Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

3) люди духовно развиты, признают любой вариант религии и отрицают атеизм (потому что тот отказывает Богу в существовании).

Томас Кампанелла. Справедливое общество:

1) есть единство религии, частной  собственности и нравственных  качеств, высшее из которых –  любовь;

2) управляют обществом представители мировой религии.

Томас Мюнцер. Справедливое общество – где реализуются заповеди Христа.

Религиозная философия ФЭВ

Религиозная философия – философские учения мыслителей в рамках религиозных традиций культуры. Она сохранилась в культуре, но не была главной. Варианты:

► Философия протестантизма (Лютер, Кальвин, Цвингли). Идеи:

1. Возможность индивидуального  обращения к Богу, минуя священников  и сложную обрядность.

2. Физический труд – это богоугодное  дело, он полезен для спасения  души человека.

3. Грамотность и знание Евангелия – обязательное условие спасения души человека.

4. Подчинение законам государства  – правильное поведение человека  в миру, потому что без государства  будет анархия.

► Мистическая философия. Яков Бёмэ создал очень сложную систему знаний, доступных посвященным.

 


11. Эмпирическая западноевропейская  философия 17 – начала 18 века

В XVII веке в Западной Европе утверждается политически и экономически новый тип общества – капитализм. Для него первична прибыль, поэтому религия и абстрактная гуманность не имеют значения. Первично производство, техника, а они без науки ничто, поэтому развивается естествознание и первые философы поддерживают его в своих трудах. Первая буржуазная республика – Голландия (1609), вторая – Англия (1640 –1688).

Эмпиризм как направление в философии возник в Англии.

Эмпиризм – философское направление, которое исследовало все проблемы на основе идеи, что истинное знание возникает только из наблюдений и экспериментов (опытов).

Теоретики: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк).

► Френсис Бэкон (1561-1626).

1. Впервые теоретически доказал, что наука – это основа общества, т.к. ее знания, воплощаясь в технике  и производстве, создают богатство, комфорт жизни индивида и государства. Следуя этой мысли, он конкретно  сделал такие предложения:

1) государству поддерживать ученых,

2) ученым развивать не схоластическую  науку, а практически значимую,

3) "Наука и производство –  едины!"

Все это полностью реализуется в наше время.

2. Признание природы как основного  объекта научного познания. При этом он не противоречил и мнению религии, что она имеет право на познание, но доказал, что религия защищается своими догматами и не должна препятствовать философии и ученым изучать природу.

3. Создание индуктивного метода познания, т.е. способа получения нового знания, при котором общие знания формулируются только на основе конкретного знания, полученного из опыта. Этот метод стал основой научной медицины, экспериментальных разделов химии, физики, биологии, современной криминалистики.

4. Создание первой классификации заблуждений разума. Мышление, основанное на экспериментах и индукции, всегда истинно, но если ученый не учитывает результаты опытов, то рискует сделать ошибки, т.к. в науке есть четыре типа заблуждений (по Бэкону – "идолов"):

1) философские заблуждения – следование неправильной философской идее (напр., идее геоцентризма);

2) общечеловеческие заблуждения ("идолы  рода") – идея, что человек –  царь природы и может делать  с ней все, что захочет;

3) индивидуальные ошибки ученых, связанные с особым самомнением;

4) идеологические влияния ("идолы  рынка") – воздействие политики, коммерции на труд ученых.

Френсис Бэкон вошел в историю как создатель эмпиризма в европейской философии и как создатель экспериментально индуктивного естествознания.

► Томас Гоббс (1588-1679).

1. Конкретизировал выводы Бэкона  относительно особенностей чувственного  уровня познания. При этом доказал, что чувственное познание создает  образы объекта, а они с помощью  языка систематизируются мышлением.

2. Распространил идеи эмпиризма на познание общества:

1) создал теорию договорного  происхождения государства. Суть  её: Государство – орган управления  людьми с помощью насилия и  убеждения. До государства люди  были в естественном состоянии, т.е. были свободны, каждый делал  все, что хотелось. Но условия жизни не даны природой, их нужно создавать трудом. Труд – одно из неприятнейших действий человека, поэтому свободный человек идет по пути наименьшего сопротивления – он использует насилие лично для улучшения своей жизни. В результате формируется три состояния человека:

а – война всех против всех,

б – человек человеку воин (ЧЧВ ® чечевизм),

в – побеждает сильнейший.

В результате общество деградирует к животному стаду. У людей состояние страха, невозможность трудиться. Выход находят отдельные личности на основе разума, который обобщил методом индукции негативность такой жизни и предложил людям избавиться от свободы, ограничив ее установлением власти, которой разрешается использовать насилие, а другим – нет. Так появляется государство и оно полезно людям, т.к. а) гарантирует личную безопасность и б) гарантирует труд человеку и частную собственность.

3. Создал идею социального прагматизма. Государство поддерживает только  те формы культуры, которые поддерживают  его. Т.к. в годы Гражданской войны (1640-1680) церковь поддерживала феодалов, то Гоббс предложил правителям отделить церковь от государства.

► Джон Локк (1632-1704).

1. Идея сенсуализма.

Сенсуализм – направление в философии, доказывающее, что истинное знание возникает из чувственных (сенсорных) способностей человека. Эту мысль частично поддержали психологи, но она требует уточнения.

2. Критика "врожденного знания" – идеи, возникшей в рамках рационализма, о том, что знание дается человеку богом начиная с рождения. Локк был врачом, поэтому дал аргументацию против этого мнения. В частности, если идея Бога – врожденная, то и дикарь Африки, и европейцы должны знать о Боге с рождения, однако опыт свидетельствует, что знание о Боге люди получают в процессе воспитания в обществе.

3. Формулировка классического тезиса сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах."

 


12. Рационалистская западноевропейская  философия 17 – начала 18 века

Рационализм – направление в философии, в котором все проблемы исследовались на основе идеи о том, что истинное знание возникает из мышления (разума).

Мышление – это способ обработки информации в чувственно-наглядной форме понятия, суждения и умозаключения. Мышление – сложный вид познавательных способностей по сравнению с чувственным уровнем. Т.к. для науки мышление есть абсолютно необходимый фактор, то философы пытались понять сущность мышления и его роль в общей культуре личности и общества.

► Теоретик-пионер – Декарт (1596-1650):

1. Доказал решающую роль мышления в системе культуры: "Мыслю, следовательно, существую". Эта идея по-разному истолковывается, но суть в следующем: из всех познавательных способностей - чувственное познание (информация от органов чувств), аффективность (информация о полезности или вреде знания на уровне непосредственного решения), мышление, интеллект, интуиция (доступная только гениям возможность получения знания от Бога) – из всех них только мышление является центральной организующей способностью, потому что неопределенность чувств, субъективность аффектов и гениальное прозрение интуиции – все они проходят через мышление и становятся понятными другим людям.

2. Дуализм субстанций.

Субстанция – это сущность, которая является причиной своего собственного существования. Понятие субстанции очень важно в онтологии и для определения предметов наук. Декарт занимался физикой, математикой, психологией и установил, что для успешного развития этих наук требуется четко понимать различия их и особенности методов познания. Он предложил считать, что природа, вещество, тело – это особая самодостаточная часть бытия, а психика (душа) – идеальное – это также особая самостоятельная часть бытия. Поэтому тело и душу надо изучать разными методами. Следуя этой мысли он совершил открытия:

ü "декартова" система координат,

ü диоптрика,

ü гипотеза условного рефлекса в психологии – гипотеза психофизического взаимодействия и параллелизма (эта генетическая гипотеза разрабатывается до сих пор в нейрофизиологии).

Дуализм – это двойственность, т.е. наличие двух автономных начал). Идея дуализма позволила Декарту ввести в науку понятие Бога как абсолютной субстанции, которая координирует природу и духовное (психику).

3. Разработал рациональный метод  познания – правила мышления для достижения истины:

1) Организованный скептицизм – требования не доверять эмоциям, чувствам, мнениям, вере, а любую проблему исследовать разумом.

2) Норма аналитичности – сложную проблему надо разделять на части и изучать в отдельности.

3) Норма последовательности – двигаться от простого к сложному.

4) Норма полноты знания – стремиться к максимально полному, достоверному знанию.

► Спиноза (1632-1677) – создатель второго – монистического – варианта рационализма.

1. Обосновал монизм субстанций.

Субстанция – причина самой себя. По Спинозе субстанция одна и называется "природобог", т.е. бытие, которое бесконечно, совершенно (как Бог) и одновременно доступно познанию человеком на уровне разума.

В результате рассуждений Спиноза создал учение об атрибутах и модусах субстанций и ввел в науку идеал монизма в объяснении сложных процессов.

Монизм – это наличие одного начала, причины в многообразии процессов в явлениях. Монизм обязателен для науки, потому что истина – одна. Эта идея господствует в науке нашего времени.

2. Идея пантеизма в завершенной рациональной форме: "Бог – это не личность, он конкретно представлен как сущность всех существующих предметов." Спиноза был последовательным рационалистом, отличающимся высоким уровнем доказательности своих идей. Свое стремление познавать разумом он реализовал и применительно к первоистокам Ветхого Завета. Изучив древнееврейский текст этой книги, он установил ошибки в текмте, неточности по хронологии и конкретно, без эмоций, сделал вывод, что тексты не боговдохновенны, а есть результат творчества заинтересованных мыслителей. За это он получил херем – высшее проклятие в иудаизме.

3. Формулировка понятия свободы.

Свобода – это познанная необходимость.

Спиноза – символ абсолютного рационализма в философии, т.к. для него нет ничего выше разума.

► Лейбниц (1646-1716). Достижения:

1. Создал теорию плюрализма субстанций.

Плюрализм – идея, что в бытии есть множество (т.е. более двух) самостоятельных начал.

Эта идея работает в науке ХХ века, напр., в биологии.

2. Создал идею единства чувственного и рационального познания на том основании, что каждая из них дает истинное знание в пределах своих возможностей.

 


13. Немецкая классическая  философия (НКФ)

НКФ – это выдающийся этап мировой философии, существовавший со второй половины 18 по первую половину 19 века в Германии.

Особенности НКФ:

1. Создание теоретически совершенных  философских систем в рамках  рационалистической традиции мировой  культуры. Гении: Кант, Фихте, Гегель, Фейербах, Шеллинг.

2. Создание диалектики как философской науки о развитии и методе познания.

3. Обоснование общечеловеческих  идеалов: совершенствование, свобода, разум, гуманность.

Философия Эммануила Канта

Эммануил Кант (1724-1804) – гений немецкой и мировой философии (труды опубликованы в восьми томах). Основные труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения", "Метафизика нравов", "Антропология с прагматической точки зрения"

Достижения:

1. Создание гносеологии – философской науки о познавательных способностях человека. По Канту, прежде чем действовать, нужно знать о своих способностях, а способность к познанию – главная из всех других способностей (к общению, к труду, к предметной деятельности).

"Коперниканский переворот  в философии" – описание процесса познания.

1) Познание начинается с чувственного уровня, но информация от органов чувств – это не знания о началах познания, потому что она неопределенная, а определенность вносят понятия разума (пространство, время, и 12 категорий – качество, количество, отношения и модальности [необходимость, случайность, соотносительность]). Все понятия разума априорны, т.е. независимы от чувственного опыта.

Рассудок – второй этап познания. В нем первичны правила логики, но их недостаточно для человека с точки зрения полноты знания.

Разум – третий уровень познания. Это высшая познавательная способность, где объект познан в истинности и значимости для человека. Разум вырабатывает принципы рассудка, а также принципы поведения человека, особенно на уровне морали, права и науки. Три главных принципа разума – душа, мир, бог – не могут быть однозначно определены и поэтому все знание человека ограничено.

2) Доказательство ограниченности познавательных способностей человека.

Во-первых, человек ограничен в познании, т.к. в принципе не может знать свойства объекта самого по себе, т.к., познавая его, человек привносит свои особенности и неизбежно искажает самостоятельные свойства объекта. В этом агностицизм Канта.

Во-вторых, человек ограничен тем, что на уровне разума или рассудка и, тем более, чувственности нельзя однозначно установить, что такое мир, бог и душа. потому что эти формы бытия экспериментально не проявляются. Если мир можно наблюдать в эксперименте только ограничено, то душа его вообще непроверяема. Человек вынужден верить, бездоказательно принимать за истину предлагаемую точку зрения. Вера и разум содействуют друг другу, но разум первичен, потому что его информация максимально проверяется и более истинная, а то, что было верой, постепенно переходит в разряд разума.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"