Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:23, шпаргалка
Вопрос №1. Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры.
Возникла философия в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека.
Вопрос41.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания, диалектика их взаимосвязи.
Одной из важнейших проблем философии является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.
Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.
Субъект познания – сам познающий человек.
Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:
ü Диалектико-
ü Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано.
С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:
1. Живое созерцание или чувственное познание;
2. Абстрактное мышление или рациональное познание;
3. Практика;
4. Установление истины.
Истина цель познания.
Вопрос 42.Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь и формы.
Познание окружающего мира начинается с чувственного познания.
Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:
ü Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека;
ü Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.;
ü Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд).
Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека.
Материалисты считают, что наше ощущение это объективный образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы:
ü Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево.
ü Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо.
ü Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание.
Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления.
Существуют разные точки зрения по вопросу о том, какую роль в познании мира играет чувственное и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу:
1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента.
2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления.
3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.
Вопрос 43.Проблема истины как основного вопроса теории познания. Критерии истины.
На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.
Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:
ü Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
ü Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
ü Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.
Характеристики практики:
2.Это специфическая деятельность.
1. это общественно-историческая деятельность.
2. это изменяюще-преобразующая деятельность.
3. это материальное дело.
4. это сознательная деятельность
Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.
Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.
Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.
Ложь – сознательный обман.
Проблема истины рассматривается с 2-х сторон:
1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.
2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.
Ответы:
1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.
2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.
Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных.
Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании:
ü Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
ü Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.
Деалектико - материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.
Вопрос 44.Материалистическое понимание истории
Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия. «Технология, — говорит Маркс („Капитал“, I), — вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений»38. Цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю, Маркс дал в предисловии к сочинению «К критике политической экономии» в следующих словах:
"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями…" «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации»39. (Ср. краткую формулировку Маркса в письме к Энгельсу от 7 июля 1866 г.: «Наша теория об определении организации труда средствами производства»40.)
Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условии. Домарксовская «социология» и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии, материальных производительных сил. Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории, как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса.
Главные постулаты материалистического понимания истории, несмотря на внешнюю четкость и кажущуюся очевидность ряда формулировок, в значительной мере метафоричны, многозначны и тавтологичны. Даже такие базовые понятия, как "материальное" и "бытие", чрезвычайно многозначны и туманны. Рассмотрим, например, некоторые из значений слова "материальное" у Маркса.1) Материальное как экономическое. Это словоупотребление относится главным образом к производству средств жизнеобеспечения. Иногда Маркс ставит рядом два слова: "материальное экономическое", так что второе служит как бы уточняющим по отношению к первому. Из такой трактовки "материального" вполне естественным образом вырос "экономический детерминизм", который марксисты часто упрекали в вульгаризации исторического материализма.2) Материальное как природное. В данном случае это понятие включает в себя природные факторы: биологические, геологические, орогидрографические, климатические и т. п. Здесь материалистическое объяснение сливается с натуралистическим; последнее отстаивали многие социологи натуралистических направлений, весьма далекие от исторического материализма.
Вопрос45 Социальное познание, его особенности и критерии истинности.
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.