Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций
Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.
Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле - вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.
Чернышевский
Представлял материалистическое направление Русской философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются принципам физики и химии.
Реализм Чернышевского приводит его
к необходимости изменения
Эстетика Чернышевского - самый
оригинальный аспект его философии:
конкретная действительность выше искусства.
Искусство - искусственно, подлинным
источником красоты и истины является
действительность. Прекрасное - есть жизнь,
а человек прекраснейшее
В.С.Соловьёв
Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX века. Его магистерская диссертация "Кризис западной философии против позитивизма" - посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой - протягивает руку религии.
Осуществление синтеза науки, философии, религии - высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом он впервые формулирует идею слияния культур Запада и Востока.
Докторская диссертация
Оригинальнейшая часть - "Софиология" - учение о Софии (мудрость). История - путь воплощения Софии в колоссальном множестве форм и уровней. Универсальная эволюция мира - это эволюция космоса и общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека духовного. Спасение - возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот процесс, даже если не сознаёт этого.
Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами: Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы жизни обезличены - мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация выделяет индивидуальные интересы - мир человека, лишённого Бога. Мир православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух сил.
В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле Шиллера-Достоевского "Красота спасёт мир", Соловьёв утверждал, что прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей - добра и истины. Истина - это добро, мыслимое человеческим умом, а красота - та же истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти насильственно. Самое главное - добровольное стремление к объединению, возможное на основе высшего духовного чувства - Любви. Любовь - это преодоление эгоизма.
Л.Н.Толстой
Философская тематика преобладала в русской литературе и во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного возрождения начала XX века.
Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.
Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла. Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне нравственности.
8.3. Философско-религиозное
XIX век был для России не
только "золотым", но и веком
затянувшихся преобразований, что
наложило на духовную основу XX
века печать трагизма и
Веховство (по сборнику статей "Вехи", 1909 год.)
Претендовало на "обновление" и "духовное возрождение" русской интеллигенции, посредством критики "давящего господства народолюбия и пролетаролюбия" (народничества и Марксизма). Школе Чернышевского, веховство противопоставляло "настоящую философию" от Чаадаева до Соловьёва и Толстого. Данное направление называли конкретным идеализмом, не имеющим ничего общего ни с социализмом ни с политикой.
Веховство сформировалось на принципах Соловьёвского всеединства, окончательно переведя богопознание из чистой веры в плоскость богоискательства.
Самыми главными направлениями в Русском богоискательстве являлись: персонализм Бердяева; интуитивизм Лазского; иррационализм Шестого.
Николай Бердяев
Основная идея Бердяева - антроподицея (оправдание человека в творчестве и через творчество). Антроподицея - это "третье антропологическое откровение, возвещающее о наступлении творческой религиозной эпохи". Оно упраздняет откровения нового и ветхого заветов. Христианство также мертвеет и коснеет перед творческой религиозной эпохой, как и ветхий завет перед явлением Христа. Но третьего откровения ждать нельзя - это дело свободы и творчества самого человека. Цель творчества - искание смысла, который всегда находится за пределами мировой данности. Творчество создаёт особый мир, оно продолжает "делотворение" уподобляя человека богу-творцу.
Человек -"экзистициональный" центр мира, наделённый страшной и последней свободой. Свобода личности - есть долг исполнения призвания. Но поскольку творчество так же проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет сущность третьего откровения.
1946 г. "Русская идея", Париж
- изложена философия истории
России Бердяева. Основа концепции
- тезис о противоречивости
8.4. Особенности Русской философии
Антропоцентризм (несмотря на религиозность);
Историософичность: Проблемы философии ставятся ещё со времён принятия Христианства. Проблема судеб истории, цели и конца истории, её смысла, всегда волновали русских философов;
Не отвергает проблемы гносеологии, однако проблема познания ставится шире, чем в западной философии;
Морализм (особенно Толстой и Достоевский);
Космизм: Проблема значимости человеческой деятельности для космоса в целом;
Аксиологизм (ценности): Бог и человек, добро и зло, любовь и ненависть...
9. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
9.1. Нетрадиционность и новизна проблематики
Примерно с середины XIX века появляется новая проблематика. Происходит смена принципов, методов и стилей философствования.
Главная проблема философии нового времени - проблема познающего разума, в широкой трактовке разума. Считалось, что общество может быть переустроено на началах разума (свобода, равенство, братство). Знание и рациональное познание - главная сила, позволяющая решить все проблемы (непознаваемо - не существует). Философия должна надстраивать верхние этажи науки, культуры, теоретическими размышлениями о всеобщем. Проблемы единичного, индивидуального почти не ставились.
Исторический опыт XIX века доказывал негуманность общества, основанного на принципах разума, неоднозначность науки, с помощью которой возможно массовое уничтожение. Это приводило к мысли о иррациональности истории и человеческой души, относительности истины. Поэтому новая философия выдвигает ряд положений:
изучение жизни отдельного человека важнее исследования больших социальных групп;
человек понимается, преимущественно, как существо, жёстко определяемое обществом;
человек наделён помимо разума и сознания интуицией и подсознанием;
отдельный человек, а так же общественное сознание является объектом манипуляции со стороны СМИ по заказу различных сил;
современная философия поддерживает идею о двух типах человеческого познания - научного и философского (сциентизм - разделяет взгляды классической философии; антисциентизм - идея антигуманной сущности современной науки, которая может довести до гибели человечества).
9.2. Сциентизм и антисциентизм
Сциентизм
Теоретическим выражением является неопозитивизм и технократические концепции.
Неопозитивизм включает множество логико-философских школ, объединенных понятием предмета и критикуют философию, как "метафизику", "первую философию", которая ставит и решает проблемы бытия, человека, познания. "Подлинная философия должна быть ориентированна на научные знания. Её предмет - язык, особенно предмет науки, как способ выражения знания, а так же деятельность по анализу этих знаний и способов их выражения с помощью языка;
Антисциентизм
Представлен в особенности писателями, создавшими множество антиутопий (Уэллс, Оруэлл, Стругатские...). Антисциентизм требует слияния науки с другими формами общественного сознания - религией, мифологией, искусством. В своей крайней форме - отказ от науки и техники. Получил теоретическое оформление в рамках Франкфутской школы, идеологии "Зелёных" и т.п.
9.3. Проблема иррационального
Иррациональное - от лат: лежащее за пределами досягаемости разума, недостижимое постижению в рамках логического мышления). Иррационализм объединяет различные школы и системы, которые выдвигают на передний план различные стороны духовной жизни человека (волю, интуицию, эмоции, воображение...). В XX веке проявляется в таких течениях, как философия жизни, экзистеционализм, прагматизм...
А.Шопенгауэр (1786-1860) - отстаивал преимущество воли по отношению к разуму, критиковал классический рационализм за противоречие общественной жизни, превращение воли в простой придаток разума. Разум, в понимании классической философии, Шопенгауэр объявляет фикцией. На место разума он выдвигает волю. Воля не зависима от разума, не имеет ни причин не оснований, родственна неисповедимым силам Вселенной, неким её волевым порывам.
Раздел II
ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
10. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
10.1. Понятие бытия. Формы и уровни бытия
Категория бытия - фундаментальная философская категория, которая получила разработку ещё в ранней древнегреческой философии. Служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Отдельные вещи и явления возникают и исчезают, уходя в "небытие", а мир в целом сохраняется (существует). Уже античные философы пытались понять, насколько реально и действительно бытие по отношению к небытию.
Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от конкретных характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
Один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования
мир физических состояний (материальный, природный);
мир психических состояний (сознание, духовность...)
Материальный мир существует независимо
от сознания и воли людей - т.е. объективно.
Психологический мир носит
Вопрос о том, как эти два способа бытия реально связаны между собой - один из основных вопросов философии. Комбинация этих способов позволяет выделить ещё несколько разновидностей бытия: