Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Когда субъектом  познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные  отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего  под субъектом  познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение  субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания  — это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания,  становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его  отношении к субъекту — это  в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих  познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны  познавательной деятельности субъект  не существует без объекта, а объект — без субъекта.

В современной  гносеологии различается объект и предмет познания:

— объект познания — это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

— предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм  — направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных  идей.

Субъективизм  — учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости. 
 
 
 
 

14. Проблема истины  и ее критериев.  Диалектика абсолютной  и относительной  истины.

Истина  — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с  точки зрения теории познания делит  истину:

— на абсолютную;

— относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом  человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

Истина  —  это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Истина —  это свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина —  это не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.

Понимание истины с такой точки зрения открывает  более тонкие и адекватные ее связи с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. Динамика и формы   научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория.

Проблема - выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного и неточного ко все более полному и точному. Обнаружение и постановка проблемы вскрывает неполноту предыдущих знаний и тем самым является необходимым и неизбежным моментом в этом переходе к новому знанию. ( Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания») Языковая форма - вопрос о том, что мы не знаем (Лекция). Проблема простейшим образом определена как научный вопрос. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом - это вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которыхнеобходимы специальные научные средства познания - научная система понятий, методология и методика исследования... (Учебник. Спиркин) Проблема - форма знания и движения знания, которое мы обозначаем как знание о незнании. (Лекция)

ТЕОРИЯ. Термин «теория» употребляется в двух основных значениях: 1) высшая форма научного знания; 2) система понятий, описывающая и объясняющая какую-либо область действительности. 1. Теория включает в себятеоретические . основания (принципы, постулаты, основные идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирическую базу. 2. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание -характеристика существенных черт, форм, структуры области действительности. Объяснение отвечает на ряд вопросов: почему действительность такова, какова она есть. Объяснение дается на основе ЗАКОНА. Законы порождают и определяют явления и служат поэтому основой их понимания. (Учебник. Спиркин) Теория - система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи(Кочергин «Научное познание»)

НАУЧНЫЙ ФАКТ - явление материального или духовного мира (лекция). Научный факт - это суждение. Это обобщение эмпирических фактов (сами по себе эмпир. факты значения не имеют). Факт есть результат движения мысли, это форма научной мысли. (Учебник. Спиркин)

Н.Ф.-явление  материального или духовногомира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация к.-л. явления, свойства и отношения.(Пример: больница: диагноз подтвержденный техникой), (Кочергин «Научное познание»)

ГИПОТЕЗА - есть научное предположение. Возникает при анализе фактов науки, при их синтезе. Для того, чтобы предположение было научным нужно, чтобы оно не противоречило теории, благодаря которой были получены факты науки; из этой гипотезы должен быть выведен ряд следствий, которые проверяют ее. (Учебник. Спиркин)

Г.- всякое предположение, догадка или предсказание которое основывается либо на предшествующем знании, либо на новых фактах. Г - вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность недостаточно изученной области мира. В силу своего вероятностного характера Г. требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории. (Кочергин «Научное познание») 

16. Место и значение  веры, интуиции, понимания,  мистического постижения  в познании.

Интуиция  —  это первый и самый важный вид  знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.

Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность.

Вера  — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек  вне зависимости от своих утверждений  имеет веру. Вера являет собой феномен  сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек  всегда стремится к идеалу. 

Мистическое религиозное  постижение мира. Глагол "Мыин" Первоначально  его смысл был связан с заветом "хранить молчание." Суть мистического мироощущения (опыта) сводится к представлению  о двойственности мира. За привычным, каждодневным признается иное сверхъестественное бытие. Стремление вступить в земной контакт с ним. Мистика является основой всех религий. Под мистикой понимается тип религий, который подчеркивает непосредственное общение с богом. Мистическое постижение бытия основано на откровении. Суть последнего заключается в том что некоторые люди в особом сознании якобы говорят от лица бога. Бог открывает человеку тайны мира и человек должен в это верить. Высшая реализация откровений является свешенное писание. Хорошо известны факты, что люди в особом состоянии сознания могут понимать то, что в обычном состоянии понять невозможно. Реальность этих мистических состояний признается всеми религиями. В религии всегда существует что-то, что недоступно с помощью обычных средств. Специфика мифических непонятно иная нежели обычные впечатления бытия. Люди пережившие клиническую смерть с трудом подыскивают слова чтобы рассказать о встрече со "светоносным" существом от отделения души от тела. Человек, осуществивший мистический опыт оказывается не в состоянии изложить и описать собственные ощущения. Иначе говоря мистический опыт невыразим и специфичен. Он неадекватен земному опыту и не посвященный затрудняется понять то о чем идет речь. Мистические переживания это кратковременные вторжения человека в какое-то иное бытие. Религиозные деятели это бытие связывают с существованием бога. Они сугубо индивидуальны, абсолютны от разума и имеют место в узкой сфере бытия, личного опыта. Нельзя отметать допущение, что в мистическом опыте обнаруживается иное бытие. Вопрос о том раскрывает ли мистический опыт некие моменты сознания или указывает на достоверную феноменологическую реальность присутствии бога остается открытым. В мистическом опыте имеет место чувства присутствия кого-то. Это говорит о присутствии бога.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Особенности и  традиции русской  философии

Начальный период становления русской философии  — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных  фактора, под влиянием которых развивается  не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

— процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

— секуляризация общественной жизни.

В это время  философия отходит от схоластических образов и становится свободной  от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

— М.В. Ломоносов;

— А.Н. Радищев;

— Феофан Прокопович;

— В.Н. Татищев;

— А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует  церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том  числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал  самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"