Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
Декарт: человек - это машина, в которую Бог вдохнул разум;
Бенедикт Спиноза: "Все человеческие аффекты (страсти) выступают не как пороки или добродетели человеческой природы, а как свойства, присущие ей так же, как природе свойственны тепло, холод, гром..." т.е. для достижения высшего блага, человеку необходимо познать природу и организовать общественный строй сообразно ей;
Гоббс: создал политфилософию по принципам физики. Природа человека - сумма его способностей и сил, злая с моральной т. з. Причём в обществе постоянно идёт война всех против всех;
Жан-Жак-Руссо: природа человека изначально добрая. Зло - порождение извращённых общественных установлений.
Учение о роли среды в формировании личности - ценнейшее у французских мыслителей нового времени. Они считали, что человек от рождения равен и одинаков. Умственное и нравственное развитие порождается воспитанием и условиям жизни.
Проблема материальных потребностей и интересов, занимает важное место у французских мыслителей. Гельвеций: материальные интересы лежат в основе всех исторических событий. Эгоизм и себялюбие - движущее начало развития. Уничтожить эгоистические страсти человека - уничтожить его.
Французские философы рисовали будущее, как царство равенства (равенства граждан перед законом), разума, справедливости. Они полагали, что историю определяют великие люди.
Проблема общественного строя - идеи свободы и равноправия; сочетание личных интересов с общественными, где общее благо - верховный закон.
Концепция социального и исторического прогресса (Гердер, Лессинг, Кондорсе): прогресс, это естественное поступательное развитие, направленное на достижение высшего состояния - гуманности. Определяющее значение имеет культура, стимулирующая развитие общества, одновременно являясь результатом этого развития.
6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
Представлена творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, которые образуют значительный этап в развитии человеческой мысли. Является итогом 25-и вековой традиции европейской философии.
Особенности:
Разделяли мнение, что философия является критической совестью, душой культуры, "конфронтирующим сознанием, усмехающимся над действительностью".
Понимали философию, как систему философских дисциплин.
Кант - в качестве философской дисциплины прежде всего выделял гносеологию, этику, эстетику;
Шеллинг - натурфилософию и антологию;
Фихте - антология, гносеология, социология, философия;
Гегель - в его систему вошли: логика, философия природы, права, морали, религии, государства, философия развития индивидуального сознания, эстетика...
Фейербах - проблемы философии истории, философии религии.
Разработали целостную систему диалектики:
Кант: в основном диалектика познания - границы познаваемости, рассудок, разум;
Фихте: диалектика творческой активности "Я"; взаимодействие "Я" - "не Я", на основе которого происходит развитие самосознания человека;
Шеллинг - переносит разработанные принципы Фихте на природу, предстающую становящимся, развивающимся духом;
Гегель представил всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он представил естественный, исторический и духовный мир, как единый процесс изменения, преобразования и развития. В логике, философии природы, истории философии, эстетике..., он везде находил нить развития.
Диалектика - основа немецкой классической философии. Даже Фейербах (критик Гегеля и диалектики), рассматривая явления в их связи и взаимодействии. Единство противоположностей считал источником развития
Проблема человека, его сущности:
Кант: человек, как нравственное существо;
Фихте: сущность человека в активности, действенности сознания и самосознания. Устройство человеческой жизни должно отвечать требованиям разума;
Шеллинг: сущность человека в диалектике объективных и субъективных факторов;
Гегель: взаимосвязь самосознания с внешним миром и с другими самосознаниями. Из этих взаимодействий сознаний складываются общественные формы сознания. Он исследовал различные формы общественного сознания (эстетическая, нравственная, политическая, религиозная...);
Фейербах - создатель антропологического материализма, в центре которого реальный человек, как единство психического и физического, являющиеся субъектом для себя и объектом для других людей. Для него единственно реальной является природа и человек, как её часть;
Подчинённую роль философии в разработке проблем гуманизма:
Кант: человек, как субъект нравственного сознания, нуждается в свободе. Мораль главней политики. "Право человека священно, каких бы жертв не стоило это государству".
Фихте: первенство народа над государством. Рассматривал роль нравственного сознания в жизнедеятельности человека. Его право на частную собственность, которое призвано охранять государство;
Гегель: учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности;
Фейербах - создал религию любви и гуманистическую этику. Человек - это мир чувств, эмоций, размышлений... Главными являются: любовь, дружба, преданность...
Всё это говорит о единстве гуманистических устремлений представителей немецкой классической философии.
7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
7.1. Исторические предпосылки
В экономической сфере
В социальной области - обострение классовых противоречий пролетариат - буржуазия;
Политика - выделение пролетарского
движения из общего русла буржуазно-
Теоретические источники Марксизма: немецкая классическая философия, французская историография (открыла классы и классовую борьбу), утопический социализм;
Естественно-научные предпосылки: открытие клетки, законы сохранения энергии, эволюционная теория...
7.2. Особенности и новизна
Главная заслуга Маркса и Энгельса
- создание материалистической диалектики
и диалектического
Основной принцип
Марксистская концепция
Категория практики была введена и в теорию познания, как источник, основа, цель познания и критерий истины. Это позволило не только преодолеть агностицизм, но и связать воедино теорию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.
8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
8.1. Гуманизм и просветительство в Русской философской мысли XVIII века
XVIII век - век просвещения и секуляризации (обмирщение, выход из под влияния церкви) русской культуры. Благодаря Петровским реформам, Россия обратилась к духовному опыту Запада:
Получает распространение
Идея естественного права (Татищев, Щербатов, Феофан), в связи с необходимостью создания национальной идеологии, свободной от церковного мышления. Татищев, например, выступал за обустройство общества на основе естественного права, дарованного всем людям - ни церковь, ни государство не вправе отменить автономию личности.
Сторонники теории естественного права оказали влияние на формирование нового сознания светского человека XVIII - XIX веков. Самые известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой идеологии, благодаря им, становятся идеи свободы и достоинства человека.
Радищев - явился символом радикального гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении, получает высшее значение. "Путешествие из Петербурга в Москву" - пример критики социального неравенства, бюрократизма, беспредела.
Ломоносов - выдающийся мыслитель XVIII
века. Естествоиспытатель, философ, поэт.
Верующий человек, он выступает за мирное
сосуществование науки и
Основным достижением русской
философии XVIII века явилось возникновение
секуляризованного мышления. Основное
содержание процесса - утверждение
свободы и разума. Философская
деятельность во многом определяется
достижениями Запада, однако начинается
самостоятельное движение. Основные
темы - нравственность и общество. Обмирщение
и просвещение разума сопровождается
сильным гуманистическим
8.2. Проблемы и направления
После 1812 года, общественное и интеллектуальное
развитие России получает новый подъём.
Чувство национального
Основоположник русской
Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев...)
Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению - следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и чувствами "волящему разуму и разумной волей" (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.
Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви - единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.
Соборность - нравственный мир в
его идеальной форме. Только в
ней возможна личность нравственная,
объединяющая в себе принцип религиозного
коллективизма и
Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.
Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен...)
Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.
Чаадаев
Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда - это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии - бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира - всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью - Богом. Ещё ниже - дочеловеческий мир - природа.
Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт ни индивидуальное сознание. Познание - результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.