Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
30.Философские
категории, их
31.Пространственно-временная
организация бытия. Основные
Исторически сложились 2 подхода толкования пространства и времени: 1) субстанциональный,2) реляционный
Существует еще 3-я эволюционно-историческая конц. Вернадского.
Субстанциональный связан с пониманием П. и В. как самостоятельных сущностей наряду с материей. П. сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, а В. называли «чистой» длительностью. Такую идею сформулировал еще Демокрит, а логич. завершение она получила у Ньютона.
Пространство – форма координации сосуществующих объектов, сотояний материи (длина, ширина, высота, взаимное положение тел).Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний.
Как форма статической связи тел П. определяет из взаимное положение, протяженность и направление сил взаимодействия. Как форма кинематической связи В. отражает направление измерений, очередность и длительность существования тел, процессов, состояний. Как форма динамической связи П. и В. в их единстве выражают организацию, структуру движения и сосуществования всех подразделений бесконечного мира. Эта упорядоченность является структурной и простр.-временной основой техники.
П. и В. различают:
- реальное (объективные формы бытия движущейся материи, всеобщие структуры сосуществования и изменения вещей в физическом мире);
- перцептуальное ( от сл. perception – ощущение - связано с сосуществованием и последовательной сменой наших ощущений, т.е. реальных П. и В. и человеческих. Н-р, в разные периоды жизни человек ощущает В. по-разному, оно убыстряется с возрастом; или если человек ожидает какого-то события, то время идет медленно, а если не хочет, чтобы оно произошло, то быстро. Человек может мысленно «пролистать» события за долгие годы жизни. Перцептуальное В. соответствует реальному, порядок смены ощущений определяется порядком реальных ощущений. Что касается П., то человек видит образ (часть здания) больших или меньших размеров, в зависимости от удаленности от него);
- концептуальное (способ описания реальных П. и В., их различные теоретические модели, н-р, 3-х мерные Евклидово П., 4-х мерное пр.-вр. теория относительности, n-мерные математические модели).
Общие свойства В. и П.:П.: гомогенность, изотропность, кривизна; трехмерность (n-мерность), симметричность.В.: однородность, анизотропность, однонаправленность.
Реляционная конц. строго оформилась как учение, имеющее строгое обоснование в матем. теории Эйнштейна. Согласно его теории материальная система сама формирует свои простр.-временные отношения (в зависимости от точки отсчета).
Специальная теория относительности. Свойства тел зависят от скорости их движения. Пространств. размеры сокращаются в направлении движения при приближении к скорости света в вакууме (300 тыс. км/с), а временные процессы в быстродвижущихся процессах замедляется.
Общая теория относительности. Под действие сильных полей тяготения происходит искривление П. (искривление луча света в вакууме). В сильных гравитационных полях наблюдается замедление времени.
Эволюционно-историческая конц. Вернадского. Пространственно-временные отношения на различных уровнях организации материи (неживой природе микро-, макро- мира, в химических процессах структура объектов) влияет на многие сложные явления на уровне жизни. Одним из первых вопрос о единстве пространства, времени, материи и движении в биологии поставил В.И. Вернадский, он развил принцип единства симметричности и асимметричности пространственно-временной организации живого. Асимметричность на уровне жизни выступает необходимым свойством, которое обеспечивает приспособительный характер живых систем.
32.Философия природы. Идея коэволюции общества и природы. Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.Так, создатель теории психоанализа 3. Фрейд считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникновения и развития человека и общества — главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.Представители философской антропологии М. Шеллер (1874—1928), А. Гелен (1904—1976) и другие рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Так, Гелен выдвинул оригинальную концепцию, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.
Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем. Так возникла органическая теория общества, страстным пропагандистом которой стал Г. Спенсер, а также его последователь А. Шеффле (Германия) и др.
Сущнсть органической теории заключается в том, что человеческое общество уподобляется биологическому организму, живому телу. Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Так, например, Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». К середине XX в. эта концепция практически сошла и лишилась сколько-нибудь широкого круга поклонников и последователей.
Термин коэволюция в философски применяется в двух основных смыслах: в широком – когда термином К обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. В более узком смысле понятие К используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, т.е. обоюдно взаимосвязанную эволюцию общества и природы. В результате такого целенаправленного взаимодействия человека и природы биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы определяется (направляется) деятельностью разума человека и называется ноосферой. Стратегия социально-экологического природопользования - это искусство управления развитием ноосферы на основе научно обоснованных принципов коэволюции человека и биосферы (Н.Н. Моисеев).
33.Учение о человеке
в структуре философского
Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии - Учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую - учение о человеческой деятельности; поэтическую - учение о творчестве. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии - Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» - познавательной, практической и эстетической. Следовательно, И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты. Г. В.Ф Гегель также выделял три части философского знания (логику, философию природы и философию духа).
В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:
1) учение о бытии - онтологию;
2) учение о деятельности - праксеологию;
3) теорию познания - гносеологию;
4) теорию ценностей - аксиологию;
5) учение о человеке - философскую антропологию;
6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества - социальную философию (социологию).В целом философия изучает отношение «человек - мир»,рассматриваемое под углом Зрения природы и сущности мира и человека, Места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
34.Социализация, образование,
коммуникация и их роль в
становлении и развитии
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов
поведения, психологических установок,
социальных норм и ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать
в обществе. Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый
результат воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней. Коммуникация —что означает сообщение, передача и
от «communicare» — делать общим, беседовать,
связывать, сообщать, передавать— научная
дисциплина,о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодествия/
35.Сознание человека
как предмет философского
Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.