Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 00:16, курсовая работа
Философия Ф. Ницше отличается новаторством, нетрадиционностью, неординарностью, резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.
Введение……………………………………………………………………….......3
Вопрос 1. Специфика философской концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание…………………………………………………………………….…..5
Вопрос 2. Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………………….......10
Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше в России: основные этапы, тенденции,значение...............................................................................................16
Заключение……………………………………………………………….……....34
Список литературы ………………………………………...……………….......36
План.
Введение…………………………………………………………
Вопрос 1. Специфика философской
концепции Фридриха Ницше: сущность, содержание……………………………………………………
Вопрос 2. Особенности концепции
сверхчеловека Фридриха Ницше………..……………………………………………………
Вопрос 3. Восприятие концепции Ницше
в России: основные этапы, тенденции,значение............
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………...………………......
Введение.
Ницше, несомненно, один из самых грандиозных философов XIX века. Его идея сверхчеловека, поставленная в противоположность общей «человеческой» направленности философии предшествующих поколений, поставила его в положение изгоя современной ему философии.
Однако дальнейшее развитие философской мысли, особенно XX века, показало, что идея сверхчеловека вовсе не чужда развивающемуся капиталистическому обществу. Не случайно такие крупные мыслители, как Хайдеггер и Шпенглер в своих трудах во многом базировались на разработках Ницше.
Философия Ф. Ницше отличается новаторством, нетрадиционностью, неординарностью, резкостью и категоричностью, но в то же время своевременностью и логической обоснованностью. «Бог умер! Мы его убили - вы и я!», - говорит Ницше словами «сумасшедшего» в своей работе «Весёлая наука». На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из «обычных» людей.
Актуальность «философии жизни» как одного из ответвлений более широкого направления - иррационализма1 - была исторически обусловлена. Появление иррационалистических взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе рационалистического миропонимания лежало понятие «материи» как первоосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в природе, объяснялись по законам перемещения атомов.
Материализм, выступая от лица
науки, претендовал на роль окончательного
«научного мировоззрения». И хотя
на его основе возник также и «диалектический
материализм», старательно не замеченный
буржуазными критиками
В борьбе с материализмом
«философы жизни» попытались использовать
несводимость биологических явлений
к законам классической механики.
Понятие материи было заменено понятием
«жизнь», »живая материя», которая в
философском истолковании имеет
значение психики, переживания. Рациональные
субъектно-объектные отношения
Оригинальные воззрения Ницше во всех областях философского знания обуславливают актуальность данной темы, особенный интерес представляет его концепция о «сверхчеловеке», повлиявшая на развитие различных течений и идеологий ХХ века.
Целью данной работы является исследование концепции Фридриха Ницше о сверхчеловеке, как и ее восприятие в России.
Конечно, Ницше сделал прорыв в философии. Но стал ли этот прорыв подобным прорыву Фрейда в психологии, или же остался локальным явлением своего времени?
Вопрос 1.Концепция сверхчеловека у Фридриха Ницше: сущность, содержание.
В основе произведения "Так
говорил Заратустра" лежат две
основные идеи философии Ницше - идея
сверхчеловека и идея вечного
возвращения. Между ними трудно найти
онтологические точки соприкосновения.
Однако в аксиологическом смысле
эти идеи представляют некое единство.
Суть идеи вечного возвращения
Образ сверхчеловека в произведении "Так говорил Заратустра" ярко главный герой произведения - Заратустра. Очевидно, не случайно Ницше назвал своего героя в честь реформатора персидской религии - зороастризма, в основе которой лежит дуалистическое противопоставление вечного добра и зла. Наметившийся гностический дуализм в "Рождении трагедии из духа музыки" находит свое окончательное завершение у позднего Ницше, который выносит полное и окончательно осуждение миру традиционной культуры, морали, религии.
Идею сверхчеловека Ницше раскрывает как идею самоопределения человека. "Человек есть нечто, что должно превзойти". На этом пути Ницше выделяет в каждом человеке дух верблюда, дух льва и дух ребенка. Свою задачу Ницше видит в том, чтобы призвать человека преодолеть в себе повиновение духа верблюда, с которым ассоциирует Ницше христианство. По мнению Ницше, христианство превращает человека в больного, стадного домашнего и слабого.
Преодолеть это можно, по мнению Ницше лишь тогда, когда человек начнет осознавать, что все его формирование как человека протекало ранее без его понимания и участия.
С ранних лет обычный человек подчинен системе норм и ценностей, и лишь через осознание собственной несвободы он стремится пробудить в себе личную волю - волю-к-власти, волю к жизни, творческой и сознательной. Именно через это в человеке рождается дух и сила льва.
Провозглашенный Заратустрой тип высшего человека можно охарактеризовать следующими чертами:
1.Этот тип человека
принадлежит аристократии. Для Ницше
человек толпы никогда не
2.Его ценностями выступает то "благородное", которое оказывается по ту сторону добра и зла (а, следовательно, - морали).
3.Для такого человека жизнь есть постоянная борьба, ибо он в сущности своей человек войны.
4.В противовес любви к ближнему утверждается любовь к дальнему.
5.Смысл деятельности не
в бесконечном и бесцельном
труде, а в труде творческом
- созидании. При этом созидание
невозможно без разрушения
6.В противовес состраданию
утверждение эгоизма.
7.Высший тип человека
признает такие добродетели,
В идее вечного возвращения Ницше видит силу, отсеивающую слабых и усиливающую жизнеспособных. "Что падает, то следует подтолкнуть". Колесо вечного возвращения отнимает у слабого человека надежду на то, что он может измениться, преодолеть себя. Если человек позволит себе один раз слабость, то эти состояния слабости будут бесконечно повторяться в колесе вечного возвращения пока человек окончательно не падет.
Для сильного человека идея
вечного возвращения
Ницше иллюстрирует фазы возвышения
к сверхчеловеку образом
Вершиной самоопределения человека является фаза ребенка. Ребенок есть символ игры, новых начинаний и иллюзии. Ведь когда ребенок играет, он пользуется в игре самообманом и тем самым свободно создает иллюзии, в которых отражает подлинную действительность, а не подражает ей. Ребенок есть свободное сознание действительности, и то, во что играет ребенок, есть сама действительность.
Заратустра представляет
собой сверхчеловека, преодолевшего
все эти три стадии, и сталкивается
с пониманием того, что человека
и сверхчеловека разделает
"Мы уже теперь должны
отметить, что во всех своих
сочинениях, вплоть до самых последних,
в которых он берет своим
девизом страшные слова,
Проанализировав идею сверхчеловека, мы обнаруживаем, что она воплощает все те черты, которое несет в себе абсурд бытия.
Сверхчеловек, лишен сострадания, неумолим и презирает маленьких людей. К сверхчеловеку, неприменимы нормы морали, добро и зло.4
Абсурд бытия обрекает на бесконечную борьбу, которая является подлинной природой сверхчеловека.
Неумолимость вечного повторения, лишающая всякой надежды простого человека, питая тем самым абсурд бытия и давая силы сверхчеловеку.
Абсурд бытия воспринимается как характеристика внешнего мира, в виде силы подавляющей человека. Именно поэтому Ницше усматривает его источник в Истинно-Сущем и Первоедином, а его подавляющее действие понимает как волю. Подобно этому и сверхчеловек воплощает в себе волю к власти, подавляющую других людей.
Абсурд, как и сверхчеловек, не признает никаких границ для своего произвола: нет ничего истинного и все дозволено.
Наконец в качестве Первоединого абсурд понимается как источник всех сверх существования человека, в том числе и его мира иллюзий. Подобно этому и сверхчеловек уподобляется ребенку, забавляющемуся своими иллюзиями.
Трагический герой еще не представляет такой онтологизации, это есть первая устремленность к этому Первоначалу без слияния с ним, но вместе с тем, это оказалось и первым шагом к сверхчеловеку.
На основании всего вышесказанного можно усмотреть логическое развитие уже заявленной ранее позиции. В "Рождении трагедии" Ницше уже сформулировал все основные ценностные ориентиры, такие как любовь к дальнему, эгоизм, творческое созидание и сделал первый шаг. Разочарование этим первым шагом означает не то, что Ницше повернул назад, но то, что он еще более решительно пошел вперед. Трагический герой только лишь обращается к источнику абсурда и ищет эстетическое утешение в этом обращении. Сверхчеловек не удовлетворен этим утешением. Он может довольствоваться не меньшим, нежели как осознанием себя как самого этого источника абсурдности бытия.
Вопрос 2 Особенности концепции сверхчеловека Фридриха Ницше.
"Так говорил Заратустра"
- самая великолепная по