Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
В советских ВУЗах курс
диалектического и исторического
материализма (в
рамках преподавания марксистско-
Согласно диалектическому
материализму, материя — единственная
основа мира, сознание — свойство материи,
движение и развитие мира — результат
преодоления его внутренних противоречий[2].
Диалектический материализм является
составной частью марксистской
теории, а
не самостоятельным философским учением.
10. Противоречие бытия и познания. Основные типы противоречий.
Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:
Она является источником познания, его движущей силой.
Практика является сферой приложения знаний, целью познания.
Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.
Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.
Основные типы противоречий. Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
Взаимодействие противоположных сторон внутри даной системы (наприм внутри данного вида животных или организма) характеризует внутреннее противоречие, выражающее состояние системы как определение целостности. Каждая система существует в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей, относящихся к разным системам (между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутреннего противоречия относительны.
Именно внутренним
противоречиям принадлежит
В ряду
внутренних противоречий
Антагонистические противоречия - взаимодействие между непримиримыми враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, в том числе современного империализма. Транснациональными корпорациями - национально-государственной формой общества. Империализм - развивающиеся страны. Война и мир.
Неантагонистические
противоречия. Взаимодействие между социальными
группами, интересы которых совпадают
11. Диалектика как философская концепция развития, ее основны принципы и категории.
Наука логики — диалектика. Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.
В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.
Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.
Система диалектической философии:
Главные законы диалектики:
— закон перехода количества в качество и обратно;
— закон взаимного проникновения противоположностей;
— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:
— принцип развития через противоречия;
— принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:
— сущность и явление;
— единичное, особенное, всеобщее;
— форма и содержание;
— причина и следствие;
— необходимость и случайность;
— возможность и действительность.
Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.
Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.
Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса.
Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:
— первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;
— второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:
— прикладную логику — охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;
— чистую логику — охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.
Современная логика распадается на множество направлений:
— метафизическая логика (гегельянство);
— психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);
— теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);
— семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);
— предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);
— неосхоластическая логика;
— феноменологическая логика;
— логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.
Логика является
общим учением об историческом развитии,
самодвижении предмета познания и его
отражении в мышлении, в движении понятий.
Даже если человек глубоко, тонко и гибко
мыслит, он это делает по законам логики
при условии верного хода мысли, не нарушая
ни одного ее принципа.
12. Научное познание и его специфические признаки.
Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
Сущность научного знания заключается:
— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
ПРИЗНАКИ научного познания:
• Научное познание ориентировано на объективную истинность, на проникновение в сущность вещей, на исследование объективных законов функционирования и развития объектов познания.
• Научному познанию
присущи строгая
• Наука обладает специфическими орудиями и методами познания (научный инструментарий).
• Наука формирует особый язык, который отличается от обыденного языка большей однозначностью, строгостью и четкостью.
• Существенным признаком научного познания является его cистемность, логическая организованность.
• Результаты научного познания имеют универсальный, интерсубъективный, надличностный характер.
• Кроме того,
часто отмечают и такие особенности
научного познания как тенденция
к воспроизводимости
13. Познание, субъект и объект познания.
Познание — это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.
Познание делит мир на две части:
— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);
— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).
Субъект познания
— глубоко понятый осмысленный
познавательно-
Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.
Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.