Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
Научная модель бытия фундаментальна в современном обществе, т.к. прогресс экономики, техники и культуры непосредственно определяется наукой и научным мировоззрением.
Философская модель бытия
Это система знаний о качествах и сущности бытия, созданная на основе обобщения достижений науки, религии и культуры человечества.
1. Принцип субстанциональности бытия – знание о том, что бытие или его фрагмент являются причиной собственного существования и обладает бесконечным количеством свойств.
2. Принцип субстратности бытия – знание о том, что однородное множество бытия имеет однозначно определенный элементарный носитель всех особенностей этого множества.
3. Принцип начала бытия – знание о существовании фундаментального состояния бытия, из которого образуется многообразие реальных объектов. Есть три варианта решения проблемы начала бытия:
ü монизм – знание о существовании одного начала бытия из которого состоит все (Гегель, Гальбах);
ü дуализм – знание о том, что есть два самостоятельных начала, объединение которых является причиной разнообразия (Декарт);
ü плюрализм – знание о том, что больше двух состояний бытия являются причинами разнообразия реальных объектов. (Леейбниц, Эмпидокл).
4. Прнцип гносеологического оптимизма – знание о познаваемости бытия в сущности, в явлениях, в целостности или фрагментарно. Философы-агностики доказывают только то, что в бытии нельзя познать сущности, но на уровне явлений все познаваемо.
Философская и научная модели бытия исторически изменчивы, потому что новое время – это новые достижения в культуре, которые нужно учитывать, а религиозная модель исторически не изменяется, т.к. считается, что сверхестественные силы создали бытие в его завершенной форме, а всё истинное знание содержится в священных книгах, которые и нужно изучать (толковать).
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
Типы бытия
1. Материальное бытие – существование в вещественно-энергетической форме, доступное человеку через ЦНС и непосредственно через ощущения. К материальному бытию относят такие виды:
1.1. Природа – часть материального
бытия, которая развивается по
естественным законам
1.2. Природа – часть универсума существований, которая создается и поддерживается человеческой деятельностью по преобразованию вещества, энергии и информации природы и межчеловеческих взаимодействий, индивидов, групп, рас и человечества в целом.
1.3. Человек – уникальная часть материального бытия, которая отличается повышенной сложностью, т.к. развивает в себе способность к созданию идеальных образов, идей бытия.
2. Идеальное бытие – существование принципиально противоположного вещественно-энергетическому материальному бытию.
Такое определение также абстрактно, но человеческий разум пока не смог сформулировать более существенного признака идеального бытия, но изучить его философы, ученые и деятели культуры смогли, и к данному времени выделяют такие виды идеального бытия:
2.1. Индивидуальное сознание и психика человека, свойство человека воспроизводить внешний мир и внутренние особенности в невещественно-энергетической форме образа объекта.
2.2. Общественное сознание –
система знаний, смыслов и оценок,
созданных мыслителями и
2.3. Гипотетический разум (сверхсознание
гипотетических цивилизаций) – гипотеза
об иных цивилизациях, которые
выше нашей по разуму и
2.4. Абстракции души и духа, т.е. понятия, сформулированные в истории философии и мировой культуры.
Они многозначны. Лингвистически:
Дух (греч.) – психика, дух – перевод с древнееврейского и древнегреческого:
1) дуновение, движущийся воздух, дыхание, создающее жизнь;
2) привидение, т.е. паранормальное явление психики некоторых людей;
3) идейное содержание искусства, морали, поведения человека, связанное с бескорыстием, альтруизмом, интенсивностью переживаний идеалов добра, истины, справедливости. Оценка духа может быть разной – позитивной и негативной;
4) синоним сознания или психики;
5) сущность бога – святой
дух – нечто абсолютно
6) философская абстракция, т.е. мысль об абсолютно нематериальном, которое каким-то образом управляет материальным бытием, не являясь личностью, как Бог.
Понятие духа очень значимо в идеалистической философии, а в культуре человека дух в реальном понимании есть высокоидейные или отрицательно-значимые качества морали, идеологии, искусства.
Душа (греч.) – это:
1) психика;
2) субстанция, независимая от тела, т.е. процессы, экспериментально не фиксируемые, но особо значимые для человека и развивающиеся независимо от тела;
3) нравственный, эстетический, интеллектуальный, эмоциональный мир личности, отличающийся интенсивностью позитивных или негативных качеств;
4) религиозное, созданное богом, неповторимое, бессмертное, индивидуально-духовное начало человека;
5) единичное проявление духа.
Дух и душа – уникальные понятия, т.к. во-первых, связаны с ожиданиями человека более совершенного, нравственно и эстетически ценного в условиях ограниченности материальной жизни и, во-вторых, этими понятиями обозначаются непознанные свойства психики человека.
3. Трансцендентное бытие – существование, которое выходит за пределы материального и идеального типов бытия, познанных человеком к данному времени. Иными словами, это существование, которое не познано человеком или человечеством.
Виды трансцендентного бытия:
3.1. С точки зрения естествознания трансцендентное бытие – это то, что существует за пределами 10--33 см и 10+28 см.
3.2. С точки зрения эзотерической культуры (эзотерика – "информация для посвященных") – мистическая сфера бытия, где есть духи и особая информация.
3.3. В рамках религиозной культуры трансцендентное – Бог – личность, имеющая сверхъестественное всемогущее совершенство. Бог трансцендентен, т.к. если бы принадлежал этому миру, то должен бы был иметь негативные качества этого мира (массу, тело, энергетические характеристики, размеры), а также отвечал бы за моральную несправедливость, убийство, преступления, войны на том основании, что Бог как высшее существо мог бы не допустить такого поведения.
Уровень трансцендентного для философии – частная тема, а первичная тема – исследование материальной и идеальной реальностей.
Современная наука о строении бытия
Установлено три уровня бытия: микро-, макро- и мегамиры. Из них уровень непосредственного бытия человека называется мезомиром (только в рамках макромира).
Источники знаний о бытии – комплекс физических, химических, биологических, психологических и общественных наук.
На уровне микромира установлены простейшие состояния бытия:
ü Элементарные частицы – мельчайшие материальные объекты, не являющиеся атомами или атомными ядрами, но являющимися основой для образования сложных материальных объектов. Установлено существование 350-400 видов элементарных частиц.
ü Физический вакуум – физический объект без элементарных частиц, в котором происходят очень сложные процессы, не фиксируемые приборами, но в результате происходящих процессов возникают элементарные частицы.
Поле – материальное состояние бытия, которое передает воздействие от одних вещественных форм бытия к другим и является непрерывной средой, частицы которой имеют массу покоя равную нулю. Впервые существование поля предположил Фарадей, теоретически обосновал – Максвелл, экспериментально доказал – Герц (1888 г.).
Вещество – материальный объект с массой покоя больше нуля.
Вещество делят на живое и неживое. Эти типы различаются по своим особенностям обмена энергии: неживое энергию поглощает, увеличивая свою энтропию (неупорядоченность), а живое вещество энергию рассеивает, понижая свою энтропию (т.е. оставаясь упорядоченным).
Вещество – дискретное состояние материи, доступное для восприятия человеком через органы чувств.
Концепция – это теоретическая модель уже изученного.
Концепции микромира
1. Модели атома, созданные мыслителями: первая модель – Томсона, затем лорда Кельвина, затем Резерфорда.
2. Квантовая теория атома
3. Корпускулярно-волновой дуализм микромира (Луи де Бройль).
5. Концепция квантовой механики (М.Борн).
6. Теория кваркового строения элементарных частиц (Гелл-Манн, Цвейг).
7. Радиоактивность (Беккерель, Кюри, Флеров).
8. Квантовая электродинамика (Таманаг, Фейнман).
Концепции макромира
1. Классическая механика (Ньютон).
2. Молекулярно-кинетическая
3. Электромагнитная теория поля
(гипотеза – Фарадей, теория –
Максвелл, экспериментальное
4. Теория корпускулярно-волновых свойств света.
Концепции мегамира
1. Теория стационарной Вселенной
(Эйнштейн) – Вселенная замкнута
и тепловая смерть ее
2. Теория расширяющейся Вселенной (Фридман, подтверждение – Хаббл, Доплер)
3. Гипотеза сингулярного состояния Вселенной и последующего "Большого Взрыва" (Зельдович, Новиков, Силк, Дэвис) – 20 млрд. лет назад Вселенная имела размеры 10—33 см и плотность 1094 г/см3.
4. Космологические модели
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
Проблема сознания – это теоретические вопросы о сущности, качествах, происхождении и ценностном значении особого типа бытия, называемого сознанием.
Сознание – это идеальная форма человеческого бытия, которая возникает на основе нормального функционирования головного мозга человека в условиях коллективного образа жизни, характеризующегося активной предметной деятельностью, речевым общением, абстрактным способом обработки данных.
Парадигмы сознания:
ü Теоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности всемогущего, всеблагого существа – Бога.
Сознание – дар божий, человеку нужно стремиться к соблюдению заповедей этих сверхъестественных сил (средневековая философия).
ü Натуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности природы естественно-реализующихся процессов.
Сознание – продукт, результат развития природы на уровне высокоразвитых живых существ – людей – и нужно человеку для правильной регуляции и выживания в природе (материалистическая философия).
ü Социоцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе идеи первичности общественной потребности и состояния.
Сознание – результат развития общества и назначение его – отражение и реализация общественно значимых целей и задач (диалектический материализм).
ü Культуроцентрическая парадигма – исследование проблемы сознания на основе первичности духовной культуры.
Сознание – результат сложных идеационных и технологических процессов в обществе. Цель сознания – обеспечить человека идеалами, высшими целями жизни, возвысить человека к совершенству.
ü Антропоцентрическая парадигма – исследование проблемы жизни на основе первичности человека как автономной части бытия. Эта парадигма развивается в античности, эпоху Возрождения и современных исследованиях.
Сознание – свойство человека, которое возникло в результате сложных взаимодействий природных, космических, общественных, индивидуально-личностных и коллективных условий, сложившихся на Земле исторически.
Современная наука в основном разрабатывает антропоцентрическую парадигму, т.к. она доступна экспериментальной проверке и может быть воспроизведена частично в воспитательном процессе.
Сущность, качества и функции сознания
Сущность сознания определяется через противопоставление вещественно-энергетическому бытию и заключается в признании всеми учеными идеальности сознания.
Сознание – это идеальное бытие, которое воспроизводит вещественное бытие или любой другой вид в невещественной форме (копии, образа).
Этот уровень определения сущности сознания максимально предельный. Более конкретные определения – в словарях, трудах психологов и философов – имеют частное исследовательское значение.
Наиболее полно выявлены такие качества сознания:
1. Антропность – принадлежность сознания только человеческому миру. Этот факт подтверждается тем, что:
а) у животных феномен сознания не был обнаружен несмотря на то, что домашние животные проявляют высокий уровень сообразительности, а некоторые детеныши приматов до трехлетнего возраста в эксперименте превосходили человеческих детей по рисованию и выполнению некоторых жизненных функций;
б) дети, воспитывавшиеся животными, или взрослые, ведущие одинокий образ жизни, утрачивают способность к сознанию полностью или частично.
2. Принадлежность сознания к псих
Отражение – атрибут бытия, выражающий способность взаимного воспроизведения объектов бытия друг в друге при взаимодействии.
В неживой природе отражение пассивно (напр., зеркальное отражение, след на песке), нет органа отражения, а результат отражения подчиняется закону сохранения вещества и энергии.
В живой природе появляется орган, ответственный за отражение – нервная система, доходящая до уровня развитой ЦНС человека. Возникает активность при взаимодействии организма с объектом бытия. Возникает информационное отражение – воспроизведение у высокоразвитого объекта невещественной копии того объекта, с которым взаимодействует.