Философский анализ проблемы ценностей (В.П. Бранский)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:00, лекция

Краткое описание

Какова роль идеалов в производстве (распределении, потреблении) ценностей?
Идеологические автоколебания в истории общества.
Потребительские автоколебания в истории общества.
Что такое ценность? Каково соотношение абсолютного и относительного в ценности?

Вложенные файлы: 5 файлов

Философия. Семинар 2.docx

— 57.51 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

АНКЕТА для студентов 4 к. по пробл свободы.doc

— 29.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ.docx

— 12.99 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СЕМИНАР 3 .docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Итак, что может быть связано  со свободой как ответственностью? Метауровень самоорганизации и возникающие в нем метавозможности. Это и есть уровень ответственности. Лишь с этого уровня (суперотбора) можно предполагать и знать, что произойдет и какова может быть случайность в тех или иных повторяющихся условиях на уровне простого отбора. Задача, вначале как сугубо моральная, а именно, показать, что ответственность за выбор сводится к ответственности за отбор, привела к тому, что мы обнаружили особую ценность высшей свободы и проистекающей из нее особой ценности ответственности. История философии, литературы и искусства не раз подтверждала значение случайности и ее роли в осуществлении свободы и миссии (ответственности) человека на Земле. А именно, чтобы подлинно отвечать за случившееся, необходимо подняться до уровня познания закономерностей суперотбора (знание необходимостей), а затем, пользуясь этим знанием, формировать ответственное поведение на уровне простого отбора (знание случайностей).

В качестве негативного примера  разберем противоречивое соотношение  прав и обязанностей – этих важнейших  символических форм деятельности людей  в обществе. Права обозначают (символизируют) формальную сторону социального статуса (роль, положение человека в обществе), а обязанности – содержание деятельности, которая должна обеспечивать эти права. Так же как противоречие между трудом и капиталом, раскрытое в свое время Марксом, противоречие между правами и обязанностями обнаруживается в системе распределения функций между людьми. Кто-то работает, а кто-то присваивает (в той или иной форме) результаты труда. Кто-то обременен обязанностями, а кто-то пользуется обеспеченными за счет этого правами. Если в обществе возникают необходимые условия, позволяющие соединить права и обязанности в лице одного субъекта (с достаточно широкими полномочиями, т.е. охватывающими широкий круг социальных действий), то его поведение было бы не только свободным, но и ответственным. Противоречия между свободой и ответственностью можно обнаружить лишь в виде частных проявлений, поскольку свобода и ответственность – суть глубинные, сущностные, необходимые элементы социума как системы общественного воспроизводства. Свобода и ответственность не могут быть разделены как разные функции субъектов, поскольку проявляются только в виде определенных символических видов деятельности (права и обязанности и проч.). Следовательно, задачей социальной синергетики является обоснование возможности гармонии свободы и ответственности (через гармонию потребностей и способностей, прав и обязанностей, капитала и труда, призвания и миссии и пр.). Безусловно, такая гармония явилась бы высшей общечеловеческой и общекультурной ценностью.  

 

Литература:

  1. Баткин Л.М. Возрождение. //Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.
  2. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  3. Лоренцо Валла «De libero arbitrio», 1439: «…Мы можем делать только то, что доставляет нам удовольствие, так как справедливость или несправедливость наших поступков предусмотрена Богом».
  4. Макиавелли Н.  Государь. Пер. с итальянского. – М.: Планета, 1990.
  5. Пригожин И. Кость еще не брошена / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  6. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.
  7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. В Интернете: http://www.litmir.net/bd/?b=103095  
  8. Синергетическая философия истории / Под ред. В.П. Бранского и С.Д. Пожарского). Рязань: «Копи-Принт», 2009.
  9. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  10. Ясперс К. Духовная ситуация времени /Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991. (Мыслители XX в.).

 


Философия. Домашняя контрольная 1.docx

— 23.41 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Философский анализ проблемы ценностей (В.П. Бранский)