Философия как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:16, курс лекций

Краткое описание

Философия - это поиски смысла жизни. Смысл жизни видится нам во всем, к чему мы прикасаемся. Вот прикоснулись к деньгам - и они превратились в наш смысл жизни. Наши прикосновения мы совершаем в мышлении и поэтому самые разные явления становятся в один ряд: небо, любовь, деньги, стремления к обладанию чем-то и т.д. Наша цель - сделать эти прикосновения физически реальными. Но когда это в конце концов происходит, они теряют смысл. Парадоксальность ситуации заставляет нас искать какую-то грань, какой-то компромисс, чтобы и ощущение не пропало, и чувствовалась легкая тяжесть в кармане.
Это грань между нашим мышлением и реальностью. Как понять где кончается мышление и начинается реальность? Формально, наше мышление - это то, что находится в голове, а все что ее окружает - это уже объективная реальность. Но разве мы понимаем, что то, что мы видим - это только внешняя оболочка, образ, из которого мы строим нашу жизнь, наделяя смыслами и создавая свою собственную реальность? Мы видим образы, оболочки, наполняем их смыслом, собственным существованием, встраиваем в создаваемые нами концепции и в этом нашем мире рождаются смыслы, где-то здесь и бродит смысл нашей жизни, который объясняет зачем мы без конца рождаем смыслы и где среди всего этого реальная картина бытия.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект философия.docx

— 66.74 Кб (Скачать файл)

бытие человека;

специфическое бытие вещей создаваемых  человеком (принадлежат к физическому  миру, но в тоже время, в своём  происхождении они опосредованы человеческим сознанием, этим бытие "второй природы" отличается от способа бытия  самой природы, частью которой является человек;

духовный мир человека: субъективный - внутренний психический мир мир отдельного человека; объективный - совместная деятельность порождает объективированное или интерсубъективированное духовное достояние общества, духовной культуры общества (язык, искусство, наука...). Между объективно- и субъективно-духовным существует органическая взаимосвязь;

Человеческое общество - в нём  переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, субъективный и объективный мир.

 

Уровни бытия:

существовавшее в возможности (потенциальное  бытие);

существующее в действительности (активное бытие).

 

Каждая из форм бытия имеет свою специфику и развитие и существует по своим собственным специфическим  законам, однако имеют одну основу - материю. Однако это не значит, что  понятие бытие и материя тождественны. Материя отражает лишь объективно существующую форму бытия.

10.2. Материя, как философская  категория. Современная наука  и философия о структуре и  свойствах материи

 

Понятие "материя" возникло в  античности в связи с попытками  объяснить единство мира. Многообразие мира и одновременно его гармония, целостность, наталкивали на мысль  о существовании некоторой его  основы, устойчивой, сохраняющейся  при всех изменениях (материалисты искали субстанцию - первоматерию).

Поль Гольбах: Материя - есть всё  то, что воздействует на наши чувства. Качества основываются на различных  изменениях, производимых в нас этими  веществами.

Своё завершение данный взгляд нашёл  в диалектико-материалистической концепции.

 

В современном понятии материи  отображаются всеобщие черты вещей. Материя не существует помимо конкретных вещей, их свойств и явлений, а  только через них. Поэтому важно  зафиксировать только свойства материи, которые принципиально отличали бы её от сознания, как собственной  противоположности.

 

Материя, как первопричина всего  сущего, реализует свою сущность через  конкретные вещи (от элементарных частиц до социальных систем). Т.о. философская  трактовка материи отличается от естественно-научных воззрений её строения тем, что она абстрагируется от свойств вещей и усматривает в многообразии мира его материальное единство.

 

Материя структурно организована, что  можно обнаружить даже в бесконечно малом элементе. Структура материи  не является одноуровневой - она в  многообразии качества материальных форм:

неорганическая;

органическая;

социальная.

 

Выделение данных сфер отражает единство непрерывного и прерывного строения материи. Каждая сторона - самостоятельная  материальная система, и вместе с  тем здесь ясно прослеживается историческое развитие материи, которое выражает преемственность и усложнение при  переходе от неживой и социально-организованной материи.

10.3. Материя и движение. Движение  и развитие, прогресс и регресс

 

Нет в мире ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя существует в пространстве и времени.

 

Движение - способ существования материи, любое изменение всеобще, независимо от его характера, направление и  развитие.

 

Формы движения:

механическая;

физическая;

химическая;

биологическая;

социальная.

 

Движение и развитие - не одно и тоже.

 

Развитие - особый вид изменения, является необратимым и обязательно включает в себя качественное преобразование. Характеризуется направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами повторяемости, отрицанием старого и появления нового. Развитие - есть процесс.

 

Существует два взгляда на виды движения материи:

Диалектические - низшие формы, входят в высшие, но высшие формы - это новое  качество;

Метафизические - высшая форма сводима  к низшим; при изучении высших форм не учитывают действие в них низших.

10.4. Формы существования материи:  Пространство и время

 

Пространство и время: общие  формы существования материи.

 

Пространство - совокупность отношений, выражающих координацию объектов, взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно, однородно.

 

Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, их последовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо.

 

В науке сложились две концепции  в понимании пространства и времени:

Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость; Время - чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных объектов. Пространство выражает существование объектов; время - последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);

Классическая физика: пространство и время существуют сами по себе, независимо от движущейся материи и  друг друга. Пространство - вместилище; время - чистая длительность;

Теория относительности 

Специальная теория относительности, СТО (1905 г., Эйнштейн):

Абсолютной неоднородности событий, происходящих в разных системах может не быть, ибо не существует единого, всегда и везде равномерного потока времени (относительный характер);

Пространственные и временные  характеристики в различных системах отсчёта будут различны. Эти изменения  зависят от скорости относительного движения тел;

Органическая связь между пространством  и временем - пространственно временной континимум.

Общая теория относительности (1916 г., Эйнштейн):

Большая непосредственная зависимость  свойств пространства и времени от движущейся материи;

Отклонение реальных свойств пространства от Эвклидовых (кривизна пространства), а также изменение ритма течения  времени обуславливается материальными  массами и полями тяготения (искривление  увеличивается, ход времени замедляется);

Пространство-Время - выражение наиболее общих отношений материальных объектов, и вне материи существовать не могут, являются формами существования  материи.

 

Самоорганизация материи

 

Самоорганизация - тенденция развития природы к более сложным и  упорядоченным формам организации  и материи. Условия самоорганизации:

система должна быть открытой и иметь  приток энергии и вещества;

открытая система должна находится вдали от точки термодинамического равновесия;

наличие флуктуации, колебаний;

процесс возникновения и усиления порядка через флуктуации - принцип  самоорганизации;

основана на положительной обратной связи;

возможна только при достаточном количестве взаимодействующих элементов;

Процесс самоорганизации налагает нарушение симметрии.

 

Синергетика (Хакен) - наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

 

Неравновесная термодинамика - Пригожин

Процессы эволюции и деградации, разрушения и созидания равноправны - хаос не только разрушителен. Развитие осуществляется через неустойчивость (хаотичность);

Процессы созидания (упорядоченности) имеют единый организм, независимо от природы, специфики и характеристик  систем, в которых они осуществляются;

Эволюция сложных систем имеет  нелинейный характер, т.е. существует несколько  возможных вариантов развития;

Возникновение структур возрастающей сложности не случайность, а закономерность.

11. КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Так уж сложилось в человеческой истории, что практически все  более или менее стройные описания мира вокруг и внутри нас сводятся всего лишь к двум большим философским  течениям: материализму и идеализму. Единодушно разделив весь мир на две  части (духовную и материальную), философы втянулись в затяжной спор между  собой о том, какая часть мира является "главной", и кто же из них прав.

 

Материалисты считают основой  всего материю, существующую объективно, независимо от нашего сознания, которое  ими сводится к свойству или атрибуту высокоорганизованной материи. Дух  же (одним из проявлений которого и  является сознание) как сущность, как  реальность ими отвергается вовсе. Идеалисты наоборот, - ставят в основу всего духовную субстанцию, сводя  весь материальный мир к той или  иной форме "воплощения»" духа. И  практически любой исследователь, выйдя за рамки узкой области  и затрагивая общие вопросы, оказывается  неизбежно в том или ином философском  лагере, принимая первичность материи  или духа.

 

Но настолько ли совершенны эти  направления философской мысли? Достаточно ли полно способны они  описать и объяснить все те факты и явления, с которыми мы сталкиваемся в реальной действительности?

 

Материализм весьма неплохо зарекомендовал себя в изучении окружающего нас  материального мира. Действительно, подавляющее большинство естественных наук вроде бы подтверждает базисное положение материализма о том, что  в основе окружающей нас объективной  реальности лежит материальная субстанция, свойства и законы поведения которой  человек в состоянии познать  и на самом деле познает все  глубже и глубже. Поэтому длительное время практически даже смешивали  материалистический подход с научным.

 

Однако более пристальный взгляд выявляет целый ряд "шероховатостей" на пути материализма к полному триумфу:

 

Все так называемые "аномальные явления" остаются до сих пор без  объяснения в рамках материалистического  подхода.

 

Из законов материализма не выводится  чётко выраженная направленность эволюции мира как в целом, так и в его материальной части. Направленность эволюции в сторону усложнения живых форм даже противоречит, на первый взгляд, известным материалистическим законам, которые не способны объяснить и некоторые важнейшие переходы в эволюции, такие как зарождение жизни и появление человека разумного.

 

Материализм оказывается неспособным  объяснить и сам феномен человека как таковой. "Значительная часть  человеческой деятельности протекает  только на психическом уровне, не проявляясь в реальных поступках, сюда относится  осмысление, планирование, прогнозирование, фантазирование, переоценка и т.п." (В.Роттенберг, "Мозг, обучение, здоровье").

 

На уровне общественных отношений  материализм позволяет выявить  лишь самые общие тенденции и  не может объяснить столь часто  встречающиеся в истории "случайности" и отступления в сторону от общих тенденций.

 

Собрав всё воедино, можно констатировать, что материализм бессилен в той  сфере, к которой относятся все  явления духовного мира. Занимаясь  лишь объективной реальностью, материализм  вывел за рамки исследования реальность субъективную, а заодно - и весь духовный мир в целом. Ясно, что при таком подходе явления духовного мира принципиально и не могут быть объяснены, так как автоматически вносятся в разряд ирреальных, т.е. несуществующих - духовный мир остался объектом исследования лишь для тех, кто встал на позиции идеализма.

 

Из всех сторонников идеализма  меньше всего успеха в изучении духовного  мира добились приверженцы идеализма  субъективного. Согласно данному философскому воззрению, все окружающее нас - в  той или иной мере лишь плод нашего воображения и не существует в  действительности. И если материализм  исключает из серьезного исследования субъективную реальность, то субъективный идеализм пренебрегает вообще всякой реальностью.

 

Таким образом, вполне естественным результатом  явилось то, что наибольшее количество знаний о духовном мире к настоящему времени накоплено сторонниками направления под названием объективного идеализма. Однако мир духовный, как оказалось, изучать неизмеримо сложнее, чем мир материальный. Поэтому объективный идеализм не смог сдвинуться с первой, теологической ступени познания, а признание непознаваемости мира (или хотя бы лишь одной его части - Духа-Бога) есть опять-таки та же самая страусовая позиция - уход от постоянного внимания к новому и еще непознанному.

 

"Незнание есть незнание; никакого  права верить во что бы то ни было из него не вытекает" (З.Фрейд, "Будущее одной иллюзии").

 

Определенным шагом вперед явилось  метафизическое направление, ставящее в основу всего единый Дух, который  является неким космическим разумом. Это направление философии признает наличие закономерностей во всех сферах действительности, но ставит над  ними вышеупомянутый Дух, законы поведения  которого способен понять только он сам.

Информация о работе Философия как наука