Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций

Краткое описание

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект философия.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

 

 

Декарт: человек - это машина, в которую  Бог вдохнул разум;

Бенедикт Спиноза: "Все человеческие аффекты (страсти) выступают не как  пороки или добродетели человеческой природы, а как свойства, присущие ей так же, как природе свойственны  тепло, холод, гром..." т.е. для достижения высшего блага, человеку необходимо познать природу и организовать общественный строй сообразно ей;

Гоббс: создал политфилософию по принципам физики. Природа человека - сумма его способностей и сил, злая с моральной т. з. Причём в обществе постоянно идёт война всех против всех;

Жан-Жак-Руссо: природа человека изначально добрая. Зло - порождение извращённых  общественных установлений.

 

Учение о роли среды в формировании личности - ценнейшее у французских  мыслителей нового времени. Они считали, что человек от рождения равен  и одинаков. Умственное и нравственное развитие порождается воспитанием  и условиям жизни.

 

Проблема материальных потребностей и интересов, занимает важное место  у французских мыслителей. Гельвеций: материальные интересы лежат в основе всех исторических событий. Эгоизм и  себялюбие - движущее начало развития. Уничтожить эгоистические страсти  человека - уничтожить его.

 

Французские философы рисовали будущее, как царство равенства (равенства  граждан перед законом), разума, справедливости. Они полагали, что историю определяют великие люди.

 

Проблема общественного строя - идеи свободы и равноправия; сочетание  личных интересов с общественными, где общее благо - верховный закон.

 

Концепция социального и исторического  прогресса (Гердер, Лессинг, Кондорсе): прогресс, это естественное поступательное развитие, направленное на достижение высшего состояния - гуманности. Определяющее значение имеет культура, стимулирующая  развитие общества, одновременно являясь  результатом этого развития.

6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  (XVIII-XIX вв.)

 

Представлена творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Каждый из них создал свою философскую систему, которые образуют значительный этап в развитии человеческой мысли. Является итогом 25-и вековой традиции европейской философии.

 

Особенности:

Разделяли мнение, что философия  является критической совестью, душой  культуры, "конфронтирующим сознанием, усмехающимся над действительностью".

Понимали философию, как систему  философских дисциплин.

Кант - в качестве философской дисциплины прежде всего выделял гносеологию, этику, эстетику;

 Шеллинг - натурфилософию и  антологию; 

Фихте - антология, гносеология, социология, философия;

Гегель - в его систему вошли: логика, философия природы, права, морали, религии, государства, философия развития индивидуального сознания, эстетика...

Фейербах - проблемы философии истории, философии религии.

Разработали целостную систему  диалектики:

Кант: в основном диалектика познания - границы познаваемости, рассудок, разум;

Фихте: диалектика творческой активности "Я"; взаимодействие "Я" - "не Я", на основе которого происходит развитие самосознания человека;

Шеллинг - переносит разработанные  принципы Фихте на природу, предстающую  становящимся, развивающимся духом;

Гегель представил всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он представил естественный, исторический и духовный мир, как единый процесс изменения, преобразования и развития. В логике, философии природы, истории философии, эстетике..., он везде находил нить развития.

 

Диалектика - основа немецкой классической философии. Даже Фейербах (критик Гегеля и диалектики), рассматривая явления  в их связи и взаимодействии. Единство противоположностей считал источником развития

 

Проблема человека, его сущности:

Кант: человек, как нравственное существо;

Фихте: сущность человека в активности, действенности сознания и самосознания. Устройство человеческой жизни должно отвечать требованиям разума;

Шеллинг: сущность человека в диалектике объективных и субъективных факторов;

Гегель: взаимосвязь самосознания с внешним миром и с другими  самосознаниями. Из этих взаимодействий сознаний складываются общественные формы  сознания. Он исследовал различные  формы общественного сознания (эстетическая, нравственная, политическая, религиозная...);

Фейербах - создатель антропологического материализма, в центре которого реальный человек, как единство психического и физического, являющиеся субъектом для себя и объектом для других людей. Для него единственно реальной является природа и человек, как её часть;

Подчинённую роль философии в разработке проблем гуманизма:

Кант: человек, как субъект нравственного  сознания, нуждается в свободе. Мораль главней политики. "Право человека священно, каких бы жертв не стоило это государству".

Фихте: первенство народа над государством. Рассматривал роль нравственного сознания в жизнедеятельности человека. Его  право на частную собственность, которое призвано охранять государство;

Гегель: учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности;

Фейербах - создал религию любви  и гуманистическую этику. Человек - это мир чувств, эмоций, размышлений... Главными являются: любовь, дружба, преданность...

 

Всё это говорит о единстве гуманистических  устремлений представителей немецкой классической философии.

7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА 

7.1. Исторические предпосылки возникновения

В экономической сфере утвердились  буржуазные отношения;

В социальной области - обострение классовых  противоречий пролетариат - буржуазия;

Политика - выделение пролетарского  движения из общего русла буржуазно-демократической  борьбы, формирование профсоюзов, политических организаций;

Теоретические источники Марксизма: немецкая классическая философия, французская  историография (открыла классы и  классовую борьбу), утопический социализм;

Естественно-научные предпосылки: открытие клетки, законы сохранения энергии, эволюционная теория...

7.2. Особенности и новизна

 

Главная заслуга Маркса и Энгельса - создание материалистической диалектики и диалектического материализма. До Маркса, материалистическое понимание  мира сочеталось с идеалистическим  воззрением на общественную жизнь..

 

Основной принцип материалистического  понимания истории - Общественное бытие  определяет общественное сознание. Философский  материализм впервые охватил  природу, общество, познание, приобретя  завершённую форму.

 

Марксистская концепция практики: практика - деятельность, направленная на преобразование природы и общества, характеристика жизнедеятельности  человека. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, ибо  трудовая деятельность людей - основа общественной жизни.

 

Категория практики была введена и  в теорию познания, как источник, основа, цель познания и критерий истины. Это позволило не только преодолеть агностицизм, но и связать воедино  теорию материалистического понимания  истории с гносеологией, способствуя  их более глубокой разработке.

8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

8.1. Гуманизм и просветительство  в Русской философской мысли  XVIII века

 

XVIII век - век просвещения и  секуляризации (обмирщение, выход  из под влияния церкви) русской культуры. Благодаря Петровским реформам, Россия обратилась к духовному опыту Запада:

 

Получает распространение Вольтерианство, которое характеризовалось идейным и политическим радикализмом, постепенно становящихся неотъемлемой чертой интеллектуальной и политической жизни России.

 

Идея естественного права (Татищев, Щербатов, Феофан), в связи с необходимостью создания национальной идеологии, свободной  от церковного мышления. Татищев, например, выступал за обустройство общества на основе естественного права, дарованного  всем людям - ни церковь, ни государство  не вправе отменить автономию личности.

 

Сторонники теории естественного  права оказали влияние на формирование нового сознания светского человека XVIII - XIX веков. Самые известные гуманисты - Ломоносов, Радищев, Новиков, Державин. Ядром новой идеологии, благодаря  им, становятся идеи свободы и достоинства человека.

 

Радищев - явился символом радикального гуманизма, для которого нравственная тема, в её социальном значении, получает высшее значение. "Путешествие из Петербурга в Москву" - пример критики  социального неравенства, бюрократизма, беспредела.

 

Ломоносов - выдающийся мыслитель XVIII века. Естествоиспытатель, философ, поэт. Верующий человек, он выступает за мирное сосуществование науки и религии. Свободные научные исследования считал святым делом, а автономию  свободного мышления - принципам секуляризированного  сознания. Основываясь на атомистической теории, Ломоносов создаёт корпускулярную философию, которая так же является способом примирения науки и религии. Ломоносов исходит из единства опытного и теоретического познания. Во взглядах на природу нередко высказывал диалектические идеи.

 

Основным достижением русской  философии XVIII века явилось возникновение  секуляризованного мышления. Основное содержание процесса - утверждение  свободы и разума. Философская  деятельность во многом определяется достижениями Запада, однако начинается самостоятельное движение. Основные темы - нравственность и общество. Обмирщение и просвещение разума сопровождается сильным гуманистическим импульсом.

8.2. Проблемы и направления Русской  философии XIX века

 

После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие России получает новый подъём. Чувство национального достоинства  и гордости выдвинуло проблему внедрения  социальных и политических достижений запада, выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой  русского духа считалось православие.

 

Основоположник русской религиозной  философии - Иван Киреевский - первый представитель  славянофильства.

 

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев...)

 

Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом  идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению - следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный  разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным  с волей и чувствами "волящему разуму и разумной волей" (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.

 

Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви - единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.

 

Соборность - нравственный мир в  его идеальной форме. Только в  ней возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы  духа. Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.

 

Славянофилы показали в своих работах  идеальный образ церкви, предлагая  решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах  свободы, любви, братства и целостности  духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.

 

Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен...)

 

Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.

Чаадаев

 

Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда - это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии - бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира - всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью - Богом. Ещё ниже - дочеловеческий мир - природа.

 

Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт ни индивидуальное сознание. Познание - результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.

Информация о работе Философия как наука