Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Следом за Чаадаевым  появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

— славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

— западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

— антропоцентризм;

— гуманизм;

— религиозный характер;

— возникновение русского космизма (мистического, теологического). 

18. Чувственное и  рациональное познание

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления).

Рациональное  познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение. 

19. Цивилизация, цивилизационный  подход к изучению  истории.

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям  функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут  определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет  своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между  собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства  духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

2.    дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.

Специфичность цивилизации  придает духовный фактор.

Отличие формации и  цивилизации:

1)       для цивилизации  характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.

2)       формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация  реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях  воспроизводства общественных богатств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Человек как высшая  ценность. Смысл жизни и деятельности человека.

Личность –  человеческий индивид в аспекте  его социальных качеств, формирующихся  в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе  говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соцдеятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия  соц факторов и ее психосоциального ядра  "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я  он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. 

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация)

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще  страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный  другому уже не есть личность. Свобода  есть неотъемлемые атрибуты личности.  

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна  сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность  бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Главные духовные факторы, придающие жизни высокий  смысл:

Свобода побуждает  нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через  страдания, риск, потери и поражения   делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Творчество, созидание  в условиях свободы: Счастье заключается  не в самом состоянии счастья, а в его достижении.

Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.

Каждый человек  ищет в жизни что  то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чегото большего, чем собственная жизнь, в конечном счете ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти. 

21. Античная философия.

Основными проблемами античной философии были:           

 Проблема  бытия и небытия, материи и  ее форм. Выдвигались идеи о  принципиальной противоположности  формы и «материи», о главных  элементах, стихиях космоса; тождестве  и противоположности бытия и  небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);           

 Проблема  человека, его познания, его отношения  с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);           

 Проблема  воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);           

 Проблема  отношения человека и Бога, божественной  воли. Выдвигались идеи конструктивного  космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.           

 Проблема  синтеза чувственного и сверхчувственного;  проблема поиска рационального  метода познания мира идей  и мира вещей. (Платон, Аристотель  и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

1.         Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне  греческого представления о мире.

2.         Синкретичность античной философии  это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

3.         Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4.          В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек –  микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного  вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и  космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана  такая характерная черта философии  и античной культуры как рационализм  познавательный и этический: Добро  результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому  идеалом человека в античной философии  является мудрец, который созерцает  окружающий мир, размышляет об окружающем мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22. Предпосылки антропосоциогенеза  и его диалектика.

В данном плане  философская антропология имеет  комплексный характер и охватывает человеческое существование во всей его полноте, определяя при этом место и отношение человека к окружающему миру. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией и социологией, благодаря попыткам уточнить понятие личности. В связи с взаимодействием с другими науками возник целый ряд областей антропологии – социальной, педагогической, теологической и др.  
 
В антропосоциогенезе человек рассматривается как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. Антропосоциогенез – социально-биологическая эволюция человека. Во главу угла ставится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения.  
 
Важное значение в объяснении антропосоциогенеза принадлежит выдвинутой Ф. Энгельсом, а впоследствии детально разработанной отечественными антропологами и археологами гипотезе о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Разумеется, говоря о роли труда в современном понимании этой концепции, надо иметь в виду, что параллельно с трудовой деятельностью у человека развивались мыслительные способности и их атрибуты - язык, мышление. Оказывая взаимовлияние, они совершенствовали трудовые навыки, развивали мышление и взаимно способствовали культурному становлению человека, формированию первых человеческих сообществ. Определяющая роль в этом процессе принадлежит труду.  
 
Поскольку значение труда в становлении человека играет доминирующую роль, есть смысл остановиться на этом поподробнее. Какие же компоненты входят в понятие труд? Это - субъект труда, предмет труда, то есть природа, средства труда, результат, или продукт труда. В своей совокупности эти компоненты и составляют труд. Субъект труда - это человек. Приступая к труду, человек ставит перед собой определенную цель и стремится получить нужный ему результат. Человек не только вступает во взаимодействие с природой и видоизменяет ее, но и реализует поставленную им свою сознательную цель. Ради достижения этой цели он прилагает свои умственные и физические усилия, вступает в контакт с себе подобными. Все это способствует развитию у него мыслительных способностей, социализирует его отношения с другими людьми.  
 
Люди участвуют в трудовой деятельности прежде всего из-за необходимости поддержания своей жизни, (самовозобновления), т.е. телесных потребностей. У человека существуют различные биологические и духовные потребности и, чтобы их удовлетворить, появляется необходимость диверсификации трудовой деятельности. Если к этому добавить разнообразие природных условий, то в совокупности это ведет к возникновению многообразия различных видов труда. Указанное многообразие обусловливается внутренними связями, возникающими в процессе самого труда. Субъект труда, средства труда и предмет труда изменяются самим процессом труда. Усложнение и интеллектуализация труда ведут к развитию человеческого мышления, укреплений отношений между людьми.  
 
При анализе труда надо учитывать, что сам труд - не что иное, как естественный процесс, поскольку он призван обеспечить естественные условия существования человека. Ничего социального в этом процессе пока нет. Хотя уже налицо принципиальные отличия человека от животного. Как бы далеко ни продвинулся человек в своей трудовой деятельности, она всегда будет предопределяться естественной необходимостью и потребностью, и в этом смысле труд становится для человека естественной необходимостью.  
 
Особенно важно подчеркнуть, что труд человека, способствующий в историческом плане его социализации, протекает именно как природный процесс, поскольку, воздействуя своим трудом на внешнюю природу и изменяя ее, человек в то же время изменяет свою собственную природу и развивает дремлющие в ней силы.  
 
Итак, основополагающее значение трудовой деятельности заключается в том, что благодаря ей удовлетворяются биологические и духовные потребности человека, происходит все более масштабное объединение людей. Через труд человек может выразить себя, проявить свои физические и умственные способности.  
 
Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку. Как известно, язык - система знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом, выражают свой мысли. Благодаря языку развивается человеческое мышление. Имеются веские основания утверждать, что язык появился и развирался одновременно с возникновением общества, благодаря совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи сыграло огромную роль в становлении и развитии человека, формировании межчеловеческих отношений и образовании первых человеческих сообществ. С помощью языка одно поколение передает другому информацию знания, обычаи, традиции. Без него трудно себе представить связь между различными поколениями, живущими в одном и том же обществе. Нельзя не сказать, наконец, и о том, что с помощью языка государства устанавливают между собой контакты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"