Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка
1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.
3) Открытие антиномий разума – таких систем знаний об объекте, которые содержат одинаково доказуемые противоположные утверждения о свойствах объекта.
Четыре антиномии о мире:
ü Мир ограничен в пространстве и времени. – Мир неограничен, бесконечен в пространстве и времени.
ü Мир состоит из простого. – Нет простого, все очень сложно.
ü В мире преобладает свобода. – В мире нет свободы, все необходимо.
ü Мир имеет абсолютную сущность (порядок). – В мире нет абсолютной сущности.
Значение антиномий:
- для четкого понимания достигнутого знания
- для организации новых
2. Создание этики как философски точно науки о добродетельном поведении на основе долга гуманности.
Моральный долг – волевое действие свободного и разумного человека, которое преодолевает личный эгоизм для исполнения общественно полезных норм жизни.
Закон долга – категорический императив.
Категорический императив – это правило, не имеющее исключений и требующее от человека в любых условиях оценивать другого человека не как средство исполнения своих желаний, а как высшую ценность ("цель"), с которой нужно согласовывать свои притязания, чтобы иметь общий успех.
Признаки этики Канта:
1. Ригористичность, т.е. отсутствие
любых исключений при
2. Гетерономность – независимость от других форм культуры: от религии, от права, от политики, от искусства.
3. Основана на свободном выборе человека, т.к. невозможно заставить человек без его согласия.
4. Рационалистичность – только
разум может заставить
5. Абсолютно идеалистична (трансцендентна), т.к. призывает к идеалам, которые невозможно сразу реализовать.
Философия Фихте
Фихте (1767-1814) – теоретик субъективно- идеалистического варианта философии, т.к. первичным признавал разум человека, а не разум бога или мировой разум.
1. Доказал, что деятельность человека – главная, первичная способность в системе человеческих возможностей. Деятельность – это предметная и духовная (идеальна) активность. Духовность – это и есть разумная деятельность (в отличие от философии средних веков, где духовность – вера в Бога, в ее догматическом варианте).
2. Создал субъективную диалектику, в которой развивается разум человека, обозначенный понятием "Я", из которого формируется объект "не-Я", т.е. внешняя среда, в которой живет человек. Она противостоит разуму и принимает определенные формы благодаря разуму человека.
3. Обосновал идеалы:
ü совершенствование (бесконечное развитие морали и разума в индивидуальной жизни и жизни в обществе),
ü разум,
ü свобода.
Философия Гегеля
Гегель (1770-1831) – выдающийся философ всей мировой культуры. Его труды содержатся в 19 томах. Основные труды: "Наука логики", "Феноменология духа", "Философия религии", "Философия права", "Философия эстетики" и др. Достижения:
1. Создал рационализм в
2. Создал диалектику как науку о развитии на основе идеализма в объективном варианте, т.к., по Гегелю, развивается мировой разум, который проходит низшие и высшие ступени. Низшие ступени: неорганическая природа, органическая природа (жизнь), общество. На уровне общества – высшее состояние разума человека. У человека есть разные способности: низшие (чувствительность), средние (вера, воля), высшие (философское мышление). Используя идею развития, Гегель доказал, что в культуре общества высшая форма культуры – философия, ниже – религия, искусство, государство, право, мораль, психика человека, физические качества человека.
3. Создал рационалистическую модель истории человечества. Такие признаки:
1) Сущность истории общества – это прогресс в осознании народами с помощью разума своей веры, свободы.
2) Кумулятивность – накопление
от прошлого только
3) Провиденциальность – наличие конечной цели общества, которой подчинены все исторические события.
4) Неравномерность развития
Лидеры истории: народы Др. Востока (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) → греческий народ → римский народ → германский народ → ? [продолжая мысль Гегеля, в ХХ в. лидерами являются народы СССР – США – еврейский народ].
Философия Фейербаха
Фейербах (1804-1872) – представитель материализма в немецкой классической философии (НКФ). Достижения:
1. Создал антропологический вариант материализма, в котором первичной признается телесность человека (природные качества человека).
2. Объяснил сущность человека в таких качествах:
1) Разум, воля, страсти (чувства), сознание,
родовой существование. Т.к. половая
любовь определяет рождение
Все качества человека выводятся из полового общения мужчины и женщины. Эту мысль поддерживал Фрейд в ХХ веке.
3. Доказал, что ценностью человеческой жизни является счастье, достигаемое генетически на основании половой любви и её трансформаций в культуре общества.
4. Трактовал Бога как
14. Неклассическая философия 19 в.
Неклассическая философия – исторический тип философии, возникший со второй трети 19 века на основе идеи первичности нерациональных форм освоения мира человеком.
Особенности неклассической философии:
1. Последовательная критика
2. Утверждение и доказательство идеи, что первичны неразумные состояния человеческой жизни, а именно: инстинкты, эмоции, воля, любовь, бессознательное; практика как материальная деятельность; нечто мистическое; жизнь как поток психических качеств человека, которые стихийны, по этому признаку философы принадлежат к различным направления неклассической философии.
3. Многообразие направлений:
1) Диалектический материализм – философское учение о первичности практики в познании бытия и понимании сущности общества, культуры, природы.
2) Мистическая философия – учение о первичности идеальных сущностей бессознательного типа, познать которые способны только посвященные (с помощью интуиции). Теоретики: Гартман, Блаватская, Гурджиев.
3) Философия иррационализма – учения, согласно которым бессознательные инстинкты, эмоции, волевые состояния психологии являются первичными состояниями жизни человека, культуры общества и бытия в целом. В рамках иррационализма существуют течения:
3.1) Философия жизни – учение о том, что жизнь как поток стихии, инстинктов – это первичное состояние человеческой культуры. Теоретики: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Зиммель.
3.2) Философия бессознательного – учение о том, что инстинкты природы человека (биологической) являются первичными в культуре общества. Начинает эту традицию Гартман, а классически развивает Фрейд.
4. Преобладание аксиологического
содержания исследуемых
5. Отсутствие однозначно определенных понятий - господство инстинктивно определяемых смыслов традиционных понятий.
Напр.: "Человек – грязный потомок аффектов; человек – это канат над пропастью между животным и сверхчеловеком."
Диалектический материализм
Диалектический материализм (ДМ) – это относительно четко оформленная система неклассической философии о том, что первична практика, а не психика, бессознательное и разум.
ДМ относится к неклассической философии, т.к. практика в своей основе – это сложная система предметной деятельности человека, а в этой деятельности могут не преобладать разумные начала, а господствовать ценностные ориентации, напр.: идеал справедливости, идеал равенства, идеал коммунизма.
Реально ДМ и создавался для теоретического обоснования идеала коммунизма – такого общества, в котором нет частной собственности, но есть материальное изобилие, моральное совершенство человека, равенство людей в общественном смысле, высокоразвитые производство и техника.
Особенности ДМ:
1. Обоснование идеала коммунизма. Эта особенность в социалистических странах превратилась в догму (знание, которое не критикуется, но постоянно доказывается, что оно существует).
2. Последовательный материализм в понимании природы, общества, сознания, человека.
3. Последовательный атеизм, т.е. доказательство отсутствия сверхестественных сил в бытии и негативной роли религии в современной жизни техногенного общества и в культуре вообще.
4. Разработка идеи развития всех состояний бытия по законам диалектики.
5. Превращение философии в
6. Установление непосредственной
связи философии с
7. Выделение особой роли
Современное значение ДМ: позитивно относительно диалектики, материализма, проблемы гуманности и принципа реализма понимания бытия и негативно в плане идеологизации общества, догматизма.
Теоретики: Дицген, Маркс, Энгельс, Бернштейн, Меринг; в России – Плеханов, Богданов; в СССР – Лосев, Каган, Лекторский.
Философия жизни в XIX веке
Представлена учениями А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
► Шопенгауэр (1788-1860) – теоретик волюнтаризма – направления в философии, согласно которому первична в бытии и жизни человека – Воля.
Воля в традиционной культуре – психическое качество человека, связанное с активностью по преодолению препятствий внутренних и внешних.
У Шопенгауэра Воля – это абсолютное бессознательное, бесконечное стремление к существованию, которое представлено во всех состояниях природы, общества и жизни человека как сущность, основа.
Он абсолютизировал Волю и создал оригинальное философское учение (труд "Мир как воля и представление").
Достижения Шопенгауэра:
1. Теоретически доказал
2. Создал модель человека как совершенного воплощения воли и обладающего поэтому такими всеобщими качествами:
ü постоянное стремление к удовлетворению потребностей, которое никогда не реализуется (нуждизм);
ü страдание в зависимости от возраста и обстоятельств – психическое ощущение неудовлетворенности жизнью (особенно относительно полового чувства, честолюбия, страстной любви, ревности, болезни);
ü абсолютный эгоизм, т.к. реализовать свои потребности человек должен сам в условиях, когда каждый хочет реализовать свои;
ü злобность (жестокость) – качество, свойственное всем, но не проявляемое во всех обстоятельствах, т.к. злобность – это стремление ослабить собственные страдания, заставляя страдать других и наслаждаясь этим.
3. Создание этики сострадания – системы знаний по преодолению и облегчению страданий людей ("Никому не вреди и помогай другим, сколько можешь").
Шопенгауэр считал, что люди обречены на страдания. Всё, что ни происходит, всегда заканчивается негативно и человек ничего не может сделать в принципе, а только в частностях может изменить к лучшему. Для этого он предложил 10 правил жизни – "Афоризмы житейской мудрости":
1) Не стремись к удовольствиям, а стремись к избавлению от страданий.
2) Принцип абсолютной изоляции человека от окружающих: Не любить, не ненавидеть, ничего не высказывать, ничему не верить,
3) Не оспаривай мнения других людей.
4) Не занимайся самовосхвалением.
5) Сохраняй тайну о собственной жизни: чего не должен знать враг – не говори другу.
6) Не демонстрируй свое
7) Будь снисходителен к ошибкам других.
8) Будь осторожен в суждениях.
9) Не проявляй негативных эмоций.
10) Цени негативные ценности жизни – здоровье, свободу, молодость.
Этика Шопенгауэра:
- фаталистична, т.к. основана на идее, что человек ничего не может исправить в основах своей жизни и вынужден жить согласно стихии мировой воли;
- пессимистична, т.к. все что ни происходит, реализует деструкцию, ухудшение, регресс.
► Ницше (1844-1900) – теоретик нигилизма и идеи сверхчеловека.
Основные работы: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Веселая наука", "Антихрист" (всего около 20 работ).
Достижения:
1. Создание нигилизма – направления в культуре и философии, которое осуществило критику традиционных ценностей цивилизации для формирования новых ценностей или по причине стремления отрицать, не предлагая ничего нового.
Сам Ницше реализовал оба варианта нигилизма. Он доказал, что современная культура отличается полным нарушением идеалов справедливости, истины, гуманности, более всего нарушает идеалы религия, особенно христианская. В результате этого современные ценности должны быть опровергнуты. Символ нигилизма Ницше – фраза "Бог умер" – мысль о том, что высшие идеалы жизни уничтожены корыстными и эгоистическими действиями личностей в историческом и индивидуальном развитии каждого человека. Трагическая безысходность жизни ведёт к самоуничтожению духовности, а официальные формы культуры формируют у человека психологию раба.