Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Id — «Оно», т.е. бессознательное в психике человека, которое управляется врожденными инстинктами, биологическими влечениями индивида; на первое место среди этих влечений Фрейд ставил половую любовь (Эрос), а на второе — страх смерти, чьей оборотной стороной выступает агрессивность (Танатос); с этой своей стороны психика подвластна принципу удовольствия, она не сдерживается ни разумом, ни моралью; зажатое между Я и Сверх-Я, бессознательное напоминает бурлящий котел, с которого бешеным давлением пара (влечением инстинктов) периодически срывает тяжелую крышку (неврозы, аффекты, стрессы).
Пути разрешения душевного конфликта между над- и подсоз-нанием разнообразны и дополняют друг друга. По Фрейду, есть несколько возможностей преодолеть неизбежные в принципе противоречия названных частей психики. В биографии каждого человека эти варианты так или иначе присутствуют, чередуясь и сочетаясь друг с другом.
1. Непроизвольное вытеснение
травмирующей психику по при-
Основные причины неврозов:
• вынужденный отказ от удовлетворения половых и прочих биоло-гических потребностей;
• фиксация внимания на этих лишениях;
• склонность к конфликтам с окружающими.
Во многом от самого человека, его здравого смысла и самооблада-ния зависит, выдержит ли он давление реальности или же придумает себе вымышленную реальность невроза, а в крайних случаях вообще отгородится от реальной жизни (в этом случае невроз уже переходит в психоз). По Фрейду, «невроз не отрицает реальности, он только ничего не хочет знать о ней; психоз же отрицает ее и пытается заменить» в собственном воображении реальность на беспочвенные фантазии. В этом смысле «невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, кто разочаровался в жизни, чувствовали себя слишком слабыми для жизни».
2. Регрессия как защитный механизм поведения означает уход лич-ности на более примитивный по сравнению с ее возможностями уровень мышления и деятельности. Распространенными проявлениями регрессии выступают алкоголизм, табакокурение, неоправданная агрессивность в мирных ситуациях, переедание, порнография, наркомания и т.п. формы возврата к прямолинейному удовлетворению животных инстинктов.
3. Сублимация — напротив,
переключение энергии бессозна-
4. Трансфер, по Фрейду, означает
перенос эмоционального
«Перенесение, — утверждал Фрейд, — наступает при всех человеческих отношениях, так же как в отношениях больного к врачу, самопроизвольно; оно повсюду является истинным носителем терапевтического влияния, и оно действует тем сильнее, чем менее мы догадываемся о его наличии».
5. Психоанализ как метод
совместного поиска пациентом
и врачом-психоаналитиком
Основные приемы такого рода психоанализа:
• метод свободных ассоциаций • толкование сновидений, • расшифровка ошибочных действий, причины которых кроются в подсознании, его болезненных симптомах — уловить эти причины старается врач-психоаналитик;
6. Любовь как нормальные
отношения мужчины и женщины,
при том условии, желательно, когда
их союз не вредит их судьбе,
не обездоливает никого среди
их близких (прежде всего
Впрочем, всесторонняя гармония в любви достижима редко; скорее, в виде исключения. Именно психоанализ помогает понять за-кономерность соответствующих сложностей. Фрейда считают отцом сексуальной революции XX века. Не стоит видеть в ней только полного падения нравов, однозначного кризиса семьи, окончательной деградации морали. Скорее, фрейдизм всего лишь поставил довольно точный диагноз новому этапу развития общественных отношений; пре-одолел устаревшие представления о половой любви как грехе, покончил с мифом о сексуальности как проклятии рода человеческого. Фрейд не только декларировал, но и теоретически обосновал половую любовь как необходимое условие человеческого счастья, гармонии и здоровья в межличностных отношениях.
В этой связи здесь уместно остановиться на феномене любви муж-чины и женщины несколько подробнее, причём не только с психоаналитической точки зрения.
Карл Юнг (1875–1961) — швейцарский психолог и философ. Осно-ватель аналитической психологии, которая развивает и дополняет многие идеи классического фрейдизма. Главным вкладом Юнга в психоаналитическую теорию стало учение о коллективном бессознательном и его архетипах (греч. arche – начало + typos – образ), т.е. первообразах, отдаленных образцах, возникших в прошлой истории культуры и передающихся от поколения к поколению принадлежащих к ней людей, с определенными инновациями. Архетипы — своего рода гены культуры, с помощью которых она воспроизводит те или иные структуры человеческой психики. Они заключаются в языке, символах искусства, ритуалах религии, мифах, политических доктринах, т.п. формах духовного творчества. Индивидуальные ком-плексы образуют сравнительно тонкий слой бессознательного, а его толща состоит из межличностных, коллективных установок, предрассудков социальной среды, идеалов исторической эпохи и т.п. моментов коллективного бессознательного. Человек представляет не только себя. Но и расу, народ, общину, землячество, конфессию, партию и др. социальные группы. Интересы и цели этих групп в свою очередь довлеют над бессо-знательной психикой индивида. Основная задача психотерапии, по Юнгу, — восстановление нарушенных жизнью связей между различными уровнями психики. Особенную известность получила юнговская типология характеров, которые он делил на интра- и экстравертов. Главным содержанием психики считал стремление личности к наиболее полному осуществлению своих возможностей (индивидуация). Нельзя сводить энергию жизни только к сексуальности, как это делал Фрейд. В разные периоды жизни на первый план ее души выдвигаются разные потребности. Психическая гармония личности не может быть ограничена половой любовью, но требует признания личности в остальных сферах ее жизни и деятельности.
Интеллектом называется способность индивида к мышлению, уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление — это интеллект в действии, сам процесс его применения. Хотя способность мыслить, т.е. пользоваться интеллектом, присуща всем людям, но распределена она между ними неодинаково. Основным показателем раз-меров индивидуального интеллекта является так называемый Intelligence quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, т.е. умственной одарённости. Этот показатель привязан к возрасту ребёнка. Французский психолог Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тестами — заданиями на смекалку, сообразительность. Он решил различать хронологический возраст ребенка, средние показатели умственного развития для этого возраста и реальное соотношение первого и второго у каждого испытуемого. В результате мы можем установить, соответствует ли умственный возраст ребенка норме, опережает ее или отстает. Льюис Термен из Стенфордского университета (США) усовершенствовал эту методику (1917 г.) до репрезентативного уровня (чтобы, по возможности, отделить изучение умственных способностей от запаса знаний, языка и т.п. культурных особенностей разных стран, народов и социальных слоев населения). Введя понятие IQ, Термен предложил для его вычисления делить умственный возраст на хронологический. Так, если ребенок 6 лет имеет “умственный возраст” 8, то его IQ будет: 8 : 6 = 1, 33 х 100 (чтобы избавиться от десятичной дроби), т.е. 133 (очень высокий показатель по данной шка-ле).
Термен и его последователи в организации тестирования вывели “нормальную кривую” рангового порядка детей в каждом конкретном возрасте. По этой схеме видно, как одинаково распределяются умственные способности в любой крупной популяции людей (независимо от времени, места их проживания; особенностей расы, этноса, культуры):
Учёные, психологи, биологи и педагоги разных стран продолжают спорить, насколько IQ обусловлен генетикой, насколько — факторами среды (семья, образование, работа и т.п.). Артур Дженсен полагал (1969), что соотношение здесь примерно 80 на 20 в пользу наследственности. Пожалуй, он недалёк от истины. Тем не менее, разница размеров интеллекта является не более чем диагнозом психолога, измерившим ваши способности к мышлению, но никак не приговором к той или иной судьбе, карьере. Высокий интеллект помогает добиться высоких показателей в жизни, но совсем не гарантирует успеха. Как видно на кривой Термена, у большинства (84 %) людей средний интеллект — от 80 до 120. Наиболее полно показа-тель IQ коррелирует со школьной успеваемостью. Однако зависит ещё от многих других качеств личности — воли, темперамента, доброты и злости, внешности, наконец, удачи. К тому же, важен не только общий размер интеллекта, но и его сочетание с остальными способностями личности, её направленностью. Кроме того, для разных видов деятельности требуется разный интеллект — математический или художественный, научный или практический, т.д., т.п.
Психологи из штата Пенсильвания попытались определить уровень интеллекта президентов США, начиная с 1945 г. (в расчёт брались такие показатели, как школьная успеваемость, ясность речи, сообразительность). Умственные способности Ф. Рузвель-та удостоились 147 баллов, Р. Рейгана лишь 105, Д. Картера 175, Дж. Кенннеди 147, У. Клинтон больше всех — 182, а действующий президент Дж. Буш всего лишь 91 (худ-ший показатель в этой выборке); его отец Дж. Буш-старший тоже остановился на 99 баллах.
Уровни организации интеллекта:
рассудок представляет собой низшую, зато базовую, фундаментальную подсистему мышления, которая отвечает за логическое сочетание уже готовых выводов человеческого опыта; отсеивает парадоксальные, а значит рискованные варианты поведения;
разум позволяет осуществлять творчество новых смыслов и ценно-стей культуры; отвечает за понимание масштабных и глубинных проблем познания и практики.
Согласно афоризму Гегеля, “разум без рассудка ничто, а рассудок и без разума нечто”.
40.Экзистенциализм: понятие и основные представители. К счастью, дедукция (выведение) понятий — не единственный способ рассмотрения проблемы смысла жизни. В XX веке сложилось влиятельное философское направление — экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — основной темой которого и был смысл жизни. Наиболее известными представителями этого философско-литературного движения были Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр (Франция); М. Хайдеггер, К. Ясперс (Германия). Экзистенциализм сложился на основании философских опытов XIX века о человеке (прежде всего С. Кьеркегор, Ф. Ницше), литературных опытов (более всего Ф.М. Достоевский), методологии феноменологии (Э. Гуссерль); а также исторического опыта двух мировых войн и тоталитарных диктатур первой половины XX столетия. Экзистенциализм был властителем дум послевоенной европейской интеллигенции, он присутствовал в студенческой революции рубежа 60 – 70-х годов на уровне едва ли не идеологии.
Мартин Хайдеггер (1880–1976) — немецкий философ-экзистенциалист. Он считал, что лишь человеку свойственно осмысление бытия, которое он называл экзистенцией. Для вопрошающего человека бытие проявляется и раскрывается через познавательную и практическую деятельность. Человек смотрит на мир сквозь призму своего мировоззрения, которое формирует особенности постижения действительности. Для Хайдеггера время является наисущественнейшей характеристикой бытия, т.к. вся жизнь конечна, поэтому личность в попытке уйти от безысходности вводит для себя ориентацию на будущее, дающую ей подлинное существование, заслоняя миром повседневных вещей грядущий конец. Личность осознает свою уникальность и в тоже время смертность. Хайдеггер сосредоточился на индивидуальном начале в бытии человека, характеризующемся личным выбором, ответственностью, поисками собственного Я. В дальнейшем ученый перешел к анализу категории бытия в более широком контексте. Для постижения бытия он вводит термин «вслушивание», считая, что язык, открывают «истину» бытия.