Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 13:41, шпаргалка
Краткое описание
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
— античная установка на ценность
предметного мира, направленность внимания
на него;
— личностный навык работы сознания
с самим собой. Ницше стремился создать
основы новой морали «сверхчеловека»
взамен христианской, найти новый путь
религиозного сознания. Мир, по мнению
Ницше:
— это жизнь, которая не тождественна
органическим процессам: ее признак —
становление;
— это воля к власти.
Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс был родоначальником
идеи вторичности сознания, его обусловленности,
детерминированности внешними для него
факторами и прежде всего — экономическими.
По мнению Маркса, не сознание
определяет бытие и мир явлений, а наоборот:
бытие определяет сознание, сознание — это
осознанное бытие.
Карл Маркс утверждал, что человек,
его сознание и вся его духовная жизнь
определяются безблагодатными общественно-экономическими
отношениями.
Маркс предложил анализировать
сознание и его содержание через изучение
предметно-практических форм человеческой
деятельности, т. е. анализировать сознание,
вплетенное в бытие людей.
Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон — один
из ярчайших представителей философии
жизни.
Важнейшим философским произведением
Бергсона является «Опыт о непосредственных
данных сознания», в котором он вводит
понятие «чистой длительности» — сути
сознания и бытия.
Бергсон в своей философии обращался
к жизни нашего сознания: ведь она дана
нам непосредственно в нашем самосознании,
которое показывает, что тончайшая ткань
психической жизни есть длительность,
т. е. непрерывная изменчивость состояний.
Учение Бергсона о природе сознания
и условиях возможности открытого общества
в свое время было охарактеризовано как
революция в философии.
Уильям Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс — североамериканский
философ, по его мнению, сознание расчленено
и имеет целесообразную структуру.
Одна из наиболее известных
работ Джеймса — «Существует ли сознание»,
в ней философ отрицает существование
сознания как особой сущности, относящейся
к чему-либо.
По его мнению, личность (некий
волевой центр), а не сознание, относится
к потоку ощущений и переживаний, являющихся
нам последней реальностью, данной нам
в опыте.
40. ПСИХОАНАЛИЗ
З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог,
психиатр, он исследовал явления бессознательного,
их природу, формы и способы проявления.
Основные работы Фрейда, которые содержат философские
идеи и концепции: «Массовая психология
и анализ человеческого "Я"»; «По
ту сторону принципа удовольствия»; «"Я"
и „Оно“»; «Психология бессознательного»;
«Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация
и анализ человеческого "Я"» и др.
Фрейд выдвинул гипотезу о роли
бессознательного и возможности его познания
через толкование сновидений.
Фрейд предполагал, что психическая
деятельность бессознательного подчиняется
принципу удовольствия, а психическая
деятельность подсознательного — принципу
реальности.
Главной в философии Зигмунда
Фрейда была идея о том, что поведением
людей управляют иррациональные психические
силы, а не законы общественного развития,
что интеллект — это аппарат маскировки
этих сил, а не средство активного отражения
реальности, все более углубленного его
осмысления.
Важнейшим, по мнению Фрейда,
двигателем психической жизни человека
является «либидо» (половое влечение),
которое определяет противоречия человека
и социальной среды, человека и культуры,
человека и цивилизации.
В своем психоанализе Фрейд
рассмотрел:
— формирование религиозных
культов и обрядов;
— появление искусства и общественных
институтов;
— возникновение науки;
— саморазвитие человечества.
Фрейд утверждал, что основная
часть психики человека бессознательна,
что человек находится в постоянном стремлении
к удовлетворению своих влечений, желаний,
а общество составляет враждебное окружение,
которое стремится ограничить или полностью
лишить человека удовлетворения его страстей.
По мнению Фрейда, личность разделена
на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).
Оно — это сфера бессознательного,
подчиненная лишь принципу наслаждения,
она не имеет сомнений, противоречий и
отрицаний.
Любые инстинкты и связанные
с ними влечения Фрейд разделяет на две
противоположные группы:
— влечения Эго (инстинкты смерти,
агрессии, разрушения);
— половые инстинкты (инстинкты
жизни).
Фрейд предлагает рассматривать
сознание личности как систему внешних
запретов и правил (Супер-эго), а истинное
содержание индивидуального (Эго) как
нечто «надсознательное» (Оно), которое
содержит импульсивные влечения и страсти.
Согласно философии Фрейда,
сознание создает различного рода нормы,
законы, заповеди, правила, подавляющие
подсознательную сферу, являясь для нее
цензурой духа.
Подсознательная сфера проявляет
себя в областях:
— анормальных (сновидения, случайные
оговорки, описки, забывания и др.);
— ненормальных (неврозы, психозы
и др.). Неофрейдизм —
направление в современной философии
и психологии, соединившее психоанализ
Зигмунда Фрейда с американскими социологическими
теориями. Основные представители неофрейдизма:
— Карен Хорни;
— Гарри Салливен;
— Эрих Фром и др.
Основной идеей неофрейдистов
стали межличностные отношения. Их главным
вопросом был вопрос о том, как человеку
жить и что делать.
Общество признается враждебным
коренным тенденциям развития личности
и трансформации ее жизненных ценностей
и идеалов.
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ
ТРАДИЦИЯ COGITO
Истина в традиции сogito выступает
как свойство знания, предстает в парадигме
субъект-объектных реляций.
Уточнение истины в традиции
сogito осуществляется соответствием: слова
субъекта должны соответствовать его
суждению; суждения субъекта должны соответствовать
действительности.
Параметры истины
Объективность. Объективная истина — это независимое от общества
в целом и человека в частности познавательное
содержание.
Истина — свойство человеческого
знания, поэтому она по своей форме субъективна. Истина
не зависит от произвола сознания, определена
отображающимся в нем материальным мире,
поэтому по содержанию она объективна.
Абсолютность. Абсолютность истины — это ее
полнота, безусловность, присущность ей
независимого от субъекта познавательного
содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося
в ходе прогресса знания.
От абсолютной истины следует
отличать вечную истину, которая обозначает
неизменность истины, ее справедливость
для всех времен и условий. Преувеличивая
элемент абсолютного в истине, теистические
и догматические системы философии, разворачивающие
учение о вечной истине, игнорируют такие
параметры истины, как: относительность;
конкретность; процессуальность; историчность.
Относительность. Относительность истины — это
ее неполнота, условность, незавершенность,
приблизительность, вхождение в нее лишь
субъективно значимых компонентов, устраняющихся
из знания перманентно как не совместимые
с природой вещи.
Процессуальность. Истина является динамическим
качеством познания, которое возникает
как суверенный итог отдельных несуверенных
познавательных актов, предпринимаемых
человечеством в заданных условиях.
Конкретность. Конкретность истины является
синтетическим, интегральным параметром,
он вытекает из абсолютности, относительности,
процессуальности истины. Истина всегда
конкретна, потому что получена субъектом
в некоторой наличной обстановке, которая
характеризуется единством места, времени,
действия.
Конкретность истины является
ее определенностью — независимо от степени
строгости и точности истина имеет предел
положительной применимости, где понятие
последнего задается областью фактической
выполнимости теории.
Основные пункты конкретности
истины:
— истина исторична — реализуется
в некоторой ситуации, характеризуемой
единством места, времени, действия;
— истина динамична — абсолютное
дано относительно и через относительное,
оно имеет свои границы и исключения;
— истина качественна — есть
интервал выполнимости, за пределы которого
экстраполяция истины недопустима.
Хотя базой для науки является
истина, наука содержит массу
неистинного:
— теории, содержащие противоречия;
— недоказанные теоремы;
— неразрешенные проблемы;
— гипотетические объекты с
неясным познавательным статусом;
— парадоксы;
— противоречивые объекты;
— неразрешимые положения;
— необоснованные предположения;
— порождающие антиномии представления
и рассуждения и др.
Наука не может пропускать гипотетические,
маловероятные знания вследствие того,
что: полностью не доказана его противоречивость;
имеются надежды на его скорое обоснование;
критическое испытание гипотетического
знания провоцирует производство нового
знания и др.
42. ОТКАЗ
ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
Первыми, кто сделал шаг к отказу
от проблематики сознания, были:
— Джон Дьюи (1859–1952);
— Мартин Хайдеггер (1889–1976);
— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).
Джон Дьюи — американский философ,
один из ярчайших представителей неопрагматизма.
Прагматизм — направление в
философии, которое ведет свое начало
от американского философа Пирса, оно
видит наиболее яркое выражение человеческой
сущности в действии и ценность или отсутствие
ценности мышления ставит в зависимость
от того, является ли оно действием, служит
ли оно действию, жизненной практике.
Основным понятием философии
этого мыслителя был опыт, под которым
имелись в виду все формы проявления человеческой
жизни. По мнению Дьюи, философия появилась
не из удивления, как полагали еще в древности,
а из социальных напряжений и стрессов.
Поэтому главной задачей философии является
такая организация жизненного опыта, прежде
всего уклада социального бытия, которая
способствовала бы улучшению образа жизни
людей, их бытия в мире.
Главная идея Дьюи, определяющая
суть его философии, — инструментализм.
Инструментализм — направление в философии,
согласно которому ум и интеллект точно
так же являются средством (инструментом)
приспособления к изменяющимся условиям,
как части тела и зубы.
По мнению этого мыслителя, истинны
те идеи, концепции и теории, которые являются
результативно-выгодными, успешно работают
в жизненно важных обстоятельствах, ведут
к достижению прагматических целей.
Мартин Хайдеггер — немецкий философ, сторонник
экзистенциализма.
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование)
— «философия существования», одно из
самых модных философских течений в середине
XX в., которое представляло собой самое
непосредственное выражение того времени,
затерянности, безысходности.
По мнению представителей экзистенциализма,
задачей философии является занятие не
столько науками в их классическом рационалистическом
выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого
бытия. Люди помимо своей воли заброшены
в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом
для себя мире. Их бытие окружено со всех
сторон какими-то непонятными знаками,
символами. Основные вопросы, поставленные
Хайдеггером:
— Для чего живет человек?
— В чем смысл его жизни?
— Каково место человека в мире?
— Каков выбор им своего жизненного
пути? Людвиг Витгенштейн —
австрийский мыслитель, логик и математик.
Людвиг Витгенштейн:
— развивал идеи лингвистической
философии;
— разрабатывал проблемы математической
логики;
— анализировал язык математики
как наиболее совершенный язык научного
знания.
Он предлагал свести все научное
знание к логике и математике, тем самым
абсолютизируя значимость формальных
преобразований, якобы могущих выразить
содержательные утверждения о мире.
Главное произведение позднего
периода Витгенштейна — «Философские
исследования», в которых он трактует
философию как активность, направленную
на прояснение языковых выражений. Задача
же философии сугубо «терапевтическая»
— устранение путем анализа естественного
языка не только философских, но и иных
обобщений, которые оцениваются им как
своего рода заболевания.
43. ТЕМА СОЗНАНИЯ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
История русской литературы
является богатым культурно-историческим
феноменом.
Наиболее содержательным периодом
русской философии является XIX в. Этот период
был «золотым веком» в истории русской
духовности, веком классики и универсализма.
Этому столетию присущ органический синтез
философской мысли и художественного
слова.
Начало русской классической
философии положило творчество Чаадаева
(1794–1856). В его «Философских письмах» с
религиозной точки зрения были поставлены
вопросы:
— Каковы особенности исторического
развития России и Западной Европы?
— Что такое русское национальное
самосознание? Философская политика Чаадаева
дала толчок расколу в русской философской
мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных
течений — славянофильства и западничества.
Славянофилы связывали судьбу
России с развитием русского национального
сознания и расцветом русской православной
религии.
В истории русской философии,
которая всегда уделяла большое внимание
религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему
в основу всей своей системы идею «всеобщего
спасения». Отличительной особенностью
мысли Федорова является его непримиримое
отношение к смерти, необходимости ее
активного преодоления. В его известной
работе «Философия общего дела» звучит
призыв к «действию», а не пассивному созерцанию
мира и выражена вера в то, что разум и
сознание человека могут сами по себе
осуществить эту задачу.
Николай Александрович
Бердяев (1874–1948) — один из ярчайших
представителей русской религиозной философии.
Для социального переустройства общества,
согласно Бердяеву, нужно прежде всего
не техническое переустройство, а духовное
возрождение. Для России это связано с
утверждением «русской идеи». По мнению
Бердяева, главной отличительной чертой
русской идеи является религиозный мессианизм,
который пронизывает все общество, его
культуру, сознание. Суть национальной
русской идеи — осуществление царства
Божия на земле. Бердяев с критикой относится
к крайностям и славянофилов, и западников
в их выводах о месте России в мировой
истории. Россия, по его мнению, может осознать
себя и свое призвание в мире лишь в свете
проблемы Востока и Запада. Она находится
в центре этих миров и должна сознавать
себя «Востоко-Западом», соединителем,
а не разделителем их.