Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:10, реферат
Омар Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов Востока, читаемых во всем мире. Миллионы книжечек его стихов, непрестанно переиздающихся в переводах на русский, все европейские и многие восточные языки, вот уже на протяжении столетия не могут насытить книжный рынок. Четверостишия Омара Хайяма - о смысле жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости, стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих находит нечто свое, сокровенное и еще не высказанное, -- стали общим духовным достоянием человечества.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
Часть I. Биография Омара Хайяма (18.05.1048 — 4.12.1131)………………………………………4-7
Часть II. Философия в рубаи (четверостишия) Омара Хайяма…………………………………..8-19
1. Раздумья о смысле человеческого бытия…………………………………………………….10-11
2. Смерть…………………………………………………………………………………………………………….11-12
3. Думы о любви………………………………………………………………………………………………..12-13
4. Раздумья о «пьянящем» вине………………………………………………………………………13-14
5. Размышления о счастье……………………………………………………………………………………..15
6. Размышления о земных удовольствиях (рай)………………………………………………15-16
7. Бог в понимании Омара Хайяма.………………………………………………………………….16-18
8. Тема добра и зла……………………………………………………………………………………………18-19
Часть III. Известные личности об Омаре Хайяме………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21
Известные высказывания Омара Хайяма………………………………………………………………..22-24
Омар Хайям
призывает своих читателей
Кто не знает любви, не пылает любовью,
Тот мертвец, ибо жизнь, безусловно, любовь.
Центральной идеей
всего мировоззрения поэта было
утверждение прав личности. Личность
— вольная, чистая душой, свободно мыслящая
— вот неизменный идеал Хайяма. Он постоянно
воспевал основные человеческие ценности:
мудрость, жизнерадостность, способность
к искренним чувствам. Но реальная жизнь
сложна и противоречива. Поэтому в его
стихах часто можно встретить сомнение,
неверие, озадаченность, иногда даже отчаяние:
Нет ни рая, ни ада, о сердце
мое!
Нет из мрака возврата, о сердце мое!
И не надо надеяться, о мое сердце!
И бояться не надо, о сердце мое!
Поэт всегда прославлял
движение, вечное и непрерывное, что
и составляет абсолютный закон бытия.
Омар Хайям четко разграничивал добро
и зло, умел отличить одно от другого, но
никогда не навязывал читателю свои взгляды
и убеждения. Как философ он обладал способностью
так выражать свои мысли, свое понимание
жизни, чтобы окружающие сами могли разобраться
во всем и сделать правильные выводы. Омар
Хайям не поучает, он размышляет. Размышляет
над непреходящими ценностями, над важнейшими
проблемами, стоящими перед человечеством,
над смыслом самого бытия. Он постоянно
ставит перед нами и перед собой вопросы
и тем самым как бы вовлекает нас, читателей,
в свои размышления, заставляет всерьез
задуматься о том, для чего мы пришли в
этот мир.
Многогранно и уникально творчество Омара
Хайяма. Критики отмечают, что по своеобразию
и глубине созданных им произведений ему
нет равных ни среди его современников,
ни среди последующих поколений. Им написано
великое множество стихотворений и трактатов.
И людей во все времена не перестает интересовать
ход его мыслей, восхищать и удивлять мудрость,
звучащая в его творчестве. Всю жизнь свою
посвятил великий мыслитель постижению
смысла человеческого бытия. Но даже он
не смог до конца разгадать эту тайну.
И все же безмерна ценность заветов философа:
Смысла жизни открыть не пытайся
секрет,
Не постигнешь всю мудрость за тысячу
лет,
Лучше рай сотвори на зеленой лужайке
—
На небесный надежды особенно нет.
2.Смерть.
Наличие смерти обесценивает жизнь в её целостности, а радости потусторонней жизни для поэта весьма проблематичны, ибо Бог не сумевший. хорошо сотворить этот мир, прибавивший к жизни смерть, к добру зло, вряд ли побеспокоится о радостях загробного существования для вечного грешника и праха земного - человека.
Наполнил зернами бессмертный ловчий сети,
И дичь попала в них, польстясь на зерна эти.
Назвал он эту дичь людьми и на нее
Взвалил вину за зло, что сам творит на свете.
Хайям вскрывает противоречие между религиозным учением о всемогуществе и всеведении бога и учением о воздаянии:
Когда ты для меня слепил из глины плоть,
Ты знал, что мне страстей своих не побороть;
Не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна?
Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?
3.Думы о любви.
Знаменитый Омар Хайям, цитаты
о любви которого, распространены
по всему миру. Его великие четверостишья
«рубаи» про любовь популярны в каждом
уголке любого континента. О нем наслышан
практически весь земной шар, его переписывают,
перечитывают и обожают цитировать. Ведь
мы подражаем только тем мудрецам, которые
в своем творчестве действительно несут
смысл и содержание. Этот человек не только
заставил рвать на цитаты свои красивые
произведения о любви спустя длинные столетия,
он ещё внес огромный вклад в развитие
математики. Прозаик и поэт Омар Хайям,
своими цитатами о любви заставляет не
одно поколение «перерывать» библиотеки,
интернет ресурсы. Все мечтают оригинальной
формой стихов поразить своего близкого
человека, удивить и приобщить к культуре
востока. Любовь здесь трактуется
как символ любви к Богу.
Любовь - роковая беда, но беда - по воле
аллаха.
Что ж вы порицаете то, что всегда - по воле
аллаха.
Возникла и зла и добра череда - по воле
аллаха.
За что же нам громы и пламя Суда - по воле
аллаха?
Хоть Хайям
и не находил вселенского смысла
жизни, у него были весьма определенные
представления о смысле жизни
личностном. В частности, он писал: "Сколько
я не вникаю в дела под луною, наслаждение
- все, остальное - ничто!" С такими
представлениями о месте
Символ «любовь» у Хайяма очень близок к «вину», с той разницей, что «любовь» - для Сердца, а «вино» - для Духа. Можно сказать, что «любовь» - это тот настрой Сердца, при котором оно способно снабжать Дух возвышенными радостями Бытия. Чтобы пробудить Дух, Сердце должно радовать его «вином», а для этого предварительно само войти в постоянное состояние любви - любовного опьянения. «Любовь» - открытость взгляда, свежесть восприятия, жадная тяга ко всему прекрасному, постоянная готовность радоваться и радовать других. В любви истинная человечность радоваться и радовать других. Именно любовь концентрирует в человеке силу сравнимую с мощью богов, именно она порывает на самые благородные поступки, является основой творчества многих художников, поэтов, музыкантов, именно она делает человека возвышенней и прекрасней.
Вино отождествлено у
Хайяма с любовью. Хмельной дурман любви
подкреплён напитком из сока виноградных
лоз. Как и вино, любовь будоражит
кровь и ассоциативно представляется
как нечто алое, багряное гранатовое
словно вино.
Хочешь
тронуть розу - рук иссечь не бойся,
Хочешь пить - с похмелья хворым слечь
не бойся.
А любви прекрасной, трепетной и страстной
Хочешь - понапрасну сердце сжечь не бойся!
Весь смысл жизни сосредоточен и выражен
в любви, в том, что любить и быть любимым:
На мир пристанище немногих дней –
Я долго устремлял пытливый взор очей,
И что ж? Твоё лицо светлее, чем светлый
месяц;
Чем светлый кипарис, твой чудный стан
прямей.
Он воспевает свою любимую
с той же страстью, что и вино,
но гораздо нежней, он находит смысл
жизни в ней, так же как ищет его в вине.
Два понятия любовь и вино неразрывно
связаны в его поэзии и не могут быть разделены.
Одно без другого могут существовать,
но уже не будут нести с собой тот смысл,
тот поток чувств, что несут они в себе,
находясь в гармонии:
Сады в
цвету, вино, благоуханный луг ...
Все радости весны, лишь нет тебя, мой друг.
До радости ли мне, когда тебя не вижу?
А встретив, с радости не вижу, что вокруг.
4.Раздумья о «пьянящем» вине.
Философия любви и вина
переплетается с его жизненной позицией: «Пока ты жив и прах
твой не смешан с глиной, живи и наслаждайся
земными дарами»:
Даже имя
не вечно твоё под луной,
Наслаждайся покуда усладой земной:
Пей вино и развязывай кудри красавиц,
Ожидая, несчастный, развязки иной.
Вино вбирает в себя
много различных смыслов и
несёт с собой разнообразный
подтекст. Вино как веселье, вино как
любовный пожар, вино как вино, вино
как жизненная философия. Вино - то, лучшее
в жизни, чем можно услаждать свой дух:
молодость и любовь, весна и цветение садов,
музыка и песни, зрелость и творчество,
научное познание мира и общение с друзьями,
старость и мудрость, афористичные стихи
и мудрый спор. Иными словами под вином
Хайям понимает истинные ценности бытия.
Иногда это «чистое», «прозрачное вино»,
«сок лоз», иногда с конкретизацией: «любовное вино», «вино познанья».
Главная эмоция, сопровождающая это «вино» радость
жизни, веселье.
Что значит
«путь купил», что значит «зелье пить»?
Наперекор судьбе всегда весёлым быть:
Не веселить народ, когда итак веселье,
А в невесёлый день веселье всем дарить.
Хайямовский образ вина - образ сложный и многомерный, Это и реальный хмельной напиток -- средство отстранения от мирских забот и печалей. Легкое опьянение при этом прославляется как особое состояние просветленности разума:
Трезвый, я замыкаюсь, как в панцире краб,
Напиваясь, я делаюсь разумом слаб.
Есть мгновенье меж трезвостью и опьяненьем.
Это - высшая правда, и я - ее раб!
В вине - взлет души, сбросившей тягостные узы запретов и условностей:
Лучше сердце обрадовать чашей вина,
Чем скорбеть и былые хвалить времена.
Трезвый ум налагает на душу оковы.
Опьянев, разрывает оковы она.
Именно на это «вино» и возложена
в учении Хайяма надежда в пробуждении
«спящих», в приобщении к «мудрецам». Вино
- ответы на все вопросы, ведь не напрасно
говорят, что истина в вине. Вино - веселье,
жизненный оптимизм, так необходимые нам
в наш нелегкий век:
Поток
вина - родник душевного покоя,
Врачует сердце он усталое, больное.
Потоп отчаянья тебе грозит? Ищи
Спасения в вине: ты ни в ковчеге Ноя.
Могут спросить: почему он так много писал о вине? Он что — много пил? Ответ дал французский ориенталист Дж. Дермстетер еще в прошлом веке: «Человек непосвященный сначала будет удивлен и немного скандализирован местом, какое занимает вино в персидской поэзии. Вспомним, что Коран запрещал вино (Мухаммед запретил пить вино, ибо не мог смириться с тем, что его дядя Хамза, напившись, срезал саблей горбы верблюдам). Застольные песни Европы — песни пьяниц, здесь же это бунт против Корана, против святош, против подавления природы и разума религиозным законом. Пьющий для поэта — символ освободившегося человека, попирающего каноны религии». Это целиком относится и к поэзии Омара Хайяма.
Но чаще образ вина в хайямовских четверостишиях следует понимать расширительно, как олицетворение всех простых и доступных земных утех. За этими "винными" стихами - не беспечное эпикурейство, воспевание чувственных наслаждений, а целая философская система поэта-ученого. В условиях господства мусульманской догматики, проповедовавшей ограничение человеческих потребностей, воздержание от мирских благ, хайямовские призывы к винопитию, запретному для мусульман, были прямым вызовом религиозной морали, протестом против физического и духовного закрепощения человека. Дразня ханжей и святош, Омар Хайям остроумен, задорен, дерзок до крайности:
Брось молиться, неси нам вина, богомол,
Разобьем свою добрую славу об пол.
Все равно ты судьбу за подол не ухватишь --
Ухвати хоть красавицу за
В жизни трезвым я не был, и к богу на суд
В Судный день меня пьяного принесут!
До зари я лобзаю заздравную чашу,
Обнимаю за шею любезный сосуд.
Поэт бесконечно
изобретателен в создании
Напоите меня, чтоб уже не пилось.
Чтоб рубиновым цветом лицо налилось!
После смерти -- вином мое тело омойте,
А носилки для гроба сплетите из лоз.
Вино! Любимое, чей облик так пригож!
Тебя я буду пить, а ты мой стыд умножь!
Я выпью столько, что, меня увидев, спросят:
"Кувшин вина, скажи, откуда ты идешь?"
5. Размышления о счастье.
Афоризмы о счастье относятся, пожалуй, к самым популярным категориям афоризмов. И это вполне естественно. Стремление человека к счастью заложено у него генетически, вот только для начала надо разобраться в том, что же такое счастье? У каждого человека есть свое представление об этом, оттого афоризмы о счастье включают в себя весь спектр человеческих отношений и эмоций. Среди изречений о счастье – размышления о смысле жизни, о любви, о богатстве, успехе, здоровье. Что нужно человеку для счастья? Афоризмы о счастье часто характеризуют его как особое состояние души. Его можно почувствовать, испытывая гармонию с окружающим миром, находя понимание друзей, ощущая любовь близких. Быть счастливым умеет не каждый, но научиться этому можно, читая мудрые афоризмы о счастье.
Что есть счастье? Ничтожная
малость. Ничто.
Что от прожитой жизни осталось? Ничто.
Был я жарко пылавшей свечой наслажденья.
Все, казалось, - мое. Оказалось - ничто.
Описать понятие "счастье" невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Или же "откровенное" счастье, когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.
Веселись! Ибо нас не спросили вчера.
Эту кашу без нас заварили вчера.
Мы не сами грешили и пили вчера -
Все за нас в небесах предрешили вчера.
6. Размышление о земных удовольствиях (рай).
Насмехается поэт и над явной логической несообразностью мусульманского учения о рае. Если праведникам - за отказ от земных чувственных удовольствий -- будут наградой все услады эдема с его зелеными кущами, дивным источником, девами-гуриями, песнопениями и сладким питием, то так ли уж мы погрешим против творца, если на земле, готовя себя к небесному бытию, не вкусим того же?