это целиком относится и к поэзии Омара Хайяма.

   Но чаще образ  вина в хайямовских четверостишиях следует понимать  расширительно,  как олицетворение всех простых и доступных земных утех. За этими "винными" стихами - не беспечное эпикурейство, воспевание чувственных наслаждений, а целая философская система поэта-ученого. В условиях господства мусульманской догматики, проповедовавшей  ограничение человеческих потребностей, воздержание от мирских благ, хайямовские призывы к винопитию, запретному для мусульман,  были  прямым  вызовом  религиозной морали, протестом против физического и духовного закрепощения человека. Дразня ханжей и святош, Омар Хайям остроумен, задорен, дерзок до крайности:

             Брось молиться, неси нам вина, богомол,

             Разобьем свою добрую славу  об пол.

             Все равно ты судьбу за подол  не ухватишь --

             Ухвати хоть красавицу за подол!

                                            

             В жизни трезвым я не был,  и к богу на суд

             В Судный день меня пьяного  принесут!

             До зари я лобзаю заздравную  чашу,

             Обнимаю за шею любезный сосуд.

                                            

   Поэт  бесконечно  изобретателен в создании образов  опьянения, эпатирующих ревнителей показного благочестия:

 

             Напоите меня, чтоб уже не пилось.

             Чтоб рубиновым цветом лицо  налилось!

             После смерти -- вином мое тело омойте,

             А носилки для гроба сплетите  из лоз.

                                            

             Вино! Любимое, чей облик так пригож!

             Тебя я буду пить, а ты мой  стыд умножь!

             Я выпью столько, что, меня  увидев, спросят:

             "Кувшин вина, скажи, откуда  ты идешь?"

5. Размышления о счастье.

Афоризмы о счастье  относятся, пожалуй, к самым популярным категориям афоризмов. И это вполне естественно. Стремление человека к  счастью заложено у него генетически, вот только для начала надо разобраться  в том, что же такое счастье? У  каждого человека есть свое представление  об этом, оттого афоризмы о счастье  включают в себя весь спектр человеческих отношений и эмоций. Среди изречений  о счастье – размышления о смысле жизни, о любви, о богатстве, успехе, здоровье. Что нужно человеку для счастья? Афоризмы о счастье часто характеризуют его как особое состояние души. Его можно почувствовать, испытывая гармонию с окружающим миром, находя понимание друзей, ощущая любовь близких. Быть счастливым умеет не каждый, но научиться этому можно, читая мудрые афоризмы о счастье.

 

Что есть счастье? Ничтожная  малость. Ничто.  
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.  
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.  
Все, казалось, - мое. Оказалось - ничто.

 

Описать понятие "счастье" невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья  может выражаться едва заметно, когда  посмотришь в глаза человека, а  они излучают радость, восторг. Или  же "откровенное" счастье, когда  человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.

 

Веселись! Ибо нас не спросили вчера.

Эту кашу без нас заварили вчера.

Мы не сами грешили и  пили вчера -

Все за нас в небесах  предрешили вчера.

 

6. Размышление о земных удовольствиях (рай).

Насмехается поэт и над  явной логической несообразностью мусульманского  учения о рае. Если праведникам - за отказ от земных  чувственных удовольствий -- будут наградой все услады эдема с его зелеными кущами, дивным источником, девами-гуриями, песнопениями  и сладким питием, то так ли уж мы погрешим против творца, если на земле, готовя себя к небесному бытию, не вкусим того же?

Информация о работе Философия Омара Хайяма